Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.
Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39
Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения стараемся подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию. То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку. Подбор музыкального материала на каждое отдельное занятие, строим на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки: - первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу для всего занятия, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл. Второе произведение - по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года», Вивальди, «Маленькая ночная серенада», Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии. Третье же произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт», Баккерини, «Ода к радости», Бетховена, «Испанское каприччио», Римского-Корсакова. Конкретные произведения для программы подбирались, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И.Петрушиным:
Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку
Исходя из этой матрицы, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой:
медленный темп + минорная окраска = настроения задумчивые, печальные, унылые, скорбные, трагичные;
медленный темп + мажорная окраска = характер произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный;
быстрый темп + минорная окраска = характер напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой;
быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Схема 1
Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние
Таким образом, мы можем определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Табл.2). Это позволяет моделировать и изменять эмоции у детей.
Таблица 2
основные параметры музыки | основное настроение | литературные определения | названия произведений |
Медленная Мажорная | Спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, задумчивая, нежная | А.Бородин – ноктюрн из струнного квартета; Ф.Шопен – ноктюрны фа-мажор, ре-бемоль мажор, крайние части; Ф.Шуберт – «Аве Мария»; К.Сен-Санс - «Лебедь»; С.Рахманинов – концерт № 2, начало IIч |
Медленная Минорная | Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная | П.Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э.Григ – «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид» из сюиты «Пергюнт»; Ф.Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К.Глюк – «Мелодия». |
Быстрая Минорная | Гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная | Ф.Шопен – Этюды №12, 23, 24; Скерцо №1; прелюдии №16, 24; А. Скрябин – Этюд №6, соч.8; П.Чайковский – Увертюра «Буря»; Р.Шуман – «Порыв»; Л.Бетховен – финалы сонат: 14, 23. |
Быстрая Мажорная | Радость | Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная | Д.Шостакович – «Праздничная увертюра»; Ф.Лист – финалы венгерских рапсодий №6, 10, 11, 12; В.Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (I и IVч.); Л.Бетховен – финалы симфоний № 5, 6, 9. |
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях используем и множество активных приемов, заданий и упражнений. Каждый прием подбираем, исходя из фазы занятия и в соответствии с музыкальным произведением. Так, например, детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Очень часто на своих занятиях используем метод цветотерапии. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки мы также используем эти цвета (см. приложение 5).
На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Можно отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
Живой интерес у детей всегда вызывают такие игры под звуки музыки, как «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые - добрые кошки», или, например, игра «Высвобождение гнева», где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы. Практически на каждом занятии используем метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи. Не редко на занятиях музыкотерапией используем прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением. В процессе работы на наших музыкальнотерапевтических занятиях появились свои ритуалы. Например, начинать и заканчивать занятие песней, оценивать каждое занятие и анализировать свое настроение после занятий.
Кроме музыкальных занятий, музыка звучала утром, в часы приема детей, во время утренней гимнастики, во время дневного сна и дана рекомендация родителям о прослушивании музыки в вечернее время (см. приложение 4).
Результаты проведенного исследования проводились на основе использования той же методики выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» через 2 месяца, которая должна была показать, в правильном ли направлении мы двигаемся, и действительно ли музыкальная терапия способствует снижению страха у детей.
Повторные исследования получились такие: медицинские страхи уменьшились у девочек и у мальчиков на 20-30%, страхи, связанные с причинением физического ущерба - 20-40%, страх умереть - 10-20%, страхи сказочных персонажей - 30%, страх темноты и кошмарных снов - 40%, социально-опосредствованные страхи (наказания, опоздания, одиночество) - 20%, пространственные страхи - 10-30%.(см. приложение 1).
Таким образом, из результатов итогового тестирования и наблюдениям педагогов и родителей, можно сказать, что гипотеза работы подтвердилась, использование музыкальной психотерапии в коррекции страхов у детей: как элемент на музыкальных занятиях, как фон на физкультурных занятиях, занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях познавательного цикла и других, а также в режимные моменты эффективна. Музыкотерапия в синтезе с другими коррекционными методами педагогики способна снизить переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира и другие нарушения у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование включало в себя ряд этапов.
1. На первом констатирующем этапе проводилась диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста двух групп. Дети контрольной группы слушали музыку только в рамках программы ДОУ, а дети экспериментальной группы впоследствии дополнительно занимались слушанием музыки. Результаты диагностики показали, что группы - идентичные по уровню эмоциональных состояний. У большинства детей был выявлен высокий или выше среднего уровень общей тревожности (67%) и агрессии (64%).
2. На формирующем этапе была составлена программа занятий по музыкотерапии, которые в течение трех месяцев проводились с детьми экспериментальной группы.
Программный материал строился на выявлении принципов взаимосвязи музыки и эмоциональных состояний, объединенных в проблемные блоки:
- формирование представлений о специфике восприятия произведений музыкального искусства;
- развитие навыков восприятия содержания музыкальных произведений;
- формирование навыков анализа музыкальных произведений через эмоции;
- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;
- активизация воображения и ассоциативного мышления.
Эти занятия были направлены на снижение уровня тревожности и агрессивности детей
На третьем контрольном этапе проводилось второе исследование эмоциональных состояний (тревожности и агрессии) у детей контрольной и экспериментальной групп. В результате чего было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы стали различными по уровню эмоциональных состояний, в частности по уровню тревожности и агрессивности. Дети экспериментальной группы на контрольном этапе исследования показали лучшие результаты по уровню тревожности (высокий или выше среднего процент снизился на 36%) и агрессии (высокий процент снизился на 39%), чем дети контрольной группы (показатели не изменились) – что и следовало доказать.
Заключение
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, воспитателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.