Для преодоления
психологических проблем, связанных с
тревожностью для данной группы подростков
была составлена специальная программа,
в содержание которой вошли специальные
игры и упражнения на развитие навыков
саморегуляции в психотравмирующих ситуациях,
формированию позитивного представления
о собственных возможностях, оптимизации
самооценки, отработку навыков уверенного
поведения, знакомство со способами конструктивного
разрешения споров и конфликтов.
В ходе работы
согласно плану было реализовано 10 занятий.
Таким образом, повторная диагностика
выявила положительную динамику, заключающуюся
в уменьшении количества детей, которым
свойственно проявление тревожности по
сравнению с результатами первичной диагностики.
По отношению к общему количеству учеников
класса, количество детей с повышенным
уровнем сократилось на 11%.
Гипотеза о том,
что процесс преодоления тревожности
у подростков будет осуществляться
эффективнее при использовании специальных
игр и упражнений, подтвердилась.
Литература
- Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: изд. - во Академия, 1996. – 224 с.
- Абубакирова, Н.И. Что такое «гендер» [Текст] / Н.И. Абубакирова // Общественные науки и совместимость. – 2006. – №6. С. 123–125.
- Айзенберг, О.К. Психокоррекционная работа с детьми, имеющим нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии [Текст]/ О.К. Айзенберг, Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1992 . – 320с.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]/ Л.Н. Блинова. – М., 2004. – 97с.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 270 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
- Большой толковый психологический
словарь [Текст]/сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.
– Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
- Бороздина Л В., Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.23-28.
- Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: «Просвещение», 1973. – 175с.
- Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]. – СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы психологии [Текст] / Л.С. Выготский.
– СПб: СОЮЗ. – 2007. – 224 с.
- Гарбузов , В. И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб.: АО Сфера, 1994. – 330 с.
- Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. –340 с.
- Гончарова, Е. Парадоксы отклоняющегося развития [Текст]/ Е. Гончарова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – С. 49 – 53.
- Давиденко, С.В. Гендерные аспекты тревожности подростков [Текст]/ С.В. Давиденко // Вопросы психологии – 2006. – №6. С. 123–125.
- Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной
деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. – №3. – С.15-26.
- Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]/ М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 336 с.
- Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [Текст] /А.И. Захаров. –СПб.: Гиппократ, 1995. – 340 с.Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] /А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1982. – 270 с.
- Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] /А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 448 с.
- Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования [Текст] / Н.В. Имедадзе. – Тбилиси, 1966. – 270 с.
- Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2005. – №3. С. 20–25.
- Кепалайте, П., Экспериментальное изучение положительных
и отрицательных эмоций [Текст]/ А.П. Кепалайте А.П., Суворова В.В.// Вопорсы психологии. – 1991. - № 2. – С. 140- 147.
- Корчак, Я. Как любить детей [Текст] / Я. Корчак. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.
- Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
- Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника
[Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.:
Знание, 1988. – 358 с.
- Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г.Крайг . – СПб.: Питер, 2008. – 987 с.
- Ксенофонтова, Н.А. Гендерный аспект общественного развития [Текст]/ Н.А. Ксенофонова . – М: Наука, 2005. – 180 с.
- Кулагина И.Ю. Познавательная деятельность и ее
детерминанты при ЗПР [Текст]/ И.Ю. Кулагина,
Т.Д. Пускарева // Дефектология. – 1989. – №1. – С.36-40.
- Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст]
/ Н.Д. Левитов// Вопросы психологии. - №2.
– 2000. – С. 76-81.
- Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.Ю. Левченко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
- Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников [Текст]: дис. канд. псих. наук 19.02.13/ Людмила Викторовна Макшанцева; Екатеринбургский гос. пед. ун-т. – Защищена 19.02.2013.
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2009 – 672 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 160 с.
- Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться
[Текст]. / Под ред. Л.А. Регуш. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
- Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
- Общая психодиагностика [Текст] / Под
ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 420 с.
- Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для
педагогических вузов [Текст] / А.В. Петровский,
М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. –501 с.
- Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
- Практическая психология образования: [Текст] учебное пособие 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с: ил.
- Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 39 – 45.
- Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. прихожан – СПб.: Питер, 2007 – 192 с.
- Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
- Прихожан, А.М. Шкала личностной тревожности [Текст] / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71
- Психология мотиваций и эмоций [Текст]
/ Под ред. Ю.Б. Гиппенреитер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 752 с.
- Психология подростка [Текст]
/Под ред. А.А. Реана. – СПб.:Прайм-еврознак, 2003. – 480 с.
- Психология. Словарь [Текст]
/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990.
- Реан, А.А., Гендерные различия структуры тревожности у подростков [текст] / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] /Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2004. – 319 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека [Текст] / К. Рождерс. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 401 с.
- Родители и дети: Психология взаимоотношений[Текст]/ Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой.
– М.: «Коги-то-Центр», 2003. – 230 с.
- Ромицина, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» [Текст] /Е.Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2009. – 112 с.
- Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 11-17.
- Скотт, Миллер Психология развития: методы исследования [Текст] / М. Скотт. – СПб.: Питер, 2002. – 404 с.
- Снайдер, Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни [Текст] / Ди Снайдер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288 с.
- Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – 57 с.
- Степанов, С.С. Большие проблемы маленького ребенка: [Текст] советы психолога родителям/ С.С. Степанов. – М., 1995 – 138 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности: Избр. тр.М [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. – 467
с.
- Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст]/ З.Фрейд. – Психоаналитические этюды. — Минск, 1991.
- Фромм, Э. Человек для самого себя. Исследование
психологических проблем этики [Текст]/ Э. Фромм. – Москва: Аст,2010. – 352 с.
- Холл, К.С. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М., 1997. – 720 с.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: [Текст] Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В. Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997. – № 2. – С. 34-67.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст]/ С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2001. – 250с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте
и их коррекция [Текст] / Лебединский В.
В. – М., 1990. – 325с.
Приложение 1
Методика Филлипса
Инструкция
Ребята, сейчас Вам будет предложен
опросник, который состоит из вопросов
о том, как Вы себя чувствуете в школе.
Старайтесь отвечать искренне и правдиво,
здесь нет верных или неверных, хороших
или плохих ответов. Над вопросами долго
не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте
его номер и ответ «+», если Вы согласны
с ним, или -, если не согласны.
Вопросы - утверждения
методики.
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне
со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит,
что собирается проверить, насколько ты
знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так,
как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель
в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего
класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель
не торопился при объяснении нового материала,
пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или
выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься
высказываться на уроке, потому что боишься
сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают
отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются
над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую
оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят
ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых
делается выбор, потому что тебя, как правило,
не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь,
когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что
никто из твоих одноклассников не хочет
делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как
начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки,
каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет
дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться
над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты
о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли
ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе
и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится
к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь,
что результаты твоей работы будут сравниваться
в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше
волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает
сильно биться, когда учитель говорит,
что собирается проверить твою готовность
к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки,
думает ли кто-нибудь из твоих друзей,
что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из
твоих одноклассников, к которым ребята
относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе
говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение
те из учеников, которые не справляются
с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих
одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся
учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации
вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают
о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше,
чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу
так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на
уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то
особыми правами, которых нет у других
ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников,
когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся
одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься
один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники
твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих
школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя
спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот
расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь
ли ты временами с беспокойством о том,
что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь
ли ты порой, что совершенно забыл вещи,
которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты
работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать,
когда учитель говорит, что собирается
дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний
в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается
дать классу задание, чувствуешь ли ты
страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники
могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется
ли тебе, что твои одноклассники понимают
его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу,
что учитель может дать классу проверочную
работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь
ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель
просит сделать задание на доске перед
всем классом?
Шкала личностной тревожности
(А.М.Прихожан)
Описание теста.
Настоящая шкала тревожности была разработана
А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы
социально-ситуационного страха, тревоги»
О. Кондаша.
Особенность
шкал такого типа в том, что в них тревожность
определяется по оценке человеком тревогогенности
тех или иных ситуаций обыденной жизни.
Достоинствами шкал такого типа является
то, что, во-первых, они позволяют выделить
области действительности, вызывающие
тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени
зависят от умения школьников распознавать
свои переживания, чувства, т.е. от развитости
интроспекции и наличия определенного
словаря переживаний.
Методика относится
к числу бланковых, что позволяет проводить
ее коллективно. Бланк содержит необходимые
сведения об испытуемом, инструкцию и
содержание методики.
Методика разработана
в двух формах. Форма А предназначена для
школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся
13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
В данном исследовании, исходя из индивидуальных
особенностей, использовалась форма А.
Инструкция к
тесту (На первой странице бланка). На следующих
страницах перечислены ситуации, обстоятельства,
с которыми ты встречаешься в жизни.
Некоторые из
них могут быть для тебя неприятными, так
как могут вызвать тревогу, беспокойство
или страх.
Внимательно
прочти каждое предложение, представь
себя в этих обстоятельствах и обведи
кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или
4, – в зависимости от того, насколько эта
ситуация для тебя неприятна, насколько
она может вызвать у тебя беспокойство,
опасения или страх.
Если ситуация
совершенно не кажется тебе неприятной,
в столбик «Ответ» поставь цифру 0. Если
она немного тревожит, беспокоит тебя,
в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
Если беспокойство и страх достаточно
сильны и тебе хотелось бы не попадать
в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь
цифру 2.
Если ситуация
очень неприятна и с ней
связаны сильные беспокойство, тревога,
страх, в столбик «Ответ» поставь
цифру 3. При очень сильном беспокойстве,
очень сильном страхе в столбик «Ответ»
поставь цифру 4.
Переверни страницу.(На
второй странице инструкция продолжается)
Твоя задача – представить себе каждую
ситуацию (себя в этой ситуации), определить,
насколько она может вызвать у тебя тревогу,
беспокойство, страх, опасения, и обвести
одну из цифр, определяющих, насколько
она для тебя неприятна.Что означает каждая
цифра, написано вверху страницы (Далее
следует текст методики).
Варианты ответов:
Нет (0) Немного(1) Достаточно
(2) Значительно(3) Очень(4)
Форма А
Ситуация:
Ответ
Пример Перейти в новую школу
1 Отвечать у доски
2 Оказаться среди незнакомых
ребят
3 Участвовать в соревнованиях,
конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором
школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель смотрит по
журналу, кого спросить
8 Тебя критикуют, в чем-то
упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь
делаешь (наблюдают за тобой во время работы,
решения задачи)
10 Видеть плохие сны
11 Писать контрольную работу,
выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста –
учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Смотреть на человека, похожего
на мага, колдуна
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского
собрания
17 Тебе грозит неуспех,
провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о том, чего ты сможешь
добиться в будущем
21 Слышать предсказания о космических
катастрофах
22 Выступать перед зрителями
23 Слышать, что какой-то человек
«напускает порчу» на других
24 С тобой не хотят играть
25 Проверяются твои способности
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался
13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно
задает тебе вопрос
29 Оценивается твоя работа
30 Не можешь справиться с домашним
заданием
31 Засыпать в темной комнате
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать с школьным
психологом
35 Думать о том, что тебя могут
«сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел
(подошла)
37 Слушать страшные истории
38 Спорить со своим другом (подругой)
39 Думать о своей внешности
40 Думать о призраках, других
страшных, «потусторонних» существах
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31
заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Обработка результатов теста
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих
форм.
Школьная тревожность: 1, 5, 7,
11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
Самооценочная тревожность:
3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
Межличностная тревожность:
2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
Магическая тревожность: 4, 10,
14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов
теста.
Выделение субшкал
во многом условно.
Например, предложенные
в ней ситуации общения можно рассматривать
с позиции актуализации представлений
о себе, некоторые школьные ситуации –
как ситуации общения со взрослыми и т.
п. Однако представленный вариант, как
показывает практика, продуктивен с точки
зрения задачи преодоления тревожности:
он позволяет локализовать зону наибольшего
напряжения и построить индивидуализированную
программу работы.
При обработке
ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается
количеством баллов, соответствующим
округленной при ответе на него цифре.
Подсчитывается общая сумма баллов по
шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма
баллов представляет собой первичную
– сырую оценку
Первичная оценка переводится
в шкальную. В качестве шкальной оценки
используется стандартная десятка. Для
этого данные испытуемого сопоставляются
с нормативными показателями группы учащихся
соответствующего возраста и пола. Результат,
полученный по всей шкале, интерпретируется
как показатель общего уровня тревожности,
по отдельным субшкалам – отдельных видов
тревожности.
Общая тревожность
Стены |
Половозрастные
группы (результаты в баллах) |
10-11 лет |
12 лет |
13-14 лет |
15-16 лет |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
1 |
0-33 |
0-26 |
0-34 |
0-26 |
0-34 |
0-37 |
0-33 |
0-27 |
2 |
34-40 |
27-32 |
35-43 |
27-32 |
35-43 |
38-45 |
34-39 |
28-34 |
3 |
41-48 |
33-39 |
44-50 |
33-38 |
44-52 |
46-53 |
40-46 |
35-41 |
4 |
49-55 |
40-45 |
51-58 |
39-44 |
53-61 |
54-61 |
47-53 |
42-47 |
5 |
56-62 |
46-52 |
59-66 |
45-50 |
62-70 |
62-69 |
54-60 |
48-54 |
6 |
63-70 |
53-58 |
67-74 |
51-56 |
71-80 |
70-77 |
61-67 |
55-61 |
7 |
71-77 |
59-65 |
75-81 |
57-62 |
81-88 |
78-85 |
86-74 |
62-68 |
8 |
78-84 |
66-71 |
82-89 |
63-67 |
89-98 |
86-93 |
75-80 |
69-75 |
9 |
85-92 |
72-77 |
90-97 |
68-73 |
99-107 |
94-101 |
81-87 |
76-82 |
10 |
93 и более |
78 и более |
98 и более |
74 и более |
108 и более |
102 и более |
88 и более |
83 и более |
Школьная тревожность