Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Оглавление

Введение
2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников


1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7

1.3 Причины школьной неуспеваемости
10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования


2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42

Заключение
45

Литература
47

Приложение

Файлы: 1 файл

Причины неуспеваемости_мл_шк.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем такой человек отличается от праворукого, но известно, что леворукость – результат особой организации мозга – определяет не только ведущую руки, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения, письма). Безусловно, нельзя считать леворукость патологией, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей.

Существуют общепринятые правила общения леворуких детей. При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с те6м же наклоном, что и праворукие. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов должна быть более легкая, сверху вниз, слева направо, а более легкие соединения в виде «петелек».

Общая тактика поведения учителя и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе.

Астенический синдром

Как было уже сказано выше, одной из возможных причин школьной неуспеваемости является физическое здоровье ребенка. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди, все чаще встречается у детей.

Часто болеющий ребенок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен.

Однако, общая ослабленность организма может быть и врожденной. К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6-7 году жизни, т.к. период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма.

Особенно высока вероятность такого совпадения у детей с задержанным развитием, уровень их биологического развития часто не совпадает с календарным. Изменения, которые при своевременном развитии приходится на старший дошкольный возраст, у них происходя уже за школьной партой. Устойчивость ребенка в этот период снижается, обычная школьная нагрузка может оказаться избыточной и неблагоприятно воздействовать на здоровье. Тем более утомляет эта нагрузка ребенка ослабленного, еще сильнее снижается устойчивость к учебной нагрузке и различным заболеваниям.

Трудности в адаптации к школьным условиям обусловлены не только повышенной утомляемостью этих детей и со сниженной работоспособностью, но и инфантильными особенностями психики, которые отличаются у часто болеющего, ослабленного ребенка: несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослого.

Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказывается для них непосильными. Стандартная нагрузка оказывается чрезмерной: утомление наступает быстрее, чем у более здоровых детей. Накапливающееся утомление отсутствие своевременного отдыха (они успевают устать, истощаются задолго до наступления перерыва между уроками и не успевают отдохнуть за перемену) приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомляемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению.

У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становиться раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли появляются все чаще, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей – для него не переносимым становится пребывание в шумном классе, звук школьного звонка заставляет его вздрагивать, громкий голос учителя вызывает головную боль.

Ярко проявляется нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройство пищеварения и сосудистого тонуса вялость до обмороков, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы. Сон становиться поверхностным, тревожным, ребенок часто просыпается по утрам, испытывает чувство усталости, угнетенности нежелания чем-либо заниматься.

Большое внимание на школьную успешность часто болеющего ребенка оказывают социально-бытовые условия семьи и стиль воспитания. Ребенок, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, как правило, не получает дома достаточного лечения и, возможно, большую часть года проводить в больницах и санаториях. Часто пропущенные уроки, пробелы в знаниях, постоянная смена условий обучения, отсутствие постоянного детского коллектива и нарушение дружеских связей приводит к нарушению школьной мотивации (их снижению), уровня притязаний. Ребенок перестает справляться с доступным ему материалом.

Синдром психического инфантилизма

Ряд детей при поступлении в школу имеют черты психической незрелости (прежде всего, это проявляется в эмоциально-волевой сфере), сохраняя, по определения Л.С. Выгодского, более раннюю детскую организацию психики. У таких детей наблюдается более позднее становления учебной деятельности и более непосредственного поведение, чем этого требуют школьные условия.

Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики, получил название синдром психического инфантилизма.

Принято различать несколько тестов психического инфантилизма.

  1. Гармонический[30] – пропорциональное сочетание физической и психической незрелости при отсутствии болезненных отклонений психического состояния ребенка. Эта форма инфантилизма обычно встречается при наследственно предрасположенности ребенка к более позднему развитию, у ближайших родственников также можно выявить наличие инфантильных черт в детстве. Иногда она встречается у близнецов и у недоношенных детей. Развитие детей с гармоническим инфантилизмом имеет благоприятный прогноз: при правильной организации воспитания и обучения эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются.
  2. Дисгармонический – базируется на задержке развития лобных долей человеческого мозга, обусловлен объективными факторами и неправильным воспитанием. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего возраста на 1-2 года. Родителей и воспитателей нередко смущают их наивность, неприспособленность к реальности, манера вольного обращения со взрослыми людьми. Сверстники подходят к ним как к равным, но общение затруднено или вовсе не получается.
  3. Психогенно-обусловленный – искусственная задержка социализации психики и физически здорового ребенка эгоцентрическим или тревожно-мнительным стилем воспитания. Инфантилизм культивируется гиперопекой, ребенка ограждают от трудностей, ограничивают общение со сверстниками. Упущенное возрастное развитие может оказаться упущенным навсегда: у ребенка не было объективных предпосылок для развития инфантилизма, его вызвали искусственно. По словам В.И. Захарова, такой тип психического инфантилизма труднее поддается коррекции.

Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития. Речевое развитие умение рисовать – развиваться в полном соответствии с возрастными нормативами, они своевременно осваивают чтение, счет.

Наиболее заметными признаками инфантилизма становятся в начале школьного обучения, когда дети оказываются несостоятельными в учебной деятельности: они не понимают своих обязанностей в классе, у них нет чувства ответственности перед школой и учителем. Занятиям в школе мешают повышенная двигательная активность, неспособность к напряжению, отсутствие учебной мотивации. Интересы этих детей соответствуют дошкольному возрасту, а ведущей формой деятельности остается игровая (они приносят в класс игрушки, говорят о том, что хотели бы остаться в детском саду).

Инфантильный ребенок к началу обучения в школе не способен произвольно управлять своим поведением. Его поведение импульсивно и непосредственно: он может включаться в общую работу, активно выполнять задание, но если игра «в школу» ему надоест, он может встать и ходить по классу, разговаривать с соседом по парте, заниматься посторонними делами. Ему непонятны школьные нормы и правила.

Репрессивные меры лишь увеличивают риск школьной дезадаптации такого ребенка. Наиболее эффективны прием в работе с таким школьником – поддерживать непосредственный интерес к тому, что происходит в классе.

Однако психический инфантилизм может сочетаться и с низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка. В таком случае с ребенком желательно проводить дополнительные индивидуальные занятия в форме дидактических игр.

Специалисты отмечают ряд особенностей психофизиологического развития инфантильных детей, оказывающих влияние на успешность их обучения:

     моторный инфантилизм – движения инфантильных детей часто порывисты, недостаточно координированы и точны; затруднена выработка двигательных стереотипов, что особенно отчетливо проявляется при обучении ребенка письму, рисованию и при выполнении работ по труду;

     преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление;

     отмечена недостаточность словесно-смысловой памяти (наибольшую трудность для запоминания материл, требующий осознания связи между его частями);

     дефицит активного внимания, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться;

     неумение работать по инструкции в общем для всего класса темпе.

Таким образом, построение коррекционной работы с инфантильными детьми подразумевает учет их физиологических особенностей, уровня умственного развития и общей подготовленности к школе.

Психоорганический синдром

Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома. Психоорганический синдром (в отечественной литературе) - комплекс нарушенной интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающей в вследствие органического поражения мозга. В англоязычной литературе для обозначения психоорганического синдрома принято название «минимальная мозговая дисфункция».

Это понятие достаточно неопределенно, так как не имеет четких границ и степеней выраженности. Оно может включать в себя отдельные проявления, свойственные гипердинамическому синдрому, церебрастении, органическому инфантилизму, может вызвать и комплекс этих нарушений.

Причинами подобных нарушений бывают осложнения во время беременности матери, ее заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов (кислородная недостаточность плода в родах, родовые травмы), тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, травмы головного мозга.

Проявления данного синдрома различны в зависимости от возраста.

У детей школьного возраста отмечены импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная самокритичность. В отдельных случаях (при грубом поражении могут отмечать нарушения темперамента и влечений (повышается внушаемость, получении удовольствия, как основной мотив поведения), вспыльчивость с проявлениями агрессивности, расторможенностью влечений (сексуальность, прожорливость, повышенное влечение к новым впечатлениям, приводящим к бродяжничеству). Подобные состояния получили название психопатоподобных, они значительно нарушают структуру личности и поведение ребенка.

Часто на первый план выступают нарушения познавательных процессов. В младшем школьном возрасте наиболее распространенными являются следующие нарушения формирования так называемых школьных навыков:

            дисграфия (письмо);

            дислексия (чтение);

            дискалькулия (счет);

Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаметозная терапия поможет повысить общий тонус и работоспособность ребенка, нормализовать сон, улучшить внимание, память. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования необходимых знаний, умений, навыков.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ) – это медицинский диагноз, поставить который может только врач после проведения диагностического обследования.

Черты характеризующие синдром дефицита внимания с гиперактивностю, обычно таковы:

     дефицит активного внимания;

     общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений;

     недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность.

По данным эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди дошкольников и школьников составляет = 4,0 – 9,5% [31].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития (чаще при отдаленных последствия органического поражения мозга) и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения в развитии ребенка является дефект внимания. У ребенка снижены объем и концентрация внимания (он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, чрезвычайно повышена отвлекаемость – реагирует на любой звук, на любое движение в классе).

Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции