Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Оглавление

Введение
2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников


1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7

1.3 Причины школьной неуспеваемости
10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования


2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42

Заключение
45

Литература
47

Приложение

Файлы: 1 файл

Причины неуспеваемости_мл_шк.doc

— 455.50 Кб (Скачать)


Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

 

Содержание

Введение

2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников

 

1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста

5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

7

1.3 Причины школьной неуспеваемости

10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

 

2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика

33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа

38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап

39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции

42

Заключение

45

Литература

47

Приложение

 

 


Введение

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом языке, о пока еще недоступных для него предметов, явлениях. Другими словами ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником». Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; деффекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, по мнению Н.И. Мурачковского, могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения.

Актуальность исследования. Трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношений в коллективе и т.п., но их причины, психологические и физиологические механизмы, их этиология могут быть совершенно различными. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в том возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основания личности человека. Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность может выступать как активизатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизирует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализоваться детям в учебной деятельности.

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Гипотеза исследования: В данном исследовании мы выдвигаем предположение о том, что высокий уровень тревожности и низкий уровень мотивации учения оказывают негативное влияние на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста, в то время как оптимальный уровень тревожности повышает уровень мотивации учения и выступает как позитивный фактор учебной деятельности.

Задачи исследования:

 Подобрать литературу по исследуемой проблеме;

 Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению причин типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;

 Определить методов изучения трудностей;

 Экспериментальным путем выявить взаимосвязь уровня тревожности, учебной мотивации  и успеваемости обучения учащихся начальной школы;

 Разработать методические рекомендации по повышению успеваемости обучения учащихся начальной школы.

 

Объект исследования: неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: неуспевающий ученик с конкретными проблемами в обучении.

Методы исследования:

1.         сравнительно-сопоставительный анализ литературы по данной проблеме;

2.         наблюдение;

3.         тестирование;

4.         беседа;

5.         анкетирование;

6.        эксперимент;

Методики исследования:

  1. Рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек» (Дж. Бук, 1948).
  2. Тест школьной тревожности Филлипса.
  3. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).
  4. Изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе

Экспериментальная выборка: 10 детей учащихся 4 класса

База исследования: Общеобразовательная школа «Эврика»

 

 


Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников

1.1                    Общая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет[1]. В этот период происходит дальнейшее психическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающие возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа человеческого мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственного детям данного возраста особенностях поведения, организация деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отличается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку[2].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность[3]. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

 качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения к деятельности;

 рефлексия, анализ, внутренний план действий;

 развитие нового познавательного отношения к действительности;

 ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается период передачи ребенку знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми[4]. Учителя и родители определяют, что можно, и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться, и т.д. одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо нарушения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнять поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с задачами, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.

Коломенский Я.Л. считает, что у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

  1. наличие у ребенка достаточно сильного длительно действующего мотива поведения;
  2. введение ограничительной цели;
  3. расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;
  4. наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением;

Важным условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

 

1.2. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим».

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7 – 11 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратными и скоординированными[5].

По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сензитивным:

 для формирования мотивов умения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

 развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

 раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

 развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

 становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции