Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 21:12, практическая работа
Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..
После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке!
Коррекция детских страхов
1. Стадия контакта:
Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..
После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
Ты придешь
ко мне еще? А давай с тобой
в следующий раз придумаем
сказку (фильм)? И ты будешь самый главный
сказочник! Как ты скажешь — так и будет
в твоей сказке!
2. Стадия коррекционно-
диагностическая (сессия
До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.
О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?
Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли?
Есть ли кто-нибудь,
кого боится персонаж? Или кто-нибудь,
кто ему не нравится? Кто? Нарисуй
его. Почему он не нравится персонажу?
Что можно сделать, чтобы этого
не было? Может быть, нам понадобится
волшебная палочка? У кого она может быть?
Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий
добрые силы) держит волшебную палочку.
Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь
теперь у него есть волшебная палочка!
Он все может! Он сильнее всех! Он может,
к примеру, превратить Злодея во что угодно!
Или уменьшить его! А потом уже поговорить.
Альтернатива:
А может быть,
персонажу не нравится то, что его
окружает? Что именно? Как бы ему
хотелось это изменить, чтоб понравилось?
(в том случае, если отсутствует персонификация
негативной эмоции).
3. Стадия завершения
Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п.
Можно сказать:
Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)
В конце каждой
сессии (а она длится 30-60 минут, в
зависимости от возможностей ребенка,
при этом, если психолог чувствует,
что ребенок переутомляется, а конца работе
не видно, можно завершить развитие сюжета
на промежуточном этапе. Например: «И тогда
они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика
эмоционального состояния ребенка.
Следует особо
подчеркнуть, что невозможно описать
четкий алгоритм работы психолога, поскольку
каждая новая сессия совершенно не похожа
на другие. Выше приведены вопросы, наиболее
часто задаваемые психологом. Стоит особо
отметить, что в случае повторения сюжета
(что само по себе является диагностическим
признаком), нужно настойчиво изменять,
шаг за шагом, составные элементы сюжета,
предлагая версии самому ребенку. При
этом ребенок может принять или отвергнуть
изменения. В любом случае, задачей психолога
является организация «встречи» и взаимодействия
персонажа с фигурой, которая вызывает
страх, а также предложение ребенку в ходе
развития сюжета ресурсов, которые помогут
переработке страха. В ходе возможных
«переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей
страх, можно разыграть действие по ролям,
при этом роли полезно менять.
Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.