Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.      Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2.      Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3.      Коррекция страхов успешно осуществляется посредством музыкальной психотерапии, музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

4.      Коррекционная работа будет эффективна, только если она опирается на основные принципы психокоррекционной работы. Такие как: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

Гипотеза исследования подтвердилась, организация психокоррекционной работы, в соответствии с основными принципами, существенным образом снижает уровень тревожности и количество страхов у детей старшего дошкольного возраста, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Чересчур подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.

 

Таким образом, в ходе реализации данного проекта цель выполнена, задачи решены. Гипотеза, состоящая из предположения - использование дополнительных занятий по восприятию музыки в работе с детьми дошкольного возраста оказывает психокоррекционное воздействие на эмоциональную сферу, подтвердилась.
Полученные данные помогут найти пути коррекции эмоциональных состояний у детей через произведения искусства и могут быть использованы педагогами и психологами при планировании учебной работы.


Список использованных источников

1.      Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея!/ Н. Барташева // Дошкольное воспитание.- 1994.- №9.- С.66- 68.

2.      Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав - М.: Педагогика, 1995.- 181с.

3.      Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М.И. Буянов.- М., 1986.

4.      Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.

5.      Вард, И. Фобия / И. Вард. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

6.      Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.

7.      Волков, Б.С. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.

8.      Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологодина.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.

9.      Гарбузов, В. Неврозы у детей и их лечение / В.Гарбузов, А.И.Захаров, Д. Н. Исаев. - Л., 1977. – 234 с.

10. Георгиев, Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии / Ю. Георгиев // Клуб. – 2001. - № 6. – С.39.

11. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: NB МАГИСТР, 1993. – 190 с.

12. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Стёпина.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237 с.

14. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога. / Н.Н. Ежова - 2-е изд. - Ростов н /Д: Феникс, 2005. - 320 с. -(Серия «Психологический практикум»).

15. Езык, Анна. Введение в музыкальную психотерапию [Электронный ресурс] / А. Езык, 2005.г. – Режим доступа: upsihologa.com.ua.

16. Жигарькова, О. Время тревожных детей / О. Жигарькова // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.

17. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М., 1986. – 193 с.

18. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров.- М., 1986. – 176 с.

19. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А.И. Захаров. - Л., 1982. – 276 с.

20. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.

21. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. - Л., 1985. – 163 с.

22. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. - М., 1979. – 353 с.

23. Коренева, Е.Н. Детские капризы / Е.Н. Коренева. - Ярославль: Академия развития, 2001.- 75с.

24. Котова, Е. О профилактике детской тревожности / Е. Котова // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- С.34.

25. Кэмпбелл, Д. Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума / Д. Кэмпбелл - Минск. – 1999.

26. Ле Шан, Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума: пер. с англ. / Э. Ле Шан. - М.: Педагогика, 1990.- 272с.

27. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. -М., 1985. – 198 с.

28. Леви, В.Л. Приручение страха / В.Л. Леви. – М.: Метафора, 2006.- 192с.

29. Лешкова, Т. Коробка со страхами / Т. Лешкова // Дошкольное воспитание.- 2004.- №10. -С.30-32.

30. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: книга для воспитателя детского сада / Дж. Лешли. - М.: Просвещение, 1991.- 223с.

31. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - М.: Генезис, 2000.- 202с.

32. Медведева, И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я.Медведева, Т.Л.Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. – 240 с.

33. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1985. 272 с.

34. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы / Л.А. Никифорова. - М.: Книголюб, 2005.- 48с.

35. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М., 2001, с. 169.

36. Панченко, С.А. Мне страшно…Я боюсь / С.А. Панченко // Школьный психолог.- 2002.- №14.- С.8-9.

37. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / М.А. Панфилова // Школьный психолог.- 1999.- №8.- С.10-12.

38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

39. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Петрушин. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

40. Пономаренко, А. Эмоциональное развитие ребенка. [Электронный ресурс] / А. Пономаренко. 2010 г. - Режим доступа: adalin.mospsy.ru/index.shtml.

41. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.

42. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Романов. - М.: изд-во «Плэйт», 2003.- 58с.

43. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005.- 456с.

44. Снегирёва, Т. Детские рисунки глазами психолога / Т. Снегирёва // Обруч.- 1996.- №5.- С.5-6.

45. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов А.С. Спиваковская. - М.: , 1988. – 187 с.

46. Степанова, Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? / Е. Степанова // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- С.65-68.

47. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001. – 128 с.

48. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М. Теплов – М.: Педагогика, 1985.

49. Уразова, О.Е. «Музыкотерапия как одно из средств оздоровления дошкольников» [Электронный ресурс] / Электронная версия журнала «Педагогическая мастерская», № 1(4), 2009 г. – Режим доступа: http://www.rybso.ru/info/teacheryear/2009/index.htm.

50. Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил., нот.

51. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога. / Г.А.Широкова - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 320 с.- (Серия «Психологический практикум»).

52. Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова– М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

53. Щербатых, Ю.В. Психология страха: / Ю.В. Щербатых Популярная энциклопедия. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 416 с.

54. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112с.


Приложение 1

Глоссарий

Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).

Патологические черты характера диагноз, когда причины сохраняются и реакции (патологические) становятся постоянными, т.е. они закрепляются, перерастают в постоянные особенности.

Патогенный (влияние) – то же, что болезнетворный.

Пифагорейцы - философская школа, основателем которой был Пифагор (V – VI в.в.). Математическая проблематика у них выливается в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.


Приложение 2

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

Информация о работе Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста