Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ. Тутыхина.docx

— 194.77 Кб (Скачать)

Задачи программы:

  1. обучать навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях;
  2. обучать навыкам психоэмоциональной релаксации;
  3. формировать позитивное представление о собственных возможностях;
  4. способствовать оптимизации самооценки;
  5. обучать навыкам межличностного взаимодействия.

Принципы работы по программе

    1. Принцип соблюдения конфиденциальности. Заключается в том, что все, что происходит в группе, не подлежит разглашению ни участниками группы, ни педагогом-психологом, руководителем программы. Руководитель должен создать условия для того, чтобы участники были уверены в неразглашении информации. Участники так же должны помнить о том, что они не имеют права разглашать информацию.
    2. Принцип свободы волеизъявления. Заключается в том, что участие в работе группы происходит на добровольной основе. Участник в праве отказаться как от выполнения отдельного упражнения, так и от участия в занятии в целом.
    3. Принцип обратной связи. Соблюдение данного принципа заключается в том, что каждый участник сообщает свое мнение, описывает результат. Это необходимо для объективной оценки своего поведения и поведения остальных участников, своевременной его коррекции.
    4. Принцип равноправия. Данный принцип состоит в том, что работа на каждом занятии строится в рамках диалога на равных позициях субъектов общения. Обязательно проявление уважения и толерантности ко всем участникам тренинга. Установка на то, что каждый имеет право на свое мнение, каждый результат по-своему ценен.
    5. Принцип постоянства состав группы. Заключается в том, что группа имеет постоянный состав, который не может дополняться на промежуточном этапе.
    6. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей участников. Согласно этому принципу отбор содержания, методы и приемы работы, стиль руководства подбираются в соответствии возрастным особенностям участников, учитывается особенности, связанные с диагнозом, степью вовлеченности в образовательный процесс.
    7. Принцип рефлексии. Заключается в том, что на каждом занятии должны создаваться условия для того, чтобы участники группы смогли оценить свое состояние, сформулировать свои личные выводы и обозначать проблемы.

Этапы работы

    1. Диагностика тревожности подростков с ЗПР
    2. Составление и реализация коррекционно-развивающей программы
    3. Оценка и анализ эффективности реализованной программы

Условия и формы организации реализации программы:

Программа включила в себя 10 занятий, предназначенных для подростков 13-15 лет. Продолжительность занятия – 30-40 минут.

Занятия проводились 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете психолога, где дети могли разместиться по кругу, сидя на стульях или на ковре. В группу вошли 6 подростков, у которых в ходе диагностики был выявлен повышенный уровень тревожности.

Методы и приемы.

Коррекционное воздействие на группу подростков включало такие  приемы и технологии, как:

    1. игры,
    2. арт-терапия,
    3. тренинговые упражнения.

Структура занятия.

Каждое занятие по программе включало в себя следующие структурные элементы:

  1. Ритуалы приветствия-прощания – являлись важным моментом работы с группой, позволявшие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал мог предлагаться психологом, при желании участники сами выбирали ритуал. Главным условием ритуала было принятие его всеми членами группы, поскольку в него должны быть включены все дети.
  2. Разминка – не только служила для концентрации внимания, но и являлась средством воздействия на эмоциональное состояние детей, на уровень их активности, выполняла важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка проводилась только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, всегда имела динамичный и позитивный характер.
  3. Основное содержание занятий представляло собой совокупность игровых психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данной коррекционно-развивающей программы, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
  4. Рефлексия занятия предполагала оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Педагог – психолог должен был создавать условия для того, чтобы дети сами или с помощью взрослого отвечали на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, давали обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Ожидаемые результаты

  1. формирование у подростков навыков конструктивного взаимодействия;
  2. формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах;
  3. развитие способности проводить элементарный самоанализ;
  4. формирование позитивного мировосприятия.
  5. снижение уровня тревожности.

Занятия по программе реализовывались согласно календарно-тематическому плану, представленному в таблице № 3.

Таблица № 3

Календарно-тематический план работы

№п/п

Название занятия

Цель

1

«Знакомство»

Формирование сплоченности группы, ознакомление с правилами работы по программе

2

«Учимся управлять тревогой»

Обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях.

3

«Пойми меня»

Отработка навыков уверенного поведения

4

«Конфликт»

Знакомство с понятием конфликт, видами конфликтов, способами их разрешения

5

«Осознание собственных границ»

Исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром»

6

«Я-заявление»

Освоение техники «Я-заявление»

7-8

«Полюби себя»

Прояснение я-концепции, развитие уверенности в себе через любовь, закрепление благоприятного отношения к себе»

8

«Полюби себя» (2)

Формирование объективной самооценки, развитие уверенности в своих силах путем формирования представления о том, что в каждом человек есть сильные и слабые стороны

9

«Рисуем страх»

Обучение навыкам психоэмоциональной релаксации.

10

«Волшебные зеркала»

повышение социального статуса в группе, формирование позитивного представления о собственных возможностях


 

2.4.Анализ эффективности программы по коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития

 

В ходе работы по программе было реализовано 10 занятий.

С целью определения эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Ее результаты представлены в таблице 4 (приложения 2).

Обработка результатов показала снижение уровня тревожности среди участников группы. Количество детей, попавших в группу риска по повышенной тревожности, сократилось на 33%. Результаты иллюстрирует рисунок 2.

Рисунок 2. Гистограмма уровней тревожности подростков с задержкой психического развит я группы риска до и после реализации программы

(«Диагностика школьной тревожности  Филлипса) (N=6)

 

По отношению к общему количеству учеников класса, количество детей с повышенным уровнем сократилось на 11%. Результаты иллюстрирует рисунок 3.

Рисунок 3. Гистограмма уровней тревожности подростков

(«Диагностика школьной тревожности  Филлипса)

(N=18)

Повторная диагностика по методике А.М. Прихожан так же показала положительную динамику: подростков с проявлением школьной тревожности уменьшилось на 27%, самооцненочной тревожностью – на 17%, межличностной – на 10%. Результаты демонстрирует таблица 5.

Таблица 5

Сводные результаты диагностики А.М.Прихожан по итогам констатирующего и контрольного этапов исследования

(N=6)

Вид тревожности

Констатирующий этап

Контрольный этап

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Школьная тревожность

4

60

2

33

Самооценочная тревожность

3

50

2

33

Межличностная тревожность

4

60

3

50

Магическая тревожность

-

-

-

-


 

Таким образом, повторная диагностика показала, что составленная и реализованная программа способствовала коррекции тревожности подростков.

Упражнения и задания, включенные в содержание перового занятия, были направлены на формирование сплоченности в группе, знакомство с правилами работы на занятиях.

Упражнение «Ласковый клубочек» расположило участников, развеселило их. Хотя первые их называвших свои имена ласково испытывали явное смущение, так же у некоторых детей возникли сложности при подборе прилагательных, характеризующих себя, и начинающихся на ту же букву, что и имя. Так, например, Наташа П. не смогла подобрать подходящее слово и воспользовалась подсказкой (настойчивая).

Динамично и эмоционально прошла игра «Станьте в круг». Участникам было предложено расположиться вокруг ведущего в форме круга. Далее по сигналу участники закрывали глаза (для достоверности педагог завязал глаза участников), далее они двигались в разные стороны: все по- разному, хаотично. По сигналу они прекращали движения и опираясь только на свое ощущение в пространстве, без помощи рук и звуков – снова выстроиться в круг. Конечно, круга не получилось – все очутились в разных местах, но эмоции были получены положительные.

Очень динамично и ярко проходило упражнение «Мой личный герб»

Все участники приняли игровую задачу и приступили к работе. В рисунках, созданных детьми, отразились и любимые занятия, и место проживания, и цвет глаз и т.п. Каждый из участников рассказал о своем гербе.

В ходе основной части занятия участники знакомились с правилами работы в группе, каждое правило было визуализировано и размещено на доске. В конце занятия участники заполнили листы рефлексии, отражающие эмоциональное состояние в его начале и в конце.

Занятие «Учимся управлять тревогой» первоначально вызвало у участников замешательство, поскольку предполагало  упражнения на ковре. Раскрепоститься детям помог пример и образец действий ведущего, его положительный настрой. Яркие впечатления остались после проведения упражнения «Я сильный - я слабый», где участникам предлагалось вытянуть вперед руку.

Ведущий опускал руку участника вниз, нажимая на нее сверху, ребенок должен был удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!». После чего проделывалось то же самое, но ребенок говорил: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло. Участники отмечали, что поддерживающие слова могут помочь справиться с трудностями и побеждать. Упражнение «Зубной кабинет», как и ожидалось, вызвало много негативных воспоминаний, но на его содержании участники отработали то, что не следует заранее волноваться и напрягаться от того, что еще не произошло.

Отработка навыков уверенного поведения происходила  на занятии «Пойми меня!» После приветствия ребятам была предложена игра «Кенгуру». Участники разделились на пары. Один из них - кенгуру стоял, другой - кенгуренок - сначала вставал спиной, а затем приседал. Оба участника брались за руки. Задача каждой пары была именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. Данная игра использовалась в дальнейшем и на других занятиях, ведущий создавал условие для того, чтобы партеры всегда были разными.

Помимо упражнений в содержание программы проводились и такие упражнения, как рассуждения и беседы на предложенную тему. Так, например, для осознания личного смысла понятия тревожность учащимся был задан вопрос, по поводу того, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат это слово. Возникшие ассоциации педагог фиксировал на доске, приводил свои примеры из жизненного опыта. В ходе рассуждения участники пришли к выводу о том, что тревожность  - это черта характера, связанная с тем, что у человека в определенных ситуациях возникает состояние тревожности. Его возникновение не всегда означает, что все плохо, необходимо все обдумывать и анализировать.

Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития