Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Введение
2
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7
1.3 Причины школьной неуспеваемости
10
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33
2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38
2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39
2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42
Заключение
45
Литература
47
Приложение
Следующим шагом нашей работы было выявление уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе.
Количественные показатели уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе в баллах отражены в таблице 3 (Приложение 1).
Данные, полученные при исследовании уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе, представлены в процентах в таблицах 4 и 5.
Количественные показатели первичной диагностики уровня мотивации учения младших школьников (в процентах)
Таблица 4
Методики исследования мотивации учения (в %) | |||
Задание на определение сформированности мотивов учения | |||
Номера вопросов | Уровни сформированности мотивов учения | ||
качество отсутствует | качество присутствует | качество ярко выражено | |
1 | 10 | 40 | 50 |
2 | 10 | - | 90 |
3 | - | 50 | 50 |
4 | 10 | 40 | 50 |
5 | 10 | 20 | 70 |
6 | - | 40 | 60 |
7 | 10 | 20 | 70 |
8 | 10 | 50 | 40 |
Количественные показатели первичной диагностики изучения мотивации учения и адаптации ребёнка в школе (в процентах)
Таблица 5
Уровни сформированности мотивационной сферы | ||||
высокая | средняя | внешняя | низкая | негативное отношение |
- | 40 | 40 | 10 | 10 |
В результате исследования сформированности мотивов учения мы получили следующие данные: у 10% испытуемых отсутствует качество стремиться иметь глубокие и прочные знания (или хочет получить хорошую оценку). Данное качество присутствует у 40% испытуемых и ярко выражено у 50% испытуемых.
Качество понимания опасности накопления пробелов в знаниях (просто боится получения низкой оценки, замечания) у 10% испытуемых отсутствует. Данное качество у 90% испытуемых ярко выражено.
50% испытуемых относятся к требованиям преподавателя позитивно, стараются понять полезность этих требований. У 50% испытуемых данное качество ярко выражено.
Качество стремиться изучать весь материал (или только наиболее интересный или просто время от времени) у 10% испытуемых отсутствует, у 40% присутствует и у 50% испытуемых ярко выражено.
Качество тяги к знаниям и познавательный интерес у 10% испытуемых отсутствует. У 20% испытуемых имеется тяга к знаниям и познавательный интерес. Дети стремятся разобраться во всем, во что бы то ни стало. Данное качество ярко выражено у 70% испытуемых.
Исследование показало, 40% испытуемых испытывают радость при преодолении затруднений. Данное качество ярко выражено у 60% испытуемых.
Исследование показало, что у 10% испытуемых выявлено не стремление овладеть новыми рациональными способами учебной работы. Данное качество присутствует у 20% испытуемых и ярко выражено у 70% испытуемых.
10% испытуемые работают стихийно в процессе учебной деятельности. 50% испытуемых осознают способы учебной деятельности. У 40% испытуемых данное качество ярко выражено.
Изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе показало, что у 40% испытуемых средний уровень мотивации и адаптации в школе. У 40% испытуемых выявлено внешняя мотивация учения.
У 10% испытуемых выявлено негативное отношение к школе.
У 10% испытуемых низкий уровень мотивации и адаптации в школе. В процессе беседы с классным руководителем мы выяснили о том, что данный ученик перевелся с другой школы в начале 4 класса, по причине смены местожительства семьи.
Чтобы на начальном этапе исправить проблемы, не допустить дезадаптацию детей, испытывающих трудности в учебной деятельности необходима комплексная коррекционная работа.
2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
Цель предлагаемой коррекционно-развивающей программы:
1. Развитие и совершенствование мотивационной сферы личности участников эксперимента.
2. Оптимизировать уровень тревожности учащихся младших классов.
Общие задачи формирующего эксперимента:
1. Воспитание уверенности в себе
2. Снижение эмоционального напряжения
3. Помощь в снятии страхов
4. Уменьшение тревожности
5. Помощь в преодолении негативных переживаний
6. Развитие интереса к учебной деятельности
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на 3-х взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1) обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценка и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Приводимая коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий. Упражнения рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Занятия проводились в спортивном зале, где дети с разной степенью активности могли безопасно передвигаться. В помещении не было никаких потенциально опасных предметов.
Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия. Занятия проводились 2–3 раза в неделю. Продолжительность занятий 45–50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений (Приложение 2).
2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
Цель:
1) проверить эффективность коррекционно-развивающей программы;
2) выявить уровень улучшения успеваемости проблемных детей по результатам коррекционно-развивающей программы;
3) выявить уровень развития мотивов учения всех участников эксперимента по итогам проведения коррекционно-развивающей программы.
В данном эксперименте использовались:
Количественные показатели вторичной диагностики уровня общей и школьной тревожности младших школьников (в баллах и процентах) отражены в таблицах 6 и 7 (Приложение 3).
Далее нами был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного обследования уровня тревожности младших школьников.
Сравнительный анализ данных между результатами первичной и вторичной диагностики тревоги младших школьников
Таблица 8
Методики исследования | Среднее значение | Двухсторонняя значимость |
Дом – Дерево – Человек_ПД Дом – Дерево – Человек_ВД | 2,50 1,60 | ,000 |
Школьная тревожность_ ПД Школьная тревожность_ВД | 47,70 29,80 | ,000 |
Для выборки объемом N=10 среднее значение переменной «Дом–Дерево–Человек_ПД» (результаты первичной диагностики) равное (2,50) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Дом–Дерево–Человек_ВД» (результаты вторичной диагностики) равное (1,60) с уровнем значимости p<0.001.
Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции