Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа
Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Психолого-педагогический факультет
Кафедра коррекционной педагогики и психологии
коррекция тревожности у подростков
с задержкой психического развития
Дипломная работа
|
Выполнила: студентка 5 курса П-ZППС101 группы Тутыхина Евгения Викторовна |
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Шевченко Наталья Борисовна | |
Допустить к защите ______________________ Зав. кафедрой Першина Н.А. «____»___________ 2015 г. |
Оценка___________________ «___» _________________2015 г. Председатель ГАК: Юрова Галина Юрьевна |
Бийск 2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………… |
2 |
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..….. |
7 |
1.1. Понятие тревожности……..……………………………………… |
7 |
1.2. Особенности проявления |
13 |
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития………………………………………. |
20 |
Выводы по главе 1 …………………………………………………….. |
23 |
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ………………………. |
25 |
2.1. Организация и методы |
25 |
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования………….. |
27 |
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………. |
29 |
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, …………………………………………………. |
34 |
Выводы по главе 2 …………………………………………………….. |
44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... |
46 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….. |
49 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. |
55 |
Введение
Актуальность исследования. Существующие в настоящее время государственные программы по доступной инклюзивной образовательной среде свидетельствуют об актуальности проблем работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития занимают в данной категории особое место, поскольку за последние десятилетия отмечается рост их количества от общего числа рождаемого поколения.
Следует отметить, что интересы исследователей, занимающихся проблемой развития детей и подростков данной категории, сосредоточены в основном в области рассмотрения и анализа их познавательной деятельности, а особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР остаются мало изученными, особенно, те аспекты, которые связанны со спецификой проявления тревожности.
С одной стороны, это вполне объяснимое явление: особое значение в работе с детьми с ЗПР имеет своевременная коррекция познавательной сферы для организации эффективного образовательного процесса. Но с другой стороны – адаптация подростка с проблемами в развитии невозможна без коррекции нарушений эмоциональной сферы.
В научной литературе подростковый период развития описывается как возраст, связанный с огромным количеством тревог. Спектр переживаний подростка необычайно велик: это и тревоги по поводу внешности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И если в процессе этого взаимодействия возникают различного рода переживания неприятные ощущения многократно усиливаются.
Анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальных научных работ по изучению личностных особенностей подростков с ЗПР показывает, что чаще всего исследователи отмечают повышенную тревожность у детей данной категории.
Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.
Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Изучением проблем тревожности в подростковом периоде развития занимались В.В. Давыдов, В.И. Гарбузов А.М. Прихожан, С.С. Степанов, Ю.Л. Ханин [12],[16],[41], [58].
Проблемами коррекции нарушений эмоциональной сферы посвящены работы И.Ф. Марковской, Л.Н. Костиной, Е.Л. Винниковой и Е.С. Слепович, И.Ю. Кулагиной.
Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те или иные события и явления жизни.
По мнению многих исследователей, определенный, индивидуальный и необходимый уровень тревожности способствует личностному росту индивида, его лучшей адаптации, в то время как низкий или высокий уровень тревожности оказывают блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности.
Многократные исследования показывают, то для тревожных детей годы учебы протекают мучительно и тревожно. В то время, как школьная пора является основной и основополагающей частью детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами.
Если лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная.
Выбор профессии для такого человека будет основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями всегда будет проходить напряженно. Кроме того, интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности.
Известно, что предпосылкой возникновения школьной тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным.
Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами мозга человека, обуславливающими повышенный уровень эмоционального возбуждения. Личностная тревожность, взаимодействуя с повышенной ситуативной тревожностью, вызываемой различными стрессорами, приводит к усилению стресса, различным психосоматическим заболеваниям.
Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.
Гипотеза исследования заключается в том, процесс преодоления тревожности у подростков с задержкой психического развития будет эффективным, если в программу коррекции будут включены специальные игры и упражнения.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость исследования заключается в том, что программы, включающую в себя специальные игры и упражнения по коррекции тревожности у подростков с задержкой психического развития может быть использована в работе учителей и педагогов-психологов специальных коррекционных общеобразовательных школ, с целью снижения уровня тревожности у подростков.
Экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе КГБС(К)ОУ «Кокшинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» с Кокши. Выборку составили 18 учащихся в возрасте 13-ти лет с диагнозом ЗПР. Сроки организации исследования с сентября 2014 года по апрель 2015 года.
Апробация работы.
Результаты исследования были представлены в виде доклада по теме: «Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот с ОВЗ в музыкально-досуговой деятельности» на пятых педагогических Ершовских чтениях: «Деятельность организаций для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей: опыт проблемы, перспективы», проходившие 19 декабря 2014 года. Был получен сертификат участника конференции.
Результаты дипломного исследования были представлены в виде доклада по теме: «Коррекция тревожности у подростков с ЗПР» на 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившей в г. Бийске 26 – 27 мая 2015 года. Был получен сертификат участника конференции. Оформлена статья в сборник по итогам конференции (в печати).
Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на педагогическом совете КГБС(К)ОУ «Кокшинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» села Кокши.
Корме этого, апробация исследования проходила в рамках участия в региональной научно-практической конференции «Социальное партнерство как условие модернизации профессиональной помощи людям, нуждающимся в особой заботе государства», проходившей 18 – 19 апреля 2013 года в г. Бийске.
Также, имеется заочное участие во всероссийской научно-практической конференции им. В.В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенза», проходившей 22 апреля 2015 года в г. Екатеринбурге, на секции «Изучение, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования», по материалам выступления оформлена статья на тему «Эмоциональное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства в условиях инклюзивного образования». Оформлена статья в сборник по итогам конференции (в печати).
Корме этого, апробация исследования проходила в рамках участия в региональной научно-практической конференции «Социальное партнерство как условие модернизации профессиональной помощи людям, нуждающимся в особой заботе государства».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития
1.1. Понятие тревожности
Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности [26].
Слово тревожность в переводе с английского «anxiety» - беспокойство, волнение, тревога, забота.
В психологическом словаре дается следующее определение тревожности: индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [47].
Для более полной картины необходимо дифференцировать состояние тревоги от тревожности, для того, чтобы развести эти два понятия, необходимо учитывать временные рамки этих состояний. Тревога относится к эпизодическому проявлению, в то время как тревожность является более устойчивым состоянием [8].
Данное состояние возникает независимо от какой либо ситуации и сопровождает человека длительное время, сопровождая все его действия и мысли.
Большинство исследований сходятся в том, что данный феномен необходимо рассматривать дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику[56].
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [43].
Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [54].
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [16].
По определению С.С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [58].
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство»[19].
Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития