Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:02, реферат
Изучение закономерностей
аномалий развития психики является необходимой задачей не только
патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих
закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного
дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения
и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей
¨ Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут
длительно заниматься одной и той же деятельностью.
¨ Узкий объем внимания.
Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими
детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания.
Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «
Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы
применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и
т.д.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
1. При
ЗПР нарушена интегративная
больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа
различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что
ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.
3. Недоразвитие
ориентировочно-
годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического
опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности восприятия:
¨
Недостаточная полнота и
нарушением внимания, механизмов произвольности.
¨
Недостаточная
¨ Замедленность восприятия и переработки информации для
полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем
нормальному ребенку.
¨ Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
¨ Снижение активности восприятия. В процессе восприятия
нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал
воспринимается поверхностно.
¨ Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия,
требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер –
зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР
упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет
целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит
восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается
план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде
схем, цветных фишек.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие.
Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более
сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить
умения в другие ситуации.
На развитие мышления
оказывают влияние все
- уровень развития внимания;
- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем
богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
- Уровень развития речи;
-
Уровень сформированности
механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить. К
6-7 годам дошкольники
способны выполнять сложные
если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)
[6].
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени
нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено
восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это
определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.
Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с
нарушением одного из компонентов мышления.
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою
деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство
логического мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1.
Несформированность
(своеобразное отношение
к любым интеллектуальным
избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент
преодоления трудностей
(отказ выполнять трудную
интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок
выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не
заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления
проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым
предметам.
2.
Отсутствие выраженного
мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это
положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении
инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее
получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить,
что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить
работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать
условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к
появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно
создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
3.
Низкая мыслительная
за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном
объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления
трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде
бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Наглядно-образное мышление.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений
операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности
восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать
образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и
воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Логическое мышление.
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших
мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
- Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное,
выделяют незначительные признаки);
-
Сравнение (сравнивают
признакам);
-
Классификация (ребенок
но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так
поступил).
У всех детей с
ЗПР уровень логического
нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием
начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.
Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:
1. Индукция
(ребенок способен делать
то есть от частного к общему).
2. Дедукция (от общего к частному).
Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых
умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из
двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод,
им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий
те зависимости, между которыми следует установить отношения.
[7] По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать
выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности
логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют
неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо
обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления»
[8].
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания
эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.
Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не
соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной
деятельности. У всех
детей с ЗПР наблюдаются
касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного,
кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и
особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач,
связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез,
обобщение и абстрагирование.
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение
определенных гигиенических
занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,
обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение
таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно
продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим,
включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка
и применять индивидуальный подход.
Список использованной
1. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985 г.