Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Оглавление

Введение
2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников


1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7

1.3 Причины школьной неуспеваемости
10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования


2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42

Заключение
45

Литература
47

Приложение

Файлы: 1 файл

Причины неуспеваемости_мл_шк.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Следующим шагом нашей работы было выявление уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе.

Количественные показатели уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе в баллах отражены в таблице 3 (Приложение 1).

Данные, полученные при исследовании уровня мотивации учения и уровня адаптации младшего школьника в школе, представлены в процентах в таблицах 4 и 5.

 

Количественные показатели первичной диагностики уровня мотивации учения младших школьников (в процентах)

Таблица 4

Методики исследования мотивации учения (в %)

Задание на определение сформированности мотивов учения

Номера вопросов

Уровни сформированности мотивов учения

качество отсутствует

качество присутствует

качество ярко выражено

1

10

40

50

2

10

-

90

3

-

50

50

4

10

40

50

5

10

20

70

6

-

40

60

7

10

20

70

8

10

50

40

 

Количественные показатели первичной диагностики изучения мотивации учения и адаптации ребёнка в школе (в процентах)

Таблица 5

 

Уровни сформированности мотивационной сферы

высокая

средняя

внешняя

низкая

негативное

отношение

-

40

40

10

10

 

В результате исследования сформированности мотивов учения мы получили следующие данные: у 10%  испытуемых отсутствует качество стремиться иметь глубокие и прочные знания (или хочет получить хорошую оценку). Данное качество присутствует у 40% испытуемых и ярко выражено у 50% испытуемых.

Качество понимания опасности накопления пробелов в знаниях (просто боится получения низкой оценки, замечания) у 10% испытуемых отсутствует. Данное качество у 90% испытуемых ярко выражено.

50% испытуемых относятся к требованиям преподавателя позитивно, стараются понять полезность этих требований. У 50% испытуемых данное качество ярко выражено.

Качество стремиться изучать весь материал (или только наиболее интересный или просто время от времени) у 10% испытуемых отсутствует, у 40% присутствует и у 50% испытуемых ярко выражено.

Качество тяги к знаниям и познавательный интерес у 10% испытуемых отсутствует. У 20% испытуемых имеется тяга к знаниям и познавательный интерес. Дети стремятся разобраться во всем, во что бы то ни стало. Данное качество ярко выражено у 70% испытуемых.

Исследование показало, 40% испытуемых испытывают радость при преодолении затруднений. Данное качество ярко выражено у 60% испытуемых.

Исследование показало, что у 10% испытуемых выявлено не стремление овладеть новыми рациональными способами учебной работы. Данное качество присутствует у 20% испытуемых и ярко выражено у 70% испытуемых.

10% испытуемые работают стихийно в процессе учебной деятельности. 50% испытуемых осознают способы учебной деятельности. У 40% испытуемых данное качество ярко выражено.

Изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе показало, что у 40% испытуемых средний уровень мотивации и адаптации в школе. У 40% испытуемых выявлено внешняя мотивация учения.

У 10% испытуемых выявлено негативное отношение к школе.

У 10% испытуемых низкий уровень мотивации и адаптации в школе. В процессе беседы с классным руководителем мы выяснили о том, что данный ученик перевелся с другой школы в начале 4 класса, по причине смены местожительства семьи.

Чтобы на начальном этапе исправить проблемы, не допустить дезадаптацию детей, испытывающих трудности в учебной деятельности необходима комплексная коррекционная работа.

 

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа

Цель предлагаемой коррекционно-развивающей программы:

1.      Развитие и совершенствование мотивационной сферы личности участников эксперимента.

2.      Оптимизировать уровень тревожности учащихся младших классов.

  1. Реализация комплексной программы для повышения уровня успеваемости учащихся с трудностями в обучении.

Общие задачи формирующего эксперимента:

1.       Воспитание уверенности в себе

2.       Снижение эмоционального напряжения

3.       Помощь в снятии страхов

4.       Уменьшение тревожности

5.       Помощь в преодолении негативных переживаний

6.       Развитие интереса к учебной деятельности

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на 3-х взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1)              обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2)              расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3)             перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценка и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Приводимая коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий. Упражнения рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Занятия проводились в спортивном зале, где дети с разной степенью активности могли безопасно передвигаться. В помещении не было никаких потенциально опасных предметов.

Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия. Занятия проводились 2–3 раза в неделю. Продолжительность занятий 45–50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений (Приложение 2).

 

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап

Цель:

1) проверить эффективность коррекционно-развивающей программы;

2) выявить уровень улучшения успеваемости проблемных детей по результатам коррекционно-развивающей программы;

3) выявить уровень развития мотивов учения всех участников эксперимента по итогам проведения коррекционно-развивающей программы.

В данном эксперименте использовались:

  1. Рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек» (Дж. Бук, 1948).
  2. Тест школьной тревожности Филлипса.
  3. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).
  4. Изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе.

 

Количественные показатели вторичной диагностики уровня общей и школьной тревожности младших школьников (в баллах и процентах) отражены в таблицах 6 и 7 (Приложение 3).

Далее нами был проведен сравнительный анализ результатов первичного и вторичного обследования уровня тревожности младших школьников.

             

Сравнительный анализ данных между результатами первичной  и вторичной диагностики тревоги младших школьников

Таблица 8

Методики исследования

Среднее значение

Двухсторонняя значимость

Дом – Дерево – Человек_ПД

Дом – Дерево – Человек_ВД

2,50

1,60

,000

Школьная тревожность_ ПД

Школьная тревожность_ВД

47,70

29,80

,000

 

Для выборки объемом N=10 среднее значение переменной «Дом–Дерево–Человек_ПД» (результаты первичной диагностики) равное (2,50) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной «Дом–Дерево–Человек_ВД» (результаты вторичной диагностики) равное (1,60) с уровнем значимости p<0.001.

Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции