Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.
Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39
Приложение 4
Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы казал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1.«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2.«Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
3.Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4.Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
5.Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Утренняя гимнастика проводится перед завтраком. Во время гимнастики напоминаем детям о правильном дыхании. Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Кроме того, дыхательная музыкотерапия прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя), тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Это формирует у него «дыхательное удовольствие», которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции.
Перед началом дыхательной гимнастики мы вместе с ребятами вспоминаем три правила:
1.Дыши носом.
2.Не поднимай плечи при вдохе.
3.В дыхании должен активно работать живот.
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1.Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2.«Времена года» П.И. Чайковского.
3.Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4.Бах – Гуно «Аве Мария».
5.Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6.Анугама «Голоса океана».
И рекомендации родителям. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1.«Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
2.Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Бах «органные произведение».
5. Вивальди «Времена года».
6. «Голоса природы».
Приложение 5
«Рисуем музыку»
Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную, лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки.
«Рисуем настроение»
Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настрение. Рядом пусть он изобразит настроение мамы, папы, сестры, кошки. Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования.
Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона – это тревожные тона.
23