Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.

Оглавление

Введение
2

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников


1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
5

1.2 Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста
7

1.3 Причины школьной неуспеваемости
10

Глава II. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования


2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика
33

2.2 Формирующий эксперимент. Коррекционно-развивающая работа
38

2.3 Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
39

2.4 Методические рекомендации по повышению успеваемости младших школьников по средствам коррекции
42

Заключение
45

Литература
47

Приложение

Файлы: 1 файл

Причины неуспеваемости_мл_шк.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

 

Количественные показатели вторичной диагностики уровня тревожности младших школьников (в процентах)

Таблица 7

Методики  диагностики тревожности

Уровни тревожности (в %)

Низкий

Средний

Высокий

Дом-Дерево-Человек

40

60

-

Школьная тревожность Филлипса (факторы)

 

 

 

Общая тревожность

90

10

-

Переживание соц.стресса

30

60

10

Фрустрация потреб. в достижении успеха

30

70

-

Страх самовыражения

30

60

10

Страх ситуации проверки знании

-

30

70

Страх несоответ-ть ожид.окружающих

-

100

-

Низкая физиологич. сопротив-сть стрессу

10

70

20

Проблемы и страхи в отн-ях с учителями

50

40

10


 

 

 

Приложение 4

Количественные показатели вторичной диагностики уровня мотивации к учебе младших школьников

Таблица 9

Испытуемые

№ п/п

Методики исследования мотивации учения (в баллах)

Задание на определение сформированности мотивов учения

Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе

Номера вопросов

Баллы

Уровень сформированности мотивационной сферы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

2

2

1

1

2

2

2

21

средний уровень

2

1

2

1

1

2

2

2

1

25

высокий уровень

3

2

2

2

2

2

2

2

2

26

высокий уровень

4

1

2

2

1

2

2

1

2

20

средний уровень

5

2

2

2

2

2

2

2

1

24

средний уровень

6

2

2

1

1

1

1

2

2

26

высокий уровень

7

2

2

2

2

2

2

2

2

23

средний уровень

8

2

2

2

2

2

2

2

2

22

средний уровень

9

2

2

2

2

2

2

2

2

23

средний уровень

10

1

1

1

2

0

2

1

1

15

внешняя мотивация

 

Количественные показатели вторичной диагностики уровня мотивации учения младших школьников (в процентах)

Таблица 10

Методики исследования мотивации учения (в %)

Задание на определение сформированности мотивов учения

Номера вопросов

Уровни сформированности мотивов учения

качество отсутствует

качество присутствует

качество ярко выражено

1

-

30

70

2

-

10

90

3

-

30

70

4

-

40

60

5

10

20

70

6

-

10

90

7

-

20

80

8

-

30

70

 

Количественные показатели вторичной диагностики изучения мотивации учения и адаптации ребёнка в школе

Таблица 11

 

Уровни сформированности мотивационной сферы

высокая

средняя

внешняя

низкая

негативное

отношение

30

60

10

-

-

 

Приложение 5

 

Схема 1. Факторы, ведущие к неуспеваемости

14

 



[1] Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток: Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. 2003. – 81с.

[2] Сорокоумова Е.А. Возрастная психология, СПб.: Питер, 2008. – 208с

[3] Сапогова Е.И. Психология развития человека. – М.  2001.  –122с

[4] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. С. 220-224

[5] Пиаже Ж. Психология интеллекта// Избранные психологические труды. – М,1969 – С. 210

[6] Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – С. 374

[7] Матюхина М.В. , Михальчик Т.С.– Психология младшего школьника. Учеб.-метод. пособие для студентов заочников фак. подгот. учителей начальных классов. /М.В.Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Потрина. Моск. гос. заоч. пед. ин-т. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Просвещение, 1976. – 208с.

[8] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. – С. 320

[9] Регуш Г.А. Учить учителя // Психологическая газета. 1999. №9.

[10] Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. М., 1998.

[11] Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб., 1994.

[12] Безруких М.М. Почему учиться трудно. М., 1995.

[13] Клико Е.К. Комплексное исследование в целях оптимизации обучения. СП.б, 1998.

[14] Гарольд Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям. СПб., 1995.

[15] Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997.

[16] Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспевавемость школьников. Минск, 1977.

[17] Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

[18] Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. СПб., 2000.

[19] Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К.. Обучение через развитие познавательных процессов. М., 1998.

[20] Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1977.

[21]Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

[22] Монина Г.Б. Комплексный подход в решении проблемы неуспеваемости по русскому языку // Практическая психология в школе. СПб.: Иматон, 1998.

[23] Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие познавательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград:1991.

[24] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

[25] Майорова Н.П. Неуспеваемость. СПб., 1998.

[26] Леонтьев А.Н. Психологические  вопросы сознательности учения. М., 1975.

[27] Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

[28] Сиротюк А.Л. обучение детей СС учетом психофизиологии. М.,  2000.

[29] Богоявленский Д.Б. Психология усвоения орфографии. М., 1966.

[30] Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001.

[31] Заваденко Н.Н. Как понять ребенка. М., 2000.

[32] Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001.

[33] Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патологии. М., 1994.

[34] Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1998.

[35] Галенкина К.Т. Активизация методов преподавание. Л., 1960.

[36] Занков Л.В. О некоторых вопросах начального обучения. Уч. Газета, 1956, №94.

[37] Выготский Л.С. Мышление и речь. М..,1982.

[38] Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. М., 1997.

[39] Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. М., 1996.


Информация о работе Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы коррекции