Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:02, реферат
Изучение закономерностей
аномалий развития психики является необходимой задачей не только
патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих
закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного
дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения
и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей
Реферат: Задержка психического развития
ПЛАН:
Введение.
Изучение закономерностей
аномалий развития психики является необходимой задачей не только
патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих
закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного
дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения
и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но
значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного
отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа
реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при
поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной
целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в
интеллектуальной деятельности
Причины
возникновения ЗПР можно
1.
причины биологического
2.
причины социально –
К причинам
биологического характера
1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,
резус-конфликт и т.д.);
2) недоношенность ребенка;
3) родовые травмы;
4)
различные соматические
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром
нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
5) нетяжелые мозговые травмы.
Среди
причин социально-
1)
ранний отрыв ребенка от
условиях социальной депривации;
2)
дефицит полноценной,
предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека)
или же авторитарный тип воспитания.
В основе
ЗПР лежит взаимодействие
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее
поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть
гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью
лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики
головного мозга);
2.
Астения – резкая
неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими
нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая
и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
[1]
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на
классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
-
ЗПР конституционального
возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся
дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более
младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный.
Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
-
ЗПР соматогенного
перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с
соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность
организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
-
ЗПР психогенного
–неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка
(гиперопека, гипоопека) и т.п.)
-
ЗПР церебрально-астенического
(причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной
астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются:
неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные
нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой
активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
[2]
В клинико-психологической
структуре каждого из
имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной
сферы.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, внимания, восприятия при задержке психического развития
Память:
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является
главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе.
Как показывают многочисленные
клинические и психолого-
исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности
при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные
психологические исследования указывают на недостатки в развитии их
непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети
запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их
отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у
детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В
исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному
изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик
предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании
картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой
названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только
хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание
заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное
отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в
разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не
предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для
этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило,
зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ
использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную
букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.
[3]
В исследовании
Н.Г. Поддубной изучалась
непроизвольного запоминания
от характера материала и
с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать
смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и
картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении
инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных,
подходящих по смыслу
к предъявленным
Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить
экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от
нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои
возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились
отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости
непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в
норме было выше в 1,2 раза.
Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального
и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает
на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как
произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.
[4]
Т.А.
Власова, М.С. Певзнер
учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их
трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу
умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания
продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,
¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности
первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания,
близко к норме,
¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,
¨ Снижение произвольной памяти.
¨ Нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины нарушенного
внимания:
1.
Оказывают свое влияние
2.
Несформированность механизма
3.
Несформированность мотивации,
внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации –
нарушение интереса.
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности
внимания, характерные для данного нарушения:
¨ Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка
сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с
ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи
колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и
утомляемость[5].