Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.
Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (Приложение 2).Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими детьми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выговор), рис. 10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) имеют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование), рис. 11 (собирание игрушек) и рис. 14 (еда в одиночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 1).
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
ИТ = Количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100%
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50 %.
3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмоциональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.
Протокол к методике «Выбери нужное лицо»
Имя ребенка:____________ Возраст ребенка:__________ Дата проведения обследования:_____________ | |||
Номер и содержание рисунка | Высказывания ребенка | Выбор лица | |
|
| веселое | печальное |
1. Игра с младшими детьми |
|
|
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
|
|
|
3. Объект агрессии |
|
|
|
4. Одевание |
|
|
|
5. Игра со старшими детьми |
|
|
|
6. Укладывание спать в одиночестве. |
|
|
|
7. Умывание |
|
|
|
8. Выговор |
|
|
|
9. Игнорирование |
|
|
|
10. Агрессивное нападение |
|
|
|
11. Собирание игрушек |
|
|
|
12. Изоляция |
|
|
|
13. Ребенок с родителями |
|
|
|
14. Еда в одиночестве. |
|
|
|
Картинки для изучения тревожности ребенка
Приложение 2
Некоторые элементарные связи
между пятью элементами, нотами пятиступенного звукоряда,
внутренними органами человека
(китайская музыкотерапия)
Элемент | Нота | Внутренний орган | Время года | Страна света | Цвет |
Земля | Гун (до) | Селезенка | «центр» | «центр» | Желтый |
Металл | Шан (ре) | Легкие | Осень | Запад | Белый |
Дерево | Цзюе (ми) | Печень | Весна | Восток | Зеленый |
Огонь | Чжи (соль) | Сердце | Лето | Юг | Красный |
Вода | Юй (ля) | Почки | Зима | Север | Черный |
Приложение 3
Взаимодействие пяти элементов
Внешние стрелки означают созидающие, стимулирующие связи,
внутренние – тормозящие успокаивающие связи.
Дерево
Огонь Вода
Земля Металл
Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
Несколько слов о репертуаре. Блок памяти музицирующего терапевта должен содержать большое количество самых различных произведений и форм. Ограниченное количество телевизионных детских шлягеров с единой стороны способствует быстрому их узнаванию и налаживанию невербального контакта. Однако неправильно было бы думать, что сеансы музыкотерапии можно построить на одних детских шлягерах. В каждой конкретной сессии, с конкретным клиентом, адаптируясь к его сиюминутному состоянию и эмоциональному настрою, которые в процессе 45 -50 минутной сессии могут резко меняться и не одиножды, нужно чисто интуитивно предлагать различную музыку. Это может быть и Шаинский, и Чайковский, и Эллингтон, и Визе, и Бородин, и разнообразные темы отечественной и зарубежной легкой музыки, эстрадные шлягеры, романсы, , "вечно зеленые" мелодические джазовые стандарты, народные песни и просто спонтанные импровизации, построенные на произвольно выбранных нескольких опорных гармониях. Нужно уметь, следя непрерывно за реакцией клиента и внимательно слушая коррективы ассистирующего музыкою терапевта, находящегося в более тесном контакте с клиентом, мгновенно и безостановочно перестраиваться с мажоре на минор, с быстрого темпа: не медленный, с плясового ритме на балладу или медленный вальс, определяя наощупь тот оптимальный музыкальный материал, который и увлечет клиента и позволит ассистирующему музыкотерапевту включить клиенте в игру на одном из ударных или духовых инструментов, имеющихся в арсенале. Нужно уметь играть по памяти, на слух, "из-под водес", как говорят музыканты, а ноты использовать вне занятий при ознакомлении с новым репертуаром