Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 05:42, дипломная работа
Цель исследования: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития с использованием специальных игр и упражнений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….………………………………
2
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы проявления тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………..…..
7
1.1. Понятие тревожности……..…………………………………………….
7
1.2. Особенности проявления тревожности у подростков с задержкой психического развития ……………………………………………………..
13
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития……………………………………….
20
Выводы по главе 1 ……………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития ……………………….
25
2.1. Организация и методы исследования…………………………………
25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………..
27
2.3.Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития …………………………………………………….
29
2.4. Анализ эффективности программы включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, ………………………………………………….
34
Выводы по главе 2 ……………………………………………………..
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития.
Для осуществления коррекции повышенной тревожности возможно применение различных методов психологической коррекции.
Среди указанных методов можно особо выделить психотерапевтические методы.
Традиционно
методы психотерапии условно дифференцируют
на основании того, такая психологическая
теория является в конкретном методе базовой.
Соответственно среди подходов коррекции
выделяются: психодинамический (психоаналитический)
подход, поведенческий подход, деятельностный
подход, когнитивистский подход, экзистенционально-
Теоретической основой когнитивной психотерапии является когнитивная психология. Целью терапии является изменение неадекватных когнитивные схемы. Психотерапевт помогает идентифицировать и проверять негативные мысли, развивать более позитивные и адекватные схемы мышления, развивать новые поведенческие реакции. Курс такой терапии является достаточно краткосрочным – до двух месяцев.
Теоретической основой поведенческой психотерапии является бихевиоризм. Согласно данной теории, первичной коррекции подлежит поведение, а не сознание. Работа над сзнательным элементов в рамках данной тории не осуществляется, предметом воздействия является реакции человека на предъявляемые стимулы. Основные коррекционные методы представлены гипнозом, суггестивными (основанными на внушении) и аутосуггестивными методами. Особенностью поведенческой психотерапиии как метода является ее технологичность и структурированность [7].
Процесс поведенческой психотерапии является технологичным и высоко структурированным.
Как профилактика, так и психокоррекционная работа должна включать три взаимосвязанных направления:
Психологическое просвещение окружающих подростка взрослых - родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности.
Обучение взрослых средствам преодоления тревожности у детей (что особенно важно для родителей, учителей), способам помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности;
Профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности, при психокоррекции, помимо «возрастных пиков» - на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка, подростка.
Работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы, способствующей развитию у ребенка, подростка чувства защищенности, межличностной надежности.
Значимым элементом в профилактике и преодолении тревожности является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в наиболее трудных для человека ситуациях.
Не менее важна в психопрофилактике и преодолении тревожности подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена). Существенное значение при осуществлении всех программ играет позиция психолога по отношению к ребенку и подростку [49].
Как указывает А.И. Захаров, опыт работы подтверждает значимость смены позиции психолога в процессе осуществления программ - от активной, даже авторитарной роли до роли равного партнера и пассивного наблюдателя. Наиболее эффективным считается, если смена позиции осуществляется при максимальной открытости, объяснении для подростка смысла поведения психолога в той или иной ситуации [18].
Для повышения эффективности коррекции во многих, случаях необходима «терапия среды», как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития [64].
Таким образом, характерной чертой подростков c ЗПР с повышенным уровнем тревожности, является эмоциональная неустойчивость. Для осуществления коррекции повышенной тревожности возможно применение различных методов психологической коррекции, основанных на таких подходов, как: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивистский подход, гештальт-терапия и т.п.
Выводы по 1 главе
На основе анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы.
Идеи инклюзии, заложенные в основу государственной политики в области образования в Российской Федерации по степени актуальности выдвигают па первый план проблемы образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития занимают в данной категории особое место, поскольку за последние десятилетия отмечается рост их количества от общего числа рождаемого поколения.
Следует отметить, что интересы исследователей, занимающихся проблемой развития детей и подростков данной категории, сосредоточены в основном в области рассмотрения и анализа их познавательной деятельности, а особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР остаются мало изученными, особенно, те аспекты, которые связанны со спецификой проявления тревожности.
В научной литературе подростковый период развития описывается как возраст, связанный с огромным количеством тревог. Спектр переживаний подростка необычайно велик: это и тревоги по поводу внешности, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И если в процессе этого взаимодействия возникают различного рода переживания неприятные ощущения многократно усиливаются.
Анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальных научных работ по изучению личностных особенностей подростков с ЗПР показывает, что чаще всего исследователи отмечают повышенную тревожность у детей данной категории.
Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.
Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Изучением проблем тревожности в подростковом периоде развития занимались В.В. Давыдов, В.И. Гарбузов А.М. Прихожан, С.С. Степанов, Ю.Л. Ханин.
Проблемами коррекции нарушений эмоциональной сферы посвящены работы И.Ф. Марковской, Л.Н. Костиной, Е.Л. Винниковой и Е.С. Слепович, И.Ю. Кулагиной.
Характерной чертой подростков c ЗПР с повышенным уровнем тревожности, является эмоциональная неустойчивость. Для осуществления коррекции повышенной тревожности возможно применение различных методов психологической коррекции, основанных на таких подходов, как: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный подход, гештальт-терапия и т.п.
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития
2.1. Организация и методы
Цель: изучение и коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития.
Задачи:
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе КГБС(К)ОУ «Кокшинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат VIII вида» села Кокши. Выборку составили 18 учащихся в возрасте 13-ти лет с диагнозом ЗПР. Для изучения уровня тревожности были использованы методики:
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса направлена на оценку не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.
Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
При обработке
результатов выделяются
Бланки с вопросами и ключи к обработке результатов представлены в приложении 1.
Для изучения особенностей проявления тревожности подростков с ЗПР использовалась шкала тревожности А.М. Прихожан. Данная шкала представляет собой перечень ситуаций, с которыми подростки могут столкнуться в жизни каждый день. Отмечая степень проявления тревожности от 0 до 4 испытуемые определяют те ситуации, которые являются для них стрессогенными. Для данной диагностики разработан специальный бланк с инструкцией и перечнем ситуаций. В данном исследовании, исходя из индивидуальных особенностей, использовалась форма А и Б.
Каждая ситуация оценивается определенным баллом, с использованием ключа, далее суммируется количество баллов по каждой шкале, данное количество называется автором «сырые баллы».
Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности. Количество баллов, в соответствии с возрастом, представлено в приложении 1.
2.2. Анализ результатов
Обработка и анализ результатов диагностики уровня школьной тревожности Филлипса представлена в таблице 1 приложения 1.
Результаты показали, что ответы 33% испытуемых свидетельствуют о повышенном уровне тревожности, причем в среднем число несовпадений ответов с ключом составляет 53%, только у одного испытуемого (5,5 % от общего количества учеников) отмечается 62% несовпадений (ближе к высокому уровню тревожности).
Следует отметить, что у 11% (2 человека) уровень тревожности близок к повышенному, так как количество несовпадений с ключом в среднем составляет 43%. полученные данные иллюстрирует рисунок 1.
Рисунок 1. Гистограмма уровней тревожности подростков
(«Диагностика школьной
Таким образом, в группу риска по проявлению тревожности вошли 33% испытуемых.
Диагностика А.М. Прихожан позволила выявить особенности проявления тревожности подростков с ЗПР. Так, например, в категорию подростков с общей тревожностью вошли 39% класса. Из них школьная тревожность выявлена у 33% учащихся класса, межличностная тревожность присуща всем испытуемым, относящимся к группе риска, так же выделяется подгруппа подростков с проявляющейся межличностной тревожностью. Результаты демонстрирует таблица 2.
Таблица 2
Результаты диагностики методики А.М. Прихожан (N=18)
Вид тревожности |
Кол-во |
% |
Общая тревожность |
7 |
39 |
Школьная тревожность |
6 |
33 |
Самооценочная тревожность |
5 |
28 |
Межличностная тревожность |
7 |
39 |
Магическая тревожность |
- |
- |
Если сопоставить показатели тех подростков, которые показали наивысшие результаты по диагностике Филипса, с результатами по методике Прихожан, то наибольшие показатели присущи шкалам «Школьная тревожность» - 33%, «Межличностная тревожность» 39%, самооценочная тревожность – 28%. Особенность в том, что 2 человека с высокой степенью проявления тревожности набрали примерно равные показатели в шкалах «Школьная тревожность» и «Самооценочная тревожность».
Таким образом, по итогам проведения вышеуказанных диагностических методик, была определена группа подростков в количестве 6 человек, для которых будет актуальным участие в коррекционно-развивающей программе по коррекции тревожности.
Преобладание школьной и межличностной тревожности в отсветах испытуемых отразилось на выборе содержания разработанной программы, куда было решено включить игры и упражнения на формирование позитивного представления о собственных возможностях и обучение навыкам межличностного взаимодействия.
2.3. Теоретические основы программы, включающей специальные игры и упражнения по коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития
Для коррекции тревожности подростков с ЗПР была разработана программа на основе игр и упражнений, предназначенных для формирования навыков саморегуляции, позитивного представления о собственных возможностях, оптимизацию самооценки.
Цель программы: создание условий коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития с использование специальных игр и упражнений.
Информация о работе Коррекция тревожности у подростков с задержкой психического развития