Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 879.00 Кб (Скачать)


Приложение 4

Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

               Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы казал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1.«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2.«Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3.Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4.Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5.Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

               Утренняя гимнастика проводится перед завтраком. Во время гимнастики напоминаем детям о правильном дыхании. Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя), тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Это формирует у него «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции.

Перед началом дыхательной гимнастики мы вместе с ребятами вспоминаем три правила:

1.Дыши носом.

2.Не поднимай плечи при вдохе.

3.В дыхании должен активно работать живот.

               Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1.Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2.«Времена года» П.И. Чайковского.

3.Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4.Бах – Гуно «Аве Мария».

5.Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6.Анугама «Голоса океана».

               И рекомендации родителям. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1.«Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2.Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «органные произведение».

5. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».


Приложение 5

«Рисуем музыку»

 

 

Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки.

 

 

«Рисуем настроение»

 

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настрение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки. Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования.

Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона – это тревожные тона.

 

23

 



Информация о работе Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста