Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Введение
2
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7
1.3 Причины школьной неуспеваемости
10
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33
2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38
2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39
2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42
Заключение
45
Литература
47
Приложение
Ребенок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. На данный момент практически всех детей готовят к школе: в детском саду, дома или в специальных подготовительных группах. Чаще всего это делают воспитатели или сами учителя начальных классов: детей учат читать, считать, иногда писать. Как правило, в основном влияние при такой подготовке уделяется интеллектуальному развитию ребенка.
Кроме того, понятие «готовность к школе» важно в условиях именно массового обучения в школе, так как учитель в своей работе ориентируется на некий средний уровень развития детей, при котором учебная программа попадает, по определению Л.С. Выготского, в зону ближайшего развития ребенка данного возраста[37]. По словам Н.И. Гуткиной[38], если актуальный уровень ребенка такой, что его личная «зона ближайшего развития» ниже необходимой для освоения учебной программы, то такой ребенок психологически не готов к школьному обучению он не может усвоить требуемый программой материал и чаще всего попадает в разряд отстающих учеников.
Таким образом, определение степени готовности – одна из мер предупреждения неуспеваемости. Это сигнал для учителя, родителей и специалистов о том, что ребенок требует дополнительного внимания к себе как к ученику, в таком случае необходим индивидуальный подход, поиск эффективных средств и методов обучения, учитывающих по его особенности и возможности.
Большинство отечественных и зарубежных специалистов рекомендуют проводить медико-психолого-
Много ли в школе фактически «неготовых» детей? По данным статистики, проведенным М.М. Безруких[39] число таких детей колеблется от возраста 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. В возрасте 5 - 5,5 лет около 80% детей не готовы к интеллектуальному школьному обучению. В 6 лет их уже 51%, в 6,5 лет 32%. А к 7 годам число «неготовых» к школе детей снижается до 13%.
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-
2.1 Констатирующий этап. Диагностика
Психодиагностической оценке в рамках данной диагностики подлежат:
Для реализации данных целей использовались:
Методы исследования:
наблюдение:
анкетирование;
тестирование;
беседа.
Методики исследования:
Так же были проведены:
беседы с учителями;
беседы с родителями;
наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности;
анализ письменных работ;
анализ журнала успеваемости.
1. «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук, 1948);
Цель: выявление степени выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении и депрессивности.
Материал: для проведения теста требуется стандартный лист белой бумаги формата А 4 и карандаш – твёрдый или твёрдо-мягкий.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
2. Тест школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.
Материал: лист бумаги, карандаш или ручка.
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».
3. Задание на определение сформированности мотивов учения
Цель: определить сформированность мотивов учения
Инструкция: на каждого ученика заполняется карточка, где отмечаются следующие моменты
1. Стремится иметь глубокие и прочные знания (или хочет получить хорошую оценку).
2. Понимает опасность накопления пробелов в знаниях (просто боится получения низкой оценки, замечания).
3. Относится к требованиям преподавателя позитивно, старается понять полезность этих требований.
4. Стремится изучать весь материал (или только наиболее интересный или просто время от времени).
5. Имеется тяга к знаниям, познавательный интерес (стремится разобраться во всем во что бы то ни стало).
6. Испытывает радость при преодолении затруднений (или остается равнодушным).
7. Стремится овладеть новыми рациональными способами учебной работы.
8. Осознает способы учебной деятельности (или работает стихийно).
При этом используется следующая шкала: 0, 1, 2;
0 — качество отсутствует,
1 — качество присутствует,
2 — качество ярко выражено.
4. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе
Цель: оценивание уровня школьной мотивации с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла).
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся, набравшие 25 — 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 — 24 балла характерны для средней нормы, 15 — 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 — 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Первым шагом нашей работы было выявление уровня общей и школьной тревожности. Количественные показатели уровней общей и школьной тревожности в баллах отражены в таблице 1 (Приложение 1).
Количественные показатели первичной диагностики уровня тревожности младших школьников в норме и патологии (в процентах)
Таблица 2
Методики диагностики тревожности | Уровни тревожности (в %) | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Дом-Дерево-Человек | - | 50 | 50 |
Школьная тревожность Филлипса (факторы) |
|
|
|
Общая тревожность | 20 | 60 | 20 |
Переживание соц.стресса | 10 | 60 | 30 |
Фрустрация потреб. в достижении успеха | 10 | 70 | 20 |
Страх самовыражения | 20 | 60 | 20 |
Страх ситуации проверки знании | - | 20 | 80 |
Страх несоответ-ть ожид.окружающих | - | 40 | 60 |
Низкая физиологич. сопротив-сть стрессу | - | 80 | 20 |
Проблемы и страхи в отн-ях с учителями | 30 | 30 | 40 |
Из полученных результатов видно, что у 50 % испытуемых средний уровень тревоги и у 50% испытуемых высокий уровень тревоги по рисуночному тесту.
В результате исследования общей тревожности у 20% испытуемых наблюдается высокий уровень, у 60% испытуемых средний уровень и у 20% выявлено низкий уровень тревожности.
У 30% испытуемых выявлено высокий уровень переживания социального стресса. Здесь отражено неблагоприятное эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). У 60% испытуемых наблюдается средний уровень и у 10% испытуемых низкий уровень переживания социального стресса.
Исследование фрустрации потребности в достижении успеха показало, что у 20% испытуемых высокий уровень, которое свидетельствует о неблагоприятном психическом фоне, тормозящий развитие потребностей в успехе, достижении высокого результата. У 70% средний уровень и у 10% испытуемых выявлено низкий уровень фрустрации потребности в достижении успеха.
Высокий уровень страха самовыражения наблюдается у 20% испытуемых. Данный результат говорит о негативном эмоциональном переживании ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. У 60% испытуемых средний уровень и у 20% испытуемых выявлено низкий уровень страха самовыражения.
У 80% испытуемых выявлено высокий уровень страх ситуации проверки знания. У этих детей наблюдается негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. У 20% испытуемых наблюдается средний уровень страх ситуации проверки знания.
Высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, выявлено у 60% испытуемых. Данные испытуемые ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидают негативных оценок. У 40% испытуемых выявлено средний уровень страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у 20% испытуемых находится на высоком уровне. У данных детей наблюдается особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У 80% испытуемых выявлено средний уровень низкой физиологической сопротивляемости.
Исследование проблемы и страхов в отношениях с учителями показало, что у 40% испытуемых высокий уровень. У данных испытуемых наблюдается общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения. У 30% испытуемых средний уровень и у 30% испытуемых низкий уровень проблемы и страхов в отношениях с учителями.
Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции