Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ. Тутыхина.docx

— 194.77 Кб (Скачать)

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-2

0-7

0-8

0-7

0-7

0-6

2

9-11

8-10

3-5

8-9

9-10

8-9

8-9

7

3

12-13

11-12

6-7

9-10

11-13

10-12

10-11

8

4

14-16

13-14

8-10

11-12

14-15

13-15

12-13

9

5

17-18

15-16

11-12

13

16-18

16-17

14

10

6

19-20

17-18

13-15

14-15

19-20

18-20

15-16

11

7

21-22

19-20

16-17

16

21-22

21-22

17-18

12-13

8

23-25

21-22

18-20

17-18

23-25

23-25

19-20

14

9

26-27

23-24

21-22

19-20

26-27

26-28

21-22

15

10

28 и более

25 и более

23 и более

21 и более

28 и более

29 и более

23 и боле

16 и более


 

Самооценочная тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-10

0-7

0-9

0-5

0-8

0-7

0-6

0-7

2

11

8-9

10-11

6-7

9-10

8-10

7-8

8-9

3

12-13

10

12-13

8

11-13

11-13

9-11

10-12

4

14

11-12

14-16

9-10

14-16

14-16

12-13

13-15

5

15-16

13

17-18

11-12

17-18

17-19

14-16

16-17

6

17-18

14-15

19-20

10-11

19-21

20-22

17-18

18-20

7

19

16-17

21-22

13-14

22-24

23-25

19-21

21-23

8

20-21

18

23-24

15

25-26

26-28

22-23

24-25

9

22-23

19-20

25-27

16-17

27-29

29-31

24-26

26-28

10

24 и более

21 и более

28 и более

18 и более

30 и более

32 и более

27 и боле

29 и более


 

Межличностная тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-8

0-7

0-8

0-8

0-6

0-8

0-6

0-7

2

9

8

9-10

9

7-9

9-11

7-8

8-9

3

10

9

11-12

10

10-12

12-14

9-11

10-12

4

11

10

13-14

11-12

13-15

15-17

12-13

13-15

5

12-13

11-12

15

13

16-17

18-20

14-15

16-17

6

14

13

16-17

14-15

18-20

21-23

16-18

18-20

7

15

14

18-19

16

21-23

24-26

19-20

21-23

8

16-17

15

20-21

17-18

24-26

27-29

21-23

24-26

9

18

16

22-23

19

27-29

30-32

24-25

27-28

10

19 и более

17 и более

24 и более

20 и более

30 и более

33 и более

26 и боле

29 и более


 

Магическая тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-7

0-6

0-7

0-4

0-5

0-6

0-6

0-5

2

8

7

8-9

5-6

6-7

7-8

7-9

6-7

3

9-10

8-9

10-11

8-10

9-10

10-11

8-9

4

4

11-12

10

12-13

8-9

11-13

11-12

12-14

10

5

13-14

11-12

14-15

10

14-15

13-14

15-16

11-12

6

15-16

13

16-17

11-12

16-18

15-16

17-19

13

7

17-18

14

18-20

13

19-21

17-18

20-22

14-15

8

19-20

15-16

21-22

14-15

22-23

19-20

23-24

16-17

9

21-22

17

23-24

16

24-26

21-23

25-27

18

10

23 и более

18 и более

25 и более

17 и более

27 и более

24 и более

28 и более

19 и более


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Программа коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития «Я могу»

 

Для коррекции тревожности подростков с ЗПР была разработана программа на основе игр и упражнений, предназначенных для формирования навыков саморегуляции, позитивного представления о собственных возможностях, оптимизацию самооценки.

Цель программы: коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития  с использование специальных игр и упражнений.

Задачи программы:

    1. обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях;
    2. обучение навыкам психоэмоциональной релаксации;
    3. формирование позитивного представления о собственных возможностях;
    4. способствование оптимизации самооценки;
    5. Обучение навыкам межличностного взаимодействия.

Принципы работы по программе

    1. Принцип соблюдения конфиденциальности. Заключается в том, что все, что происходит в группе, не подлежит разглашению ни участниками группы, ни педагогом-психологом, руководителем программы. Руководитель должен создать условия для того, чтобы участники были уверены в неразглашении информации. Участники так же должны помнить о том, что они не имеют права разглашать информацию.
    2. Принцип свободы волеизъявления. Заключается в том, что участие в работе группы происходит на добровольной основе. Участник в праве отказаться как от выполнения отдельного упражнения, так и от участия в занятии в целом.
    3. Принцип обратной связи. Соблюдение данного принципа заключается в том, что каждый участник сообщает свое мнение, описывает результат. Это необходимо для объективной оценки своего поведения и поведения остальных участников, своевременной его коррекции.
    4. Принцип равноправия. Данный принцип состоит в том, что работа на каждом занятии строится в рамках диалога на равных позициях субъектов общения. Обязательно проявление уважения и толерантности ко всем участникам тренинга. Установка на то, что каждый имеет право на свое мнение, каждый результат по-своему ценен.
    5. Принцип постоянства состав группы. Заключается в том, что группа имеет постоянный состав, который не может дополняться на промежуточном этапе.
    6. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников. Согласно этому принципу отбор содержания, методы и приемы работы, стиль руководства подбираются в соответствии возрастным особенностям участников, учитывается особенности, связанные с диагнозом, степью вовлеченности в образовательный процесс.
    7. Принцип рефлексии. Заключается в том, что на каждом занятии должны создаваться условия для того, чтобы участники группы смогли оценить свое состояние, сформулировать свои личные выводы и обозначать проблемы.

Этапы работы

    1. Диагностика тревожности подростков с ЗПР
    2. Составление и реализация коррекционно-развивающей программы
    3. Оценка и анализ эффективности реализованной программы

Условия и формы организации реализациипрограммы:

Программа  включила в себя 10 занятий, предназначенных для подростков 13-15 лет. Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Занятия проводились 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете психолога, где дети могли разместиться по кругу, сидя на стульях или на ковре. В группу вошли 6 подростков, у которых в ходе диагностики был выявлен повышенный уровень тревожности.

Методы и приемы.

Коррекционное воздействие на группу подростков включало такие  приемы и технологии, как

    1. игры,
    2. арт-терапия,
    3. тренинговые упражнения.

Структура занятия.

Каждое занятие по программе включало в себя следующие структурные элементы:

  1. Ритуалы приветствия-прощания – являлись важным моментом работы с группой, позволявшие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал мог предлагаться психологом, при желании участники сами выбирали ритуал. Главным условием ритуала было принятие его всеми членами группы, поскольку в него должны быть включены все дети.
  2. Разминка – не только служила для концентрации внимания, но и являлась средством воздействия на эмоциональное состояние детей, на уровень их активности, выполняла важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводилась только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, всегда имела динамичный и позитивный характер.
  3. Основное содержание занятий представляло собой совокупность игровых психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данной коррекционно-развивающей программы, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
  4. Рефлексия занятия предполагала оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Педагог – психолог должен был создавать условия для того, чтобы дети сами или с помощью взрослого отвечали на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, давали обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Ожидаемые результаты

  1. формирование у подростков навыков конструктивного взаимодействия;
  2. формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах;
  3. развитие способности проводить элементарный самоанализ;
  4. формирование позитивного мировосприятия.
  5. снижение уровня тревожности.

Занятия по программе реализовывались согласно календарно-тематическому плану, представленному в таблице №1.

 

 

 

 

Таблица №4

 

Календарно-тематический план работы

№п/п

Название занятия

Цель

Дата проведения

1

«Знакомство»

Формирование сплоченности группы, ознакомление с правилами работы по программе

5.11.2014

2

«Учимся управлять тревогой»

Обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях.

12.11.2014

3

«Пойми меня»

Отработка навыков уверенного поведения

19.11.2014

4

«Конфликт»

Знакомство с понятием конфликт, видами конфликтов, способами их разрешения

26.11.2014

5

«Осознание собственных границ»

Исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром»

3.12.2014

6

«Я-заявление»

Освоение техники «Я-заявление»

10.12.2014

7-8

«Полюби себя»

Прояснение я-концепции, развитие уверенности в себе через любовь, закрепление благоприятного отношения к себе»

17,14,21

01.2015

9

«Рисуем страх»

Обучение навыкам психоэмоциональной релаксации.

28.01.2015

10

«Волшебные зеркала»

повышение социального статуса в группе, формирование позитивного представления о собственных возможностях

4.02.2015


 

Содержание занятий

 

Занятие 1. Знакомство.

Цель: формирование сплоченности группы, ознакомление с правилами работы по программе.

Упражнение «Ласковый клубочек» (10 минут).

Мы все с вами друг друга уже знаем, но для того, чтобы у нас получилась интересная игра, мы должны не только хорошо знать друг друга, но и хорошо относится друг к другу, поддерживать, подбадривать. Подбодрить человека можно всегда при помощи доброго слова. Сейчас мы эти добрые слова придумаем и назовем. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя в ласковой форме и прилагательное к нему.

Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития