Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.
Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных ;
страхи сказочных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.
Для детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа) характерны такие страхи (начальная диагностика):
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх перед нападением | 70% | 90% |
страх умереть | 100% | 50% |
страх смерти родителей | 100% | 60% |
страх перед папой и мамой | 90% | 90% |
страх наказания | 70% | 100% |
страх чудовищ | 50% | 80% |
страх глубины | 90% | 40% |
страх перед стихией | 80% | 60% |
страх высоты | 90% | 40% |
страх пожара | 100% | 60% |
боязнь врачей и боли | 80% | 50% |
боязнь крови | 100% | 20% |
боязнь уколов | 90% | 40% |
страх перед неожиданными звуками | 100% | 60% |
страх темноты | 60% | 40% |
страх увидеть страшные сны | 70% | 40% |
страх замкнутого пространства | 70% | 20% |
страх войны | 70% | 60% |
страх огня | 60% | 60% |
страх больших улиц | 20% | 20% |
Для детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа) характерны такие страхи (начальная диагностика):
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх перед нападением | 80% | 90% |
страх умереть | 100% | 60% |
страх смерти родителей | 100% | 70% |
страх перед папой и мамой | 100% | 90% |
страх наказания | 70% | 60% |
страх чудовищ | 70% | 70% |
страх глубины | 80% | 40% |
страх перед стихией | 60% | 50% |
страх высоты | 90% | 40% |
страх пожара | 70% | 40% |
боязнь врачей и боли | 90% | 50% |
боязнь крови | 90% | 20% |
боязнь уколов | 90% | 60% |
страх перед неожиданными звуками | 100% | 60% |
страх темноты | 60% | 40% |
страх увидеть страшные сны | 60% | 40% |
страх замкнутого пространства | 50% | 20% |
страх войны | 70% | 60% |
страх огня | 60% | 60% |
страх больших улиц | 20% | 20% |
Результаты диагностики в экспериментальной группе после формирующего этапа (через 2 месяца):
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх перед нападением | 50% | 60% |
страх умереть | 80% | 40% |
страх смерти родителей | 80% | 50% |
страх перед папой и мамой | 70% | 70% |
страх наказания | 40% | 70% |
страх чудовищ | 20% | 50% |
страх глубины | 80% | 30% |
страх перед стихией | 70% | 40% |
страх высоты | 70% | 30% |
страх пожара | 80% | 40% |
боязнь врачей и боли | 50% | 20% |
боязнь крови | 80% | 0% |
боязнь уколов | 70% | 20% |
страх перед неожиданными звуками | 60% | 20% |
страх темноты | 20% | 1% |
страх увидеть страшные сны | 30% | 1% |
страх замкнутого пространства | 50% | 10% |
страх войны | 50% | 40% |
страх огня | 40% | 40% |
страх больших улиц | 10% | 10% |
Результаты диагностики в контрольной группе (через 2 месяца):
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх перед нападением | 80% | 90% |
страх умереть | 100% | 60% |
страх смерти родителей | 100% | 70% |
страх перед папой и мамой | 90% | 80% |
страх наказания | 70% | 60% |
страх чудовищ | 60% | 60% |
страх глубины | 70% | 40% |
страх перед стихией | 60% | 50% |
страх высоты | 90% | 40% |
страх пожара | 70% | 40% |
боязнь врачей и боли | 90% | 50% |
боязнь крови | 90% | 20% |
боязнь уколов | 90% | 60% |
страх перед неожиданными звуками | 80% | 60% |
страх темноты | 60% | 40% |
страх увидеть страшные сны | 60% | 30% |
страх замкнутого пространства | 50% | 20% |
страх войны | 70% | 50% |
страх огня | 60% | 60% |
страх больших улиц | 20% | 20% |
Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников [31, с.54].
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15 - 20 баллов; средняя —7 - 14 баллов; низкая — 1-6 баллов.
Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: по средней группе у детей низкий уровень тревожности выявлен у 30%девочек и 20% мальчиков; средний уровень тревожности у 50% девочек и у 80% мальчиков; высокий уровень тревожности только у 2 девочек, что составляет 20%. По подготовительной группе: низкий уровень тревожности у 20% девочек и 40% мальчиков; средний уровень у 50% девочек и мальчиков; высокий уровень тревожности у 30% девочек и 10% мальчиков (см. приложение 6).
Методика «Выбери нужное лицо» (Диагностика тревожности ребенка)
Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.