Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Оглавление

Введение
2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников


1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7

1.3 Причины школьной неуспеваемости
10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования


2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42

Заключение
45

Литература
47

Приложение

Файлы: 1 файл

Причины неуспеваемости_мл_шк.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

            проблемы, связанные с умственным развитием;

            поведенческие проблемы;

            эмоциональные и личностные проблемы;

            проблемы обучения:

            невротические проявления (тики, энурез) и др.

Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, П.И. Раев[18] считают, что школьная неуспеваемость может быть вызвана:

            психическими особенностями ученика;

            недостатком объема и качества знаний;

            недостаточно сформированной учебной деятельностью;

            отношением с окружающими;

            деформацией мотивов учения.

Анализ литературы, посвященной проблеме школьной неуспеваемости, позволил выделить из называемых многими авторами причин несколько факторов, которые могут привести к неуспеваемости (Приложение 5).

б) Психологические причины неуспеваемости

Некоторые специалисты отмечают, что в разных случаях школьная неуспеваемость может быть вызвана различными психологическими причинами. Н.П. Локалова признает, что существует насущная потребность в оказании помощи учителям, которые работают со слабоуспевающими учениками. Однако она считает, что помощь окажется эффективной только при условии знания психологических причин неуспеваемости. Между внешними проявлениями трудностей и их психологическими причинами может не быть прямого и однозначного соответствия.

К психологическим причинам неуспеваемости относят, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы интересы и др.

Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение:

       познавательная;

       мотивационная;

       эмоционально-волевая;

Познавательная сфера

Л.Б. Ермолаева-Томина, И.А. Акопянц, В.К. Воеводкина [19]считают, что для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов.

Д.Б. Эльконин [20]утверждает, что в настоящее время экспериментально доказана возможность формирования (в случае создания определенных условий обучения) значительно более высокого уровня психического развития в младшем школьном возрасте. Однако, недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности.

Конкретность мышления младших школьников затрудняет понимание переносного значения слов и словосочетаний, синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных) приводит к неправильным умозаключениям, инертность – к образованию шаблонов, однозначность (прикованность к только одной стороне рассматриваемого предмета, явления) – к неумению оперировать одновременно всеми нужными для решения проблемы данными и т.д.

Обучение должно проходить параллельно психическому и физическому развитию ребенка, а не противоречить ему. В период обучения в начальной школе у ребенка ведущей функцией является чувственное восприятие, на его основе и надо строить обучение (от чувственного познания - к абстрактному пониманию).

Признавая необходимость развития познавательных процессов с целью повышения успеваемости, ряд ученых придерживается следующей точки зрения: для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, т.к. память – это важнейший познавательный процесс, который лежит в основе обучения.

Д. Лапп[21] приводит такую схему:

 

 

 

Д. Лапп утверждает, что при разрыве этой цепи, всякий раз происходит забывание.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, поэтому именно в этот период целесообразно знакомить детей с приемами мнемотехники, помогающими структурировать и запоминать материал. Для детей начальной школы характерно словесно-логическое мышление.

Е.С. Гобова, М. Гриндер связывают успеваемость сведущей репрезентативной системой учащегося. Стиль школьного обучения меняется от класса к классу (начальная школа – кинестетический, средняя – аудиальный, старшая - визуальный), в связи с этим успешным будет тот ребенок, у которого развиты все три системы. Дети – визуалы, как правило, наиболее подготовлены к обучению грамотному письму (Монина Г.Б.)[22].

В связи с вышеуказанным перед учителем встает необходимость развития у учащихся всех каналов восприятия. Гобова, Гриндер, Сиротюк, Ливер и др. рекомендуют многосенсорное обучение детей, в процессе которого информация дается по нескольким каналам. Для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Эмоционально-волевая сфера

Л.М. Страхова[23] отмечает связь эмоциональных процессов и мышления и полагает, что в возникновении в учебном процессе эмоциональных связей главная роль отводится учителю. Автор считает главным фактором продуктивности познавательной сферы эмоциональную связь учителя и учеников. Учитель стимулирует умственную деятельность детей, эмоционально окрашивая умственные операции. В комплексной активизации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) необходимым условием является умение педагога использовать речевые свойства экспрессивности, которые активизируют внимание учеников и способствуют осознанному пониманию учебного материала.

Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учителю и снижению самооценки. По мнению Р.М. Грановской[24], самооценка младших школьников безоценочно основывается на мнении окружающих взрослых и в ключевых аспектах сохраняется до подросткового возраста.

Еще один вариант влияния успешности обучения на формирование самооценки школьника: известны случаи, когда ребенок, успешно и без проблем, практически не затрачивая усилий, переходит из класса в класс. На фоне легких успехов закрепляется привычка к постоянному одобрению, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. Но когда ученик в старших классах где материал требует глубокой и серьезной проработки, вдруг понимает, что он уже не имеет явного превосходства по отношению к одноклассникам, и даже сталкивается со сложностями в учебе, у него резко падает самооценка.

Неадекватно завышенная самооценка также может привести к проблемам как для самого ученика, так и для тех, кто его окружает и взаимодействует с ним. Не так редки конфликтные ситуации между учителем и учеником, когда последний отказывается посещать уроки по предмету, необоснованно считая себя лучше знающим материал учебного курса, им сам учитель, и как результат, имеет значительные проблемы в освоении материала по предмету. Иногда ребенок не соглашается со справедливо поставленной оценкой, считая себя правым и не соглашаясь с доводами педагогов, которые пытаются объяснить сущность проблемы и предложить пути ее решения.

Формирование адекватной самооценки зависит от установки учителя по отношению к ребенку, и от его положения в школьном коллективе.

Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Н.П. Майорова[25] утверждает, что ребенок только тогда готов к обучению в школе, когда у него сформированы волевые качества, когда он сам может поставить перед собой цель и достичь ее. Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль учащихся.

Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и др., может повлиять на успешность обучения ребенка. Однако, можно предположить, что формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

Мотивационная сфера

А.Н. Леонтьев[26] указывает на возможность прямой зависимости интеллектуальных процессов от мотивации деятельности: лишь при определенного рода мотивах возможно действительное, а не формальное овладение операциями теоретического мышления.

Задачи обучения можно считать решенными полностью, отмечает Д.Б. Эльконин, только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности. Отношение ребенка к учению, т.е. учебная мотивация, играет решающую роль и в формировании личности школьника. Выделяя внешние и внутренние мотивы к обучению, Л.И. Айдарова[27] к внешней мотивации относит все то, что лежит вне самой деятельности: «подкрепления после выполнения задания, внешний контроль» и т.д. К внутренней мотивации – то, что вытекает из задачи самой деятельности, «обеспечивая изнутри ее непрерывное обучение». Л.И. Айдарова считает, что такая мотивация складывается в самом процессе деятельности, в основном благодаря сохранению в ней ориентировочно-исследовательских моментов. Репродуктивное обучение, которое осуществляется в традиционных программах, преследует одну цель – получение знаний, одобрение одобрения окружающих. В развивающих же программах (при продуктивном обучении) основным мотивом, кроме знаний, будет и сам процесс обучения.

Лу Ливер считает что, «учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся мешают мотивации не принимающие их учителя, родители, сверстники, обучающиеся более быстро, и сами учебные материалы, ориентированные на другие типы учащихся». Таким образом, причиной неуспеваемости становится причина не психологического, а социально-бытового характера.

По мнению А.А. Сиротюк[28] учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Так, Д.Б. Богоявленский[29] считает «создание проблемной ситуации необходимым условием для возникновения активной умственной деятельности. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может».

Многообразие подходов к проблеме эффективности обучения, множество не связанных друг с другом классификаций причин неуспеваемости, рекомендаций затрудняет процесс анализа учителем конкретных случаев неуспеваемости детей на уроках. Введение в школе должности практического психолога может сказаться полезным в деле повышения эффективности обучения, так как именно этот специалист призван помочь учителю разобраться в потоке психологической информации, понять причины неуспеваемости каждого отдельного ученика в каждом конкретном случае.

в) Физиологические причины неуспеваемости

Ни для кого не секрет, что здоровье детей в течение последних десятилетий неуклонно ухудшается. Все большее число детей приходит в школу, имея уже те или иные хронические заболевания. Начиная с 1990-х годов отмечено сокращение числа детей дошкольников с нормальным физическим развитием.

У детей дошкольного возраста (4-7 лет) наиболее распространенными являются болезни опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, болезни кожи, причем и мальчиков отличена менее благоприятная картина, по сравнению с девочками.

Школа – очень серьезный и сложный план в жизни каждого ребенка. Задача сохранения в здоровья ребенка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной условностью любой ценой. Условность учебы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем.

На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение.

Именно поэтому специалистам, работающим с детьми и родителям необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и вариант его индивидуального развития при организации учебного процесса, как в школе, так и дома. Детям с ослабленным здоровьем в большей степени необходим щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.

Рассмотрим некоторые частные случаи особого развития детей, с которыми чаще всего обращаются к психологу обеспокоенные родители.

Леворукость

Особого внимания учителя заслуживают леворукие дети. Основные трудности такого ребенка начинаются, как правило, при поступлении в школу. Многие специалисты считают, обучение левшей должно проходить по иной, отличной от общепринятой методики обучения. Следует помнить о том, что леворукость – это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь еще один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности в пределах нормы.

Леворукому ребенку не очень удобно в праворуком мире: и ложку держать в правой руке, и карандаш. Но основные трудности, как правило, начинаются в школе.

Почти 90% людей имеют ведущую правую руку и лишь 10% - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Левшами были Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, И. Павлов, В. Даль. У леворуких и праворуких людей различная организация мозга, и, следовательно, выбор ведущей руки для любого вида деятельности очень непрост.

Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции