Задержка психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:02, реферат

Краткое описание

Изучение закономерностей
аномалий развития психики является необходимой задачей не только
патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих
закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного
дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения
и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 26.21 Кб (Скачать)

Реферат: Задержка психического развития 

ПЛАН:

             

Введение.

  Изучение закономерностей

аномалий развития психики является необходимой задачей  не только

патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих

закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного

дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать  нарушения

и искать способы  их коррекции.

Спектр нарушений  психического развития у детей достаточно широк, но

значительно чаще встречается  задержка психического развития.

     Задержка  психического развития (ЗПР) –  синдром временного

отставания развития психики в целом или отдельных  ее функций, замедление темпа

реализации потенциальных  возможностей организма, часто обнаруживается при

поступлении в школу  и выражается в недостаточности  общего запаса знаний,

ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной

целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости в

интеллектуальной  деятельности

     Причины  возникновения ЗПР можно разделить  на две большие группы:

     1.      причины биологического характера;

     2.      причины социально –психологического  характера.

     К причинам  биологического характера относят:

     1)     различные варианты патологии  беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и  т.д.);

     2)     недоношенность ребенка;

     3)     родовые травмы;

     4)     различные соматические заболевания  (тяжелые формы гриппа, рахит,

хронические болезни  – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром

нарушенного желудочно-кишечного  всасывания и т.д.)

     5)     нетяжелые мозговые травмы.

     Среди  причин социально-психологического  характера выделяют следующие:

     1)     ранний отрыв ребенка от матери  и воспитание в полной изоляции  в

условиях социальной депривации;

     2)     дефицит полноценной, соответствующей  возрасту деятельности:

предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

     3)     искаженные условия воспитания  ребенка в семье (гипоопека,  гиперопека)

или же авторитарный тип воспитания.

     В основе  ЗПР лежит взаимодействие биологических  и социальных причин.

     При  систематике ЗПР Власова Т.А.  и Певзнер М.С. выделяют две  основные формы:

     1.      Инфантилизм – нарушение темпа  созревания наиболее

поздно формирующихся  мозговых систем.  Инфантилизм может  быть 

гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью

лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями  органики

головного мозга);

     2.      Астения – резкая ослабленность  соматического и

неврологического  характера, обусловленная  функциональными  и динамическими

нарушениями центральной  нервной системы. Астения может  быть соматическая

и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

[1]

     Классификация  основных видов ЗПР по К.С.  Лебединской опирается на

классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

-             ЗПР конституционального характера  (причина

возникновения –  не созревание лобных отделов головного  мозга). Сюда относятся

дети с несложным  гармоническим инфантилизмом, они  сохраняют черты более

младшего возраста,  у них преобладает игровой  интерес, не развивается учебный.

Эти дети при благоприятных  условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

-             ЗПР  соматогенного происхождения  (причина -

перенесение ребенком соматического заболевания).  К  этой группе относят детей с

соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность

организма, сниженная  выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

-             ЗПР психогенного происхождения  (причина

–неблагоприятные  условия в семье, искаженные условия  воспитания ребенка

(гиперопека, гипоопека)  и т.п.)

-             ЗПР церебрально-астенического генеза. 

(причина -  мозговая  дисфункция). К этой группе относят  детей с церебральной

астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются:

неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные

нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство –  снижение пищевой

активности, общая  вялость, двигательная расторможенность.

[2]

     В клинико-психологической  структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР

имеется специфическое  сочетание незрелости эмоциональной  и интеллектуальной

сферы.

     ОСОБЕННОСТИ  ПАМЯТИ, внимания, восприятия при  задержке психического развития

     Память:    

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является

главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР  при обучении в школе.

Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические

исследования, существенное место в структуре дефекта  умственной деятельности

при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов  и родителей за детьми с ЗПР, а  также специальные

психологические исследования указывают на недостатки в развитии их

непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся  дети

запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их

отстающих сверстников  и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у

детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В

исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута  специальному

изучению. Одна из применявшихся  в работе экспериментальных методик

предусматривала использование  задания, цель которого состояла в раскладывании

картинок с изображениями  предметов на группы в соответствии с начальной буквой

названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой  развития не только

хуже воспроизводили словесный материал, но и  тратили  на его припоминание

заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся  сверстники. Главное

отличие заключалось  не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в

разном отношении  к поставленной цели. Дети с ЗПР  самостоятельно почти не

предпринимали попыток  добиться более полного припоминания и редко применяли для

этого вспомогательные  приемы. В тех случаях, когда это  все же происходило,

зачастую наблюдалась  подмена цели действия. Вспомогательный  способ

использовался не для  припоминания нужных слов, начинающихся на определенную

букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

[3]

     В исследовании  Н.Г. Поддубной  изучалась зависимость  продуктивности

непроизвольного запоминания  от характера материала и особенностей деятельности

с ним у младших  школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать

смысловые связи  между единицами основного и  дополнительного наборов слов и

картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении

инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора  существительных,

подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором  картинкам или словам.

Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить

экспериментальный материал и начать действовать. При  этом они, в отличие от

нормально развивающихся  дошкольников, не могли адекватно  оценить свои

возможности и были уверены, что знают, как выполнять  задание. Выявились

отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости

непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в

норме было выше в 1,2 раза.

Н.Г.  Поддубная  отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального

и в процессе воспроизведения  является более действенной опорой. Автор указывает

на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как

произвольная, поэтому  целесообразно ее широкое использование  при их обучении.

[4]

     Т.А.  Власова, М.С. Певзнер указывают  на снижение произвольной памяти  у

учащихся с задержкой  психического развития как на одну из главных причин их

трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу

умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания

продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

     Специфические  особенности памяти детей с  ЗПР:

¨      Снижение объема памяти и скорости запоминания,

¨      Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

¨      Механизм памяти характеризуется снижением  продуктивности

первых попыток  запоминания, но время, необходимое  для полного заучивания,

близко к норме,

¨      Преобладание наглядной памяти над словесной,

¨      Снижение произвольной памяти.

¨      Нарушение  механической памяти.

    

Внимание:

 

Причины нарушенного  внимания: 

     1.      Оказывают свое влияние имеющиеся  у ребенка астенические явления.

     2.      Несформированность механизма произвольности  у детей.

     3.      Несформированность мотивации, ребенок  проявляет хорошую концентрацию

внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации –

нарушение интереса.

Исследователь  детей  с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности

внимания, характерные  для данного нарушения:

¨      Низкая концентрация внимания: неспособность  ребенка

сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая  отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности  внимания у детей с

ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания  наблюдались случаи

колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая  истощаемость и

утомляемость[5].

Информация о работе Задержка психического развития