Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Оглавление

Введение.............................................................................................................................................3
1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7
1.1.Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.......7
1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11
1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13
2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24
2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24
2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25
2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31
Заключение............................................................................................................33
Список использованных источников..................................................................36
Приложение...........................................................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 879.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение.............................................................................................................................................3

1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе......................................................................................................7

1.1.Особенности эмоционального  развития детей дошкольного возраста.......7

1.2.Характеристика страхов как проявления эмоциональных нарушений у дошкольников....................................................................................................................11

1.3.Музыкальная психотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений личности......................................................................................................13

2.Экспериментальное исследование по коррекции страхов у старших дошкольников по средствам музыкотерапии....................................................24

2.1. Начальная диагностика наличия детских страхов.............................24

2.2. Организация работы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..25

2.3. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования………………………………………………………………..31

Заключение............................................................................................................33

Список использованных источников..................................................................36

Приложение...........................................................................................................39


Введение

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать всю сущность реального мира и ограниченность своих возможностей. С помощью эмоций они пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Известно, что эмоции - это переживания своего личного отношения к действительности, а также переживания состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Актуальность проблемы. Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Проблема страхов мало используется в практике ДОУ. Дети в детском саду должны пройти все тесты на определение страхов и преодолеть этот барьер в своем сознании.

В связи с этим остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности с помощью музыкотерапии, представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения детей в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.

Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, впервые заявившего о создании музыкальной фармакопии или музыкальной «партитуре органов тела» на Тбилисском «Симпозиуме о Бессознательном», в работах психиатра С.Грофа, который узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив представительный и многочисленный опыт американских специалистов в этой области и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.

Актуальность и малоизученность проблемы страхов у детей дошкольного возраста послужило причиной выбора темы нашего исследования «Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста», которое заслуживает дальнейших исследований.

Объектом исследования являются детские страхи детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является коррекция детских страхов детей старшего дошкольного возраста средствами музыкотерапии.

Цель исследования - выявить влияние музыкальной психотерапии на коррекцию детских страхов детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться с помощью музыкальной психотерапии, в качестве наиболее эффективного метода коррекции. Система занятий по коррекции детских страхов средствами музыкотерапии позволит уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и приведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка.

Задачи исследования:

      изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме детских страхов;

      провести диагностическое исследование с целью определения уровня страха у детей старшего дошкольного возраста;

      исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем страха и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии;

      дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии с целью коррекции детских страхов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты эксперимента могут быть применены в различных областях при рассматривании вопросов, связанных с развитием детей дошкольного возраста. Данные исследования будут полезны в работе психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов и гувернёров в проведении воспитательной работы, в работе реабилитационных центров и социально-психологических служб.

Методологической основой нашего исследования послужили теоретические разработки по музыкальной педагогике и психологии таких ученых, как Б.М.Теплов, Л.С.Брусиловский, А.Л.Готсдинер, С.В.Шушарджан. Но, в большинстве, в своем исследовании, мы опираемся на уникальную программу врача-психотерапевта В.И.Петрушина, разработавшего теорию музыкально-рациональной психотерапии, которая представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на формирование у ребенка богатой эмоциональной сферы за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний. По мнению Петрушина, при помощи музыки можно моделировать эмоции, а это, в свою очередь, ложится в основу нашей работы. Анализ данной теории Петрушина и других музыкально-терапевтических программ показал, что их авторы предлагают использовать для коррекции эмоциональных состояний у детей только сугубо музыкальные приемы, такие как, пассивное слушание музыки, музицирование, музыкально-ритмические движения, пение, и не предусматривают использование в синтезе с музыкальной терапией других психолого-педагогических методов. У нас возникла потребность создать условия, найти свои оригинальные пути для более эффективного коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

                  Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

                  Эмпирические: тестирование (методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой), обработка результатов исследования.

Новизна и теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в обобщении материалов по вопросам эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использование музыкотерапии в образовательном процессе в качестве коррекции детских страхов. Проблема, рассматриваемая в данном исследовании интересна для любого человека и необходима для будущих молодых специалистов системы образования.

База исследования - ДОУ №12 «Ромашка» г.Йошкар-Ола.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 


1. Теоретический анализ проблемы использования музыкотерапии в образовательном процессе

1.1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Ведь эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

В процессе роста происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт. [3, 69].

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

"Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя".

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на ударивший его (ребенка) камень.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

– ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

– изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

– чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

– формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

В дошкольном возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей "Ценные ориентации", чувства дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. [16, 78].

Информация о работе Музыкальная психотерапия как средство коррекции детских страхов детей старшего дошкольного возраста