Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ. Тутыхина.docx

— 194.77 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО  «АГАО»)

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коррекция тревожности у подростков

с задержкой психического развития

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса П-ZППС101 группы

Тутыхина Евгения Викторовна

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Шевченко Наталья Борисовна

Допустить к защите

______________________

Зав. кафедрой Першина Н.А.

«____»___________ 2015 г.

Оценка___________________

«___» _________________2015 г.

Председатель ГАК:

Юрова Галина Юрьевна


 

 

 

 

 

 

 

Бийск 2015 
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………

2

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности  подростков с задержкой психического развития ……………………..…..

7

1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….

7

1.2. Особенности проявления тревожности  у подростков с задержкой психического  развития ……………………………………………………..

13

1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….

20

Выводы по главе 1 ……………………………………………………..

23

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….

25

2.1. Организация и методы исследования…………………………………

25

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..

27

2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….

29

2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….

34

Выводы по главе 2 ……………………………………………………..

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...

46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..

49

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..

55


 

 

Введение

Актуальность исследования. Существующие в настоящее время государственные программы по доступной инклюзивной образовательной среде свидетельствуют об актуальности проблем работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития занимают в данной категории особое место, поскольку за последние десятилетия отмечается рост их количества от общего числа рождаемого поколения.

Следует отметить, что интересы исследователей, занимающихся проблемой развития детей и подростков данной категории, сосредоточены в основном в области рассмотрения и анализа их познавательной деятельности, а особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР остаются мало изученными, особенно, те аспекты, которые связанны со спецификой проявления тревожности.

С одной стороны, это вполне объяснимое явление: особое значение в работе с детьми с ЗПР имеет своевременная коррекция познавательной сферы для организации эффективного образовательного процесса. Но с другой стороны – адаптация подростка с проблемами в развитии невозможна без коррекции нарушений эмоциональной сферы.

В научной литературе подростковый период развития описывается как возраст, связанный с огромным количеством тревог. Спектр переживаний подростка необычайно велик: это и тревоги по поводу внешности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И если в процессе этого взаимодействия возникают различного рода переживания неприятные ощущения многократно усиливаются.

Анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальных научных работ по изучению личностных особенностей подростков с ЗПР показывает, что чаще всего исследователи отмечают повышенную тревожность у детей данной категории.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.

Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Изучением проблем тревожности в подростковом периоде развития занимались В.В. Давыдов, В.И. Гарбузов А.М. Прихожан, С.С. Степанов, Ю.Л. Ханин [12],[16],[41], [58].

Проблемами коррекции нарушений эмоциональной сферы посвящены работы И.Ф. Марковской, Л.Н. Костиной, Е.Л. Винниковой и Е.С. Слепович, И.Ю. Кулагиной.

Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те или иные события и явления жизни.

По мнению многих исследователей, определенный, индивидуальный и необходимый уровень тревожности способствует личностному росту индивида, его лучшей адаптации, в то время как низкий или высокий уровень тревожности оказывают блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности.

Многократные исследования показывают, то для тревожных детей годы учебы протекают мучительно и тревожно. В то время, как школьная пора является основной и основополагающей частью детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами.

Если лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.

Выбор профессии для такого человека будет основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями всегда будет проходить напряженно. Кроме того,  интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности.

Известно, что предпосылкой возникновения школьной тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным.

Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами мозга человека, обуславливающими повышенный уровень эмоционального возбуждения. Личностная тревожность, взаимодействуя с повышенной ситуативной тревожностью, вызываемой различными стрессорами, приводит к усилению стресса, различным психосоматическим заболеваниям.

Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.

Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.

Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.

Гипотеза исследования заключается в том, процесс преодоления тревожности у подростков с задержкой психического развития будет эффективным, если в программу коррекции будут включены специальные игры и упражнения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Изучить уровень тревожности у подростков с задержкой психического развития.
  3. Составить, реализовать и проверить эффективность программы, включающую в себя специальные игры и упражнения по коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение);
  2. эмпирические методы (методика Филипса, «Шкала тревожности» А.М. Прихожан, психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных (описание и сравнение полученных данных).

Практическая значимость исследования заключается в том, что программы, включающую в себя специальные игры и упражнения по коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития может быть использована в работе учителей и педагогов-психологов специальных коррекционных общеобразовательных школ, с целью снижения уровня тревожности у подростков.

Экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе КГБС(К)ОУ «Кокшинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» с Кокши. Выборку составили 18 учащихся в возрасте 13-ти лет с диагнозом ЗПР. Сроки организации исследования  с сентября 2014 года по апрель 2015 года.

Апробация работы.

Результаты исследования были представлены в виде доклада по теме: «Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот с ОВЗ в музыкально-досуговой деятельности» на пятых педагогических Ершовских чтениях: «Деятельность организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт проблемы, перспективы», проходившие 19 декабря 2014 года. Был получен сертификат участника конференции.

Результаты дипломного исследования были представлены в виде доклада по теме: «Коррекция тревожности у подростков с ЗПР» на 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившей в г. Бийске 26 – 27 мая 2015 года. Был получен сертификат участника конференции. Оформлена статья в сборник по итогам конференции (в печати).

Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на педагогическом совете КГБС(К)ОУ «Кокшинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» села Кокши.

Корме этого, апробация исследования проходила в рамках участия в региональной научно-практической конференции «Социальное партнерство как условие модернизации профессиональной помощи людям, нуждающимся в особой заботе государства», проходившей 18 – 19 апреля 2013 года в г. Бийске.

Также, имеется заочное участие во всероссийской научно-практической конференции им. В.В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенза», проходившей 22 апреля 2015 года в г. Екатеринбурге, на секции «Изучение, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», по материалам выступления оформлена статья на тему «Эмоциональное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства в условиях инклюзивного образования». Оформлена статья в сборник по итогам конференции (в печати).

 

Корме этого, апробация исследования проходила в рамках участия в региональной научно-практической конференции «Социальное партнерство как условие модернизации профессиональной помощи людям, нуждающимся в особой заботе государства».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития

 

1.1. Понятие тревожности

 

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности [26].

Слово тревожность в переводе с английского «anxiety» - беспокойство, волнение, тревога, забота.

В психологическом словаре дается следующее определение тревожности: индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [47].

Для более полной картины необходимо дифференцировать состояние тревоги от тревожности, для  того, чтобы развести эти два понятия, необходимо учитывать временные рамки этих состояний. Тревога относится к эпизодическому проявлению, в то время как тревожность является более устойчивым состоянием [8].

Данное состояние возникает независимо от какой либо ситуации и сопровождает человека длительное время, сопровождая все его действия и мысли.

Большинство исследований сходятся в том, что данный феномен необходимо рассматривать дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику[56].

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [43].

Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [54].

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [16].

По определению С.С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [58].

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство»[19].

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития