Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.
Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами, контролировать их.
Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова:
1. По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные.
2. По степени реальности - реальные и воображаемые.
3. По степени интенсивности - острые и хронические. [20, 19].
Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
На патологический страх указывают его крайне драматические выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и не благоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. [3, 64]. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
По мнению Г.Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. [3, 70].
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют важное значение для ребенка. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или тогда, когда ребенок начинает узнавать своих близких, и появление чужого, незнакомого лица может вызвать у него страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и, в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. [3, 36].
Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий. [8, 170].
Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных "(волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6—7-летнего возраста. [20, 127].
Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов [13, 148]:
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
- тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
- излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
- конфликтные отношения между родителями в семье;
- психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
- психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх - это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх может выполнять определенную социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
У детей старшего дошкольного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
1.3. Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности
Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб. (У.Конгрив, британский драматург, XVII век).
На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов, пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии.
В традиционной китайской медицине теория пяти элементов является основой диагностики и лечения. Музыка пяти элементов обладает способностью диагностировать дисбаланс элементов в организме человека на биологическом, физическом и эмоциональном уровнях, что является уникальным для целительной и терапевтической музыки (см. приложение 2, 3).
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Подобное стремиться к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. [27, 67].
Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в IX- начало XX в.в. но еще в 1804 году Эдвин Этли, основываясь на работах философа Жан-Жака Руссо и других мыслителей эпохи просвещения, написал книгу «Вступительный обзор о влиянии музыки на лечение болезней». В ней он показал какое «колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело». [17, 121].
В 1899 г. невропатолог Корнинг провел первое исследование по использованию музыки для лечения пациентов. В работе «Использование музыкальных колебаний до и в процессе сна» он сообщает о том, что музыка Вагнера и других композиторов – романтиков снижает уровень болезненных ощущений у пациентов.
Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Келлогу, энтузиасту, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. [12, 48].
Большой вклад в развитие музыкальной психотерапии внес немецкий исследователь К.Шумпф, работы которого вышли в конце XIX века, заложившие основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука. Суть концепции заключается в том, что с изменением одного физического признака звука (частоты его колебаний) изменяются одновременно два его психологических признака (тембр и высота). Эти идеи были развиты затем в трудах М.Майера, Г.Ревеша («Введение в музыкальную психологию», 1946), А.Веллека («Музыкальная психология и музыкальная эстетика», 1963).
Однако как самостоятельная отрасль знаний и область научно-практической деятельности, связанной как с психическим, так и с физическим здоровьем организма, музыкотерапия начала формироваться только в ХХ веке. Она начинает активно применяться в Европе, США, Австралии, Японии. Среди получивших широкую известность теоретических школ следует выделить Дж.Элвина (Великобритания), П.Нордоффа и К.Роббинса (США), Э.Лекоурта (Франция), Дж. Кр. Тровеси (Италия).
В России в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев, но лишь в 1993г. Михаил Чунч организовал Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности. Со второй половины XX в. музыкотерапия изучается и используется в лечебных и коррекционных целях в различных направлениях медицины и в психологии, в частности, специальной. Представлен широкий спектр работ Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина, И.М.Гриневой, Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского, Г.С.Тарасова, В.В.Медушевского, Л.Л.Бочкарева. Наиболее разработанной областью музыкальной психологии является психология музыкального восприятия, исследованием которой занимались музыковеды и теоретики – Ю.Н.Тюлин, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Л.А.Мазель, М.В.Блинова, Ю.Б.Алиев, С.Н.Беляева-Экземплярская, Н.А.Ветлугина и другие. [13, 97].
Интерес к использованию музыки в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека заметно вырос. Научно-технические достижения позволили более глубоко изучать физиологические реакции организма в ответ на воздействие музыки. В то же время этот интерес определяется возможностью применения музыки как лечебно-коррекционного средства, обеспечивающего гармонизацию состояния человека: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, развития эстетических потребностей. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института в 90-х гг. проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой или пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов (НАМТ) и Американская ассоциация музыкальных терапевтов (ААМТ) слились в единую организацию – Американскую музыкальную терапевтическую ассоциацию (АМТА). Знания и ценности терапевтического воздействия музыки распространяются среди широких кругов американцев. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках, детских домах, тюрьмах, школах и т.д. Более половины из них работают с психическими больными, умственно отсталыми и престарелыми. 70 колледжей и университетов в США готовят специалистов в области музыкальной терапии. [27, 48].
В городе Ярославле на кафедре лечебной физкультуры при детской больнице № 3 врачи проводят музыкотерапевтические сеансы в целях восстановления здоровья после хирургических операций. [17, 1].
Еще один вдохновляющий признак: в некоторых случаях музыкальная терапия признана официальным средством восстановления в рамках государственной системы страховой медицины.
«Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Звуки музыки оказывают воздействие на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм». (Д.Кемпбелл). [27, 79].