Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ. Тутыхина.docx

— 194.77 Кб (Скачать)

Для преодоления психологических проблем, связанных с тревожностью для данной группы подростков была составлена специальная программа, в содержание которой вошли специальные игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции в психотравмирующих ситуациях, формированию позитивного представления о собственных возможностях, оптимизации самооценки, отработку навыков уверенного поведения, знакомство со способами конструктивного разрешения споров и конфликтов.

В ходе работы согласно плану было реализовано 10 занятий.

Таким образом, повторная диагностика выявила положительную динамику, заключающуюся в уменьшении количества детей, которым свойственно проявление тревожности по сравнению с результатами первичной диагностики. По отношению к общему количеству учеников класса, количество детей с повышенным уровнем сократилось на 11%.

Гипотеза о том, что процесс преодоления тревожности у  подростков будет осуществляться эффективнее при использовании специальных игр и упражнений, подтвердилась.

 

Литература

  1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: изд. - во Академия, 1996. – 224 с.
  2. Абубакирова, Н.И. Что такое «гендер» [Текст] / Н.И. Абубакирова // Общественные науки и совместимость. – 2006. – №6. С. 123–125.
  3. Айзенберг, О.К. Психокоррекционная работа с детьми, имеющим нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии [Текст]/ О.К. Айзенберг, Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1992 . – 320с.
  4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]/ Л.Н. Блинова. – М., 2004. – 97с.
  5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 270 с.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
  7. Большой толковый психологический словарь [Текст]/сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. – Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  8. Бороздина Л В., Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.23-28.
  9. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: «Просвещение», 1973. – 175с.
  10. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]. – СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.
  11. Выготский, Л.С. Вопросы психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ. – 2007. – 224 с.
  12. Гарбузов , В. И. Практическая психотерапия [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб.: АО Сфера, 1994. – 330 с.
  13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. –340 с.
  14. Гончарова, Е. Парадоксы отклоняющегося развития [Текст]/ Е. Гончарова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – С. 49 – 53.
  15. Давиденко, С.В. Гендерные аспекты тревожности подростков [Текст]/ С.В. Давиденко // Вопросы психологии – 2006. – №6. С. 123–125.
  16. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. – №3. – С.15-26.
  17. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]/ М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 336 с.
  18. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [Текст] /А.И. Захаров. –СПб.: Гиппократ, 1995. – 340 с.Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] /А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1982. – 270 с.
  19. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] /А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 448 с.
  20. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования [Текст] / Н.В. Имедадзе. – Тбилиси, 1966. – 270 с.
  21. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2005. – №3. С. 20–25.
  22. Кепалайте, П., Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций [Текст]/ А.П. Кепалайте А.П., Суворова В.В.// Вопорсы психологии. – 1991. - № 2. – С. 140- 147.
  23. Корчак, Я. Как любить детей [Текст] / Я. Корчак. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 351 с.
  24. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
  25. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Знание, 1988. – 358 с.
  26. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г.Крайг . – СПб.: Питер, 2008. – 987 с.
  27. Ксенофонтова, Н.А. Гендерный аспект общественного развития [Текст]/ Н.А. Ксенофонова . – М: Наука, 2005. – 180 с.
  28. Кулагина И.Ю. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР [Текст]/ И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускарева // Дефектология. – 1989. – №1. – С.36-40.
  29. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов// Вопросы психологии. - №2. – 2000. – С. 76-81.
  30. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.Ю. Левченко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  31. Макшанцева, Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников [Текст]: дис. канд. псих. наук 19.02.13/ Людмила Викторовна Макшанцева; Екатеринбургский гос. пед. ун-т. – Защищена 19.02.2013.
  32. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2009 – 672 с.
  33. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 160 с.
  34. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
  35. Наш проблемный подросток: понять и договориться [Текст]. / Под ред. Л.А. Регуш. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
  36. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 608 с.
  37. Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 420 с.
  38. Петровский, А.В. Общая психология. Учебник для педагогических вузов [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2009. –501 с.
  39. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.
  40. Практическая психология образования: [Текст] учебное пособие 4-е изд. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с: ил.
  41. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. –  1998.  – №2. – С. 39 – 45.
  42. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А.М. прихожан – СПб.: Питер, 2007 – 192 с.
  43. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  44. Прихожан, А.М. Шкала личностной тревожности [Текст] / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71
  45. Психология мотиваций и эмоций [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенреитер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 752 с.
  46. Психология подростка  [Текст] /Под ред. А.А. Реана. – СПб.:Прайм-еврознак, 2003. – 480 с.
  47. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр и доп. М.:: Политиздат, 1990.
  48. Реан, А.А., Гендерные различия структуры тревожности у подростков [текст] / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.
  49. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] /Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2004. – 319 с.
  50. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] / Е.И. Рогов – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
  51. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека [Текст] / К. Рождерс. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 401 с.
  52. Родители и дети: Психология взаимоотношений[Текст]/ Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: «Коги-то-Центр», 2003. – 230 с.
  53. Ромицина, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» [Текст] /Е.Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2009. – 112 с.
  54. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 11-17.
  55. Скотт, Миллер Психология развития: методы исследования [Текст] / М. Скотт. – СПб.: Питер, 2002. – 404 с.
  56. Снайдер, Ди Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни [Текст] / Ди Снайдер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 288 с.
  57. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – 57 с.
  58. Степанов, С.С. Большие проблемы маленького ребенка: [Текст] советы психолога родителям/ С.С. Степанов. –  М., 1995 – 138 с.
  59. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структур.-содерж. характеристики процесса развития личности: Избр. тр.М [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. – 467 с.
  60. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы [Текст]/ З.Фрейд. – Психоаналитические этюды. — Минск, 1991.
  61. Фромм, Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики [Текст]/ Э. Фромм. – Москва: Аст,2010. – 352 с.
  62. Холл, К.С. Теории личности [Текст] / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М., 1997. – 720 с.
  63. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: [Текст] Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. Ред. Т.В. Бурменской, М.: Изд-кая группа «Прогресс», 1993.Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997. – № 2. – С. 34-67.
  64. Шевченко, С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст]/ С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2001. – 250с.
  65. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / Лебединский В. В. – М., 1990. – 325с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика Филлипса

Инструкция

Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или -,  если не согласны.

Вопросы - утверждения методики.

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

Описание теста. Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша.

Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова. В данном исследовании, исходя из индивидуальных особенностей, использовалась форма А.

Инструкция к тесту (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни.

Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.  Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

 Если ситуация  очень неприятна и с ней  связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь  цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Варианты ответов:

Нет (0) Немного(1) Достаточно (2) Значительно(3) Очень(4)

Форма А

Ситуация:

Ответ

Пример Перейти в новую школу

1 Отвечать у доски

2 Оказаться среди незнакомых ребят

3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

4 Слышать заклятия

5 Разговаривать с директором школы

6 Сравнивать себя с другими

7 Учитель смотрит по  журналу, кого спросить

8 Тебя критикуют, в чем-то  упрекают

9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

10 Видеть плохие сны

11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету

12 После контрольной, теста – учитель называет отметки

13 У тебя что-то не получается

14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна

15 На тебя не обращают внимания

16 Ждешь родителей с родительского собрания

17 Тебе грозит неуспех, провал

18 Слышать смех за своей спиной

19 Не понимать объяснений учителя

20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем

21 Слышать предсказания о космических катастрофах

22 Выступать перед зрителями

23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других

24 С тобой не хотят играть

25 Проверяются твои способности

26 На тебя смотрят как на маленького

27 На экзамене тебе достался 13-й билет

28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

29 Оценивается твоя работа

30 Не можешь справиться с домашним заданием

31 Засыпать в темной комнате

32 Не соглашаешься с родителями

33 Берешься за новое дело

34 Разговаривать с школьным психологом

35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»

36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)

37 Слушать страшные истории

38 Спорить со своим другом (подругой)

39 Думать о своей внешности

40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Обработка результатов теста

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34 

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39 

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38 

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40 

Обработка и интерпретация результатов теста.

Выделение субшкал во многом условно.

Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную – сырую оценку

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

Стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

10-11 лет

12 лет

13-14 лет

15-16 лет

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

дев.

мал.

1

0-33

0-26

0-34

0-26

0-34

0-37

0-33

0-27

2

34-40

27-32

35-43

27-32

35-43

38-45

34-39

28-34

3

41-48

33-39

44-50

33-38

44-52

46-53

40-46

35-41

4

49-55

40-45

51-58

39-44

53-61

54-61

47-53

42-47

5

56-62

46-52

59-66

45-50

62-70

62-69

54-60

48-54

6

63-70

53-58

67-74

51-56

71-80

70-77

61-67

55-61

7

71-77

59-65

75-81

57-62

81-88

78-85

86-74

62-68

8

78-84

66-71

82-89

63-67

89-98

86-93

75-80

69-75

9

85-92

72-77

90-97

68-73

99-107

94-101

81-87

76-82

10

93 и более

78 и более

98 и более

74 и более

108 и более

102 и более

88 и более

83 и более


 

Школьная тревожность

Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития