Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа
Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..
Задачи программы:
Принципы работы по программе
Этапы работы
Условия и формы организации реализации программы:
Программа включила в себя 10 занятий, предназначенных для подростков 13-15 лет. Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Занятия проводились 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете психолога, где дети могли разместиться по кругу, сидя на стульях или на ковре. В группу вошли 6 подростков, у которых в ходе диагностики был выявлен повышенный уровень тревожности.
Методы и приемы.
Коррекционное воздействие на группу подростков включало такие приемы и технологии, как:
Структура занятия.
Каждое занятие по программе включало в себя следующие структурные элементы:
Ожидаемые результаты
Занятия по программе реализовывались согласно календарно-тематическому плану, представленному в таблице № 3.
Таблица № 3
Календарно-тематический план работы
№п/п |
Название занятия |
Цель |
1 |
«Знакомство» |
Формирование сплоченности группы, ознакомление с правилами работы по программе |
2 |
«Учимся управлять тревогой» |
Обучение навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях. |
3 |
«Пойми меня» |
Отработка навыков уверенного поведения |
4 |
«Конфликт» |
Знакомство с понятием конфликт, видами конфликтов, способами их разрешения |
5 |
«Осознание собственных границ» |
Исследование собственных границ и способа взаимодействия с окружающим миром» |
6 |
«Я-заявление» |
Освоение техники «Я-заявление» |
7-8 |
«Полюби себя» |
Прояснение я-концепции, развитие уверенности в себе через любовь, закрепление благоприятного отношения к себе» |
8 |
«Полюби себя» (2) |
Формирование объективной самооценки, развитие уверенности в своих силах путем формирования представления о том, что в каждом человек есть сильные и слабые стороны |
9 |
«Рисуем страх» |
Обучение навыкам психоэмоциональной релаксации. |
10 |
«Волшебные зеркала» |
повышение социального статуса в группе, формирование позитивного представления о собственных возможностях |
2.4.Анализ эффективности программы по коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития
В ходе работы по программе было реализовано 10 занятий.
С целью определения эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Ее результаты представлены в таблице 4 (приложения 2).
Обработка результатов показала снижение уровня тревожности среди участников группы. Количество детей, попавших в группу риска по повышенной тревожности, сократилось на 33%. Результаты иллюстрирует рисунок 2.
Рисунок 2. Гистограмма уровней тревожности подростков с задержкой психического развит я группы риска до и после реализации программы
(«Диагностика школьной
По отношению к общему количеству учеников класса, количество детей с повышенным уровнем сократилось на 11%. Результаты иллюстрирует рисунок 3.
Рисунок 3. Гистограмма уровней тревожности подростков
(«Диагностика школьной
(N=18)
Повторная диагностика по методике А.М. Прихожан так же показала положительную динамику: подростков с проявлением школьной тревожности уменьшилось на 27%, самооцненочной тревожностью – на 17%, межличностной – на 10%. Результаты демонстрирует таблица 5.
Таблица 5
Сводные результаты диагностики А.М.Прихожан по итогам констатирующего и контрольного этапов исследования
(N=6)
Вид тревожности |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Школьная тревожность |
4 |
60 |
2 |
33 |
Самооценочная тревожность |
3 |
50 |
2 |
33 |
Межличностная тревожность |
4 |
60 |
3 |
50 |
Магическая тревожность |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, повторная диагностика показала, что составленная и реализованная программа способствовала коррекции тревожности подростков.
Упражнения и задания, включенные в содержание перового занятия, были направлены на формирование сплоченности в группе, знакомство с правилами работы на занятиях.
Упражнение «Ласковый клубочек» расположило участников, развеселило их. Хотя первые их называвших свои имена ласково испытывали явное смущение, так же у некоторых детей возникли сложности при подборе прилагательных, характеризующих себя, и начинающихся на ту же букву, что и имя. Так, например, Наташа П. не смогла подобрать подходящее слово и воспользовалась подсказкой (настойчивая).
Динамично и эмоционально прошла игра «Станьте в круг». Участникам было предложено расположиться вокруг ведущего в форме круга. Далее по сигналу участники закрывали глаза (для достоверности педагог завязал глаза участников), далее они двигались в разные стороны: все по- разному, хаотично. По сигналу они прекращали движения и опираясь только на свое ощущение в пространстве, без помощи рук и звуков – снова выстроиться в круг. Конечно, круга не получилось – все очутились в разных местах, но эмоции были получены положительные.
Очень динамично и ярко проходило упражнение «Мой личный герб»
Все участники приняли игровую задачу и приступили к работе. В рисунках, созданных детьми, отразились и любимые занятия, и место проживания, и цвет глаз и т.п. Каждый из участников рассказал о своем гербе.
В ходе основной части занятия участники знакомились с правилами работы в группе, каждое правило было визуализировано и размещено на доске. В конце занятия участники заполнили листы рефлексии, отражающие эмоциональное состояние в его начале и в конце.
Занятие «Учимся управлять тревогой» первоначально вызвало у участников замешательство, поскольку предполагало упражнения на ковре. Раскрепоститься детям помог пример и образец действий ведущего, его положительный настрой. Яркие впечатления остались после проведения упражнения «Я сильный - я слабый», где участникам предлагалось вытянуть вперед руку.
Ведущий опускал руку участника вниз, нажимая на нее сверху, ребенок должен был удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!». После чего проделывалось то же самое, но ребенок говорил: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло. Участники отмечали, что поддерживающие слова могут помочь справиться с трудностями и побеждать. Упражнение «Зубной кабинет», как и ожидалось, вызвало много негативных воспоминаний, но на его содержании участники отработали то, что не следует заранее волноваться и напрягаться от того, что еще не произошло.
Отработка навыков уверенного поведения происходила на занятии «Пойми меня!» После приветствия ребятам была предложена игра «Кенгуру». Участники разделились на пары. Один из них - кенгуру стоял, другой - кенгуренок - сначала вставал спиной, а затем приседал. Оба участника брались за руки. Задача каждой пары была именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. Данная игра использовалась в дальнейшем и на других занятиях, ведущий создавал условие для того, чтобы партеры всегда были разными.
Помимо упражнений в содержание программы проводились и такие упражнения, как рассуждения и беседы на предложенную тему. Так, например, для осознания личного смысла понятия тревожность учащимся был задан вопрос, по поводу того, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат это слово. Возникшие ассоциации педагог фиксировал на доске, приводил свои примеры из жизненного опыта. В ходе рассуждения участники пришли к выводу о том, что тревожность - это черта характера, связанная с тем, что у человека в определенных ситуациях возникает состояние тревожности. Его возникновение не всегда означает, что все плохо, необходимо все обдумывать и анализировать.
Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития