Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Музыкальная психотерапия – терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. [13, 146].

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии детям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой „американской школе музыкотерапии“ (Illing H.S., Benedict I. „Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie“, in: Teirich H.R. (Hrsg.) „Musik in der Medizin“, Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в „шведской школе“, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов.

При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.

Музыка в состоянии помочь сбалансировать эмоциональное состояние и поведение ребенка, она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1.      Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2.      Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3.      Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психологическое состояние ребенка.

За сравнительно небольшой срок использования в клинической практике музыкотерапии как отдельного, либо вспомогательного метода лечения, было замечено, что желательно придерживаться следующего несложного алгоритма действия [4, 26]:

1. Необходимо расслабится - это помогает «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно хотим ли мы испытать успокаивающее действие или стимулирующее.

2. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

3. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

4. После прослушивания лечебной музыки необходимо отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует её полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

5. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна мы особенно бы рекомендовали для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

Итак, музыкальная психотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Существует связь музыкотерапии и психоэмоционального состояния.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды. [41, 157].

        В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

        Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

        Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

        Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивает выразительность в чувствительность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

        Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

        Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

        Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

        Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

        Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжения, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

        Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

        Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

        Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. Исследователи в Ирвине наблюдали группу из 34 детей дошкольного возраста, которые обучались игре на фортепиано, беглому чтению, музыкальной нотации и игре по памяти. Через шесть месяцев дети уже могли воспроизвести на память основные мелодии Моцарта и Бетховена. Они значительно улучшили пространственные и временные навыки, повысили интеллектуальные способности. Вслед за исследованиями в Ирвине в ряде учебных заведений были введены в учебный процесс пьесы Моцарта в качестве базового музыкального фона. Сила музыки может быть еще значительней, чем об этом пишут исследователи. Но именно группа из Ирвина впервые привлекла внимание широкой общественности к «эффекту Моцарта». Нет сомнений в том, что исследования Альфреда Томатиса, доктора медицины, выявили наиболее существенные факторы целебного воздействия звуков, музыки и «эффекта Моцарта» в частности. Томатис сделал вывод, что вне зависимости от вкусов «музыка Моцарта производит успокаивающее действие, улучшает пространственное восприятие и дает возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения». Он обнаружил, что «Моцарт оказывает на слушателей более длительное воздействие. Ключом к пониманию его величия является то, что звуки его музыки чисты и просты. Моцарт не плетет захватывающую и тонкую ткань, как великий «математический» гений Баха. Он не вздымает приливные волны эмоций, как мощный Бетховен. Его произведения не отличаются поразительной ровностью григорианских хоралов. Он не успокаивает тело, как хорошая фольклорная музыка. Его ум, нежность и простота потрясают нас»… уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта скорее всего объясняется его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Вероятно, он никогда не терял ауры «вечного ребенка». Моцарт, «явно не от мира сего», воплотил и превзошел свою эпоху. С музыкальной точки зрения, он стоит между высочайшим расцветом барокко и высотами романтизма. Искусство Моцарта очень искренне. Он воплотил в себе невинность, изобретательность и обещание появления талантов при рождении новой эпохи «Моцарт не мог предполагать, что его творчество станет своеобразным «философским камнем» - универсальным ключом к исцелению с помощью музыки и звука». [27, 170].

Особенно важным является изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая работа наиболее эффективна. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то взрослея, он передаст их своему ребенку, эти страхи будут аукаться человеку в дальнейшем: всю жизнь ему придется бороться с унаследованными страхами. Но окончательно все расставляют по своим местам конкретные условия жизни, в которых формируется растущая личность.

В условиях психокоррекционной работы ребенок получает возможность прослушать музыкальные произведения, проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.

Анализируя литературу и основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыка имеет огромное влияние на психофизическое развитие детей. Нужно только правильно использовать ее. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая и эмоциональную нестабильность.

 


2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

Экспериментальное исследование по выявлению детских страхов и их коррекции проводилось в ДОУ №12 «Ромашка» г.Йошкар-Ола. Данная работа проходила в группе детей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек (где 11 девочек и 9 мальчиков).

2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов

В нашем исследовании мы использовали психодиагностическую методику выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» (см. приложение 1). Авторам методики произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И.Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И.Захарова предполагает выявление  и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Данные исследования получились такие: данной группе детей характерны такие страхи, как: страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%; страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%; страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков; страх перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков; страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков; страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков; страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков; страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков; страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков; медицинский страх выражен в большей или меньшей степени у дошкольников (боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков; боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков); страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков.

Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей (см. приложение 1).

 

метод тестирования («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «Тест тревожности ребенка» А.М. Прихожан; графическая методика «Кактус»)

 

2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

На формирующем этапе была проведена система занятий по музыкотерапии, которые в течение двух месяцев проводились с детьми старшей группы детского сада.

Исходя из предварительной диагностики, учитывая психологические и возрастные особенности данных детей, основываясь на принцип моделирования эмоций и рецептуру музыкально-рациональной психотерапии В.И.Петрушина, мы составили перспективный план коррекционных занятий с детьми, который в ходе работы корректировался. Цель данных занятий: создание положительного эмоционального фона в группе (снятие страха и других поведенческих нарушений); стимуляция двигательных функций; развитие сенсорных процессов и основных психических функций; развитие познавательной сферы при помощи музыкальных приемов. Занятия музыкотерапией проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие занимает по времени от 25 до 35 минут. Также, специфическая музыка звучит во время утреннего приема, во время утренней зарядки, во время дневного сна. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, преподаватель изобразительной деятельности) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты. Каждое музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: установление контакта, снятие напряжения, расслабление и заряд положительными эмоциями

Информация о работе Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста