Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

             медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;

             страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

             страх смерти (своей);

             боязнь животных ;

             страхи сказочных персонажей;

             страх темноты и кошмарных снов;

             социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

             пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Для детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа) характерны такие страхи (начальная диагностика):

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

70%

90%

страх умереть

100%

50%

страх смерти родителей

100%

60%

страх перед папой и мамой

90%

90%

страх наказания

70%

100%

страх чудовищ

50%

80%

страх глубины

90%

40%

страх перед стихией

80%

60%

страх высоты

90%

40%

страх пожара

100%

60%

боязнь врачей и боли

80%

50%

боязнь крови

100%

20%

боязнь уколов

90%

40%

страх перед неожиданными звуками

100%

60%

страх темноты

60%

40%

страх увидеть страшные сны

70%

40%

страх замкнутого пространства

70%

20%

страх войны

70%

60%

страх огня

60%

60%

страх больших улиц

20%

20%

Для детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа) характерны такие страхи (начальная диагностика):

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

80%

90%

страх умереть

100%

60%

страх смерти родителей

100%

70%

страх перед папой и мамой

100%

90%

страх наказания

70%

60%

страх чудовищ

70%

70%

страх глубины

80%

40%

страх перед стихией

60%

50%

страх высоты

90%

40%

страх пожара

70%

40%

боязнь врачей и боли

90%

50%

боязнь крови

90%

20%

боязнь уколов

90%

60%

страх перед неожиданными звуками

100%

60%

страх темноты

60%

40%

страх увидеть страшные сны

60%

40%

страх замкнутого пространства

50%

20%

страх войны

70%

60%

страх огня

60%

60%

страх больших улиц

20%

20%

 

Результаты диагностики в экспериментальной группе после формирующего этапа (через 2 месяца):

 

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

50%

60%

страх умереть

80%

40%

страх смерти родителей

80%

50%

страх перед папой и мамой

70%

70%

страх наказания

40%

70%

страх чудовищ

20%

50%

страх глубины

80%

30%

страх перед стихией

70%

40%

страх высоты

70%

30%

страх пожара

80%

40%

боязнь врачей и боли

50%

20%

боязнь крови

80%

0%

боязнь уколов

70%

20%

страх перед неожиданными звуками

60%

20%

страх темноты

20%

1%

страх увидеть страшные сны

30%

1%

страх замкнутого пространства

50%

10%

страх войны

50%

40%

страх огня

40%

40%

страх больших улиц

10%

10%

 

Результаты диагностики в контрольной группе (через 2 месяца):

выраженные страхи

у девочек

у мальчиков

страх перед нападением

80%

90%

страх умереть

100%

60%

страх смерти родителей

100%

70%

страх перед папой и мамой

90%

80%

страх наказания

70%

60%

страх чудовищ

60%

60%

страх глубины

70%

40%

страх перед стихией

60%

50%

страх высоты

90%

40%

страх пожара

70%

40%

боязнь врачей и боли

90%

50%

боязнь крови

90%

20%

боязнь уколов

90%

60%

страх перед неожиданными звуками

80%

60%

страх темноты

60%

40%

страх увидеть страшные сны

60%

30%

страх замкнутого пространства

50%

20%

страх войны

70%

50%

страх огня

60%

60%

страх больших улиц

20%

20%

 

 

 


Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [31, с.54].

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов.

Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: по средней группе у детей низкий уровень тревожности выявлен у 30%девочек и 20% мальчиков; средний уровень тревожности у 50% девочек и у 80% мальчиков; высокий уровень тревожности только у 2 девочек, что составляет 20%. По подготовительной группе: низкий уровень тревожности у 20% девочек и 40% мальчиков; средний уровень у 50% девочек и мальчиков; высокий уровень тревожности у 30% девочек и 10% мальчиков (см. приложение 6).

Методика «Выбери нужное лицо» (Диагностика тревожности ребенка)

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Информация о работе Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста