Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа
Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Введение
2
Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников
1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5
1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7
1.3 Причины школьной неуспеваемости
10
Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33
2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38
2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39
2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42
Заключение
45
Литература
47
Приложение
Количественные показатели вторичной диагностики уровня тревожности младших школьников (в процентах)
Таблица 7
Методики диагностики тревожности | Уровни тревожности (в %) | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Дом-Дерево-Человек | 40 | 60 | - |
Школьная тревожность Филлипса (факторы) |
|
|
|
Общая тревожность | 90 | 10 | - |
Переживание соц.стресса | 30 | 60 | 10 |
Фрустрация потреб. в достижении успеха | 30 | 70 | - |
Страх самовыражения | 30 | 60 | 10 |
Страх ситуации проверки знании | - | 30 | 70 |
Страх несоответ-ть ожид.окружающих | - | 100 | - |
Низкая физиологич. сопротив-сть стрессу | 10 | 70 | 20 |
Проблемы и страхи в отн-ях с учителями | 50 | 40 | 10 |
Приложение 4
Количественные показатели вторичной диагностики уровня мотивации к учебе младших школьников
Таблица 9
Испытуемые № п/п | Методики исследования мотивации учения (в баллах) | |||||||||
Задание на определение сформированности мотивов учения | Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе | |||||||||
Номера вопросов | Баллы | Уровень сформированности мотивационной сферы | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 21 | средний уровень |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 25 | высокий уровень |
3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 26 | высокий уровень |
4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 20 | средний уровень |
5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 24 | средний уровень |
6 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 26 | высокий уровень |
7 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 | средний уровень |
8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | средний уровень |
9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 | средний уровень |
10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 15 | внешняя мотивация |
Количественные показатели вторичной диагностики уровня мотивации учения младших школьников (в процентах)
Таблица 10
Методики исследования мотивации учения (в %) | |||
Задание на определение сформированности мотивов учения | |||
Номера вопросов | Уровни сформированности мотивов учения | ||
качество отсутствует | качество присутствует | качество ярко выражено | |
1 | - | 30 | 70 |
2 | - | 10 | 90 |
3 | - | 30 | 70 |
4 | - | 40 | 60 |
5 | 10 | 20 | 70 |
6 | - | 10 | 90 |
7 | - | 20 | 80 |
8 | - | 30 | 70 |
Количественные показатели вторичной диагностики изучения мотивации учения и адаптации ребёнка в школе
Таблица 11
| ||||
Уровни сформированности мотивационной сферы | ||||
высокая | средняя | внешняя | низкая | негативное отношение |
30 | 60 | 10 | - | - |
Приложение 5
Схема 1. Факторы, ведущие к неуспеваемости
14
[1] Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. 2003. – 81с.
[2] Сорокоумова Е.А. Возрастная психология, СПб.: Питер, 2008. – 208с
[3] Сапогова Е.И. Психология развития человека. – М. 2001. –122с
[4] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. С. 220-224
[5] Пиаже Ж. Психология интеллекта// Избранные психологические труды. – М,1969 – С. 210
[6] Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – С. 374
[7] Матюхина М.В. , Михальчик Т.С.– Психология младшего школьника. Учеб.-метод. пособие для студентов заочников фак. подгот. учителей начальных классов. /М.В.Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Потрина. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 208с.
[8] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – С. 320
[9] Регуш Г.А. Учить учителя // Психологическая газета. 1999. №9.
[10] Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. М., 1998.
[11] Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб., 1994.
[12] Безруких М.М. Почему учиться трудно. М., 1995.
[13] Клико Е.К. Комплексное исследование в целях оптимизации обучения. СП.б, 1998.
[14] Гарольд Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям. СПб., 1995.
[15] Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.
[16] Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспевавемость школьников. Минск, 1977.
[17] Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
[18] Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. СПб., 2000.
[19] Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К.. Обучение через развитие познавательных процессов. М., 1998.
[20] Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1977.
[21]Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
[22] Монина Г.Б. Комплексный подход в решении проблемы неуспеваемости по русскому языку // Практическая психология в школе. СПб.: Иматон, 1998.
[23] Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие познавательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград:1991.
[24] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
[25] Майорова Н.П. Неуспеваемость. СПб., 1998.
[26] Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. М., 1975.
[27] Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
[28] Сиротюк А.Л. обучение детей СС учетом психофизиологии. М., 2000.
[29] Богоявленский Д.Б. Психология усвоения орфографии. М., 1966.
[30] Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001.
[31] Заваденко Н.Н. Как понять ребенка. М., 2000.
[32] Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001.
[33] Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патологии. М., 1994.
[34] Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1998.
[35] Галенкина К.Т. Активизация методов преподавание. Л., 1960.
[36] Занков Л.В. О некоторых вопросах начального обучения. Уч. Газета, 1956, №94.
[37] Выготский Л.С. Мышление и речь. М..,1982.
[38] Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. М., 1997.
[39] Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. М., 1996.
Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции