Задержка психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные
психологические исследования указывают на недостатки в развитии их
непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети
запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их
отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Файлы: 1 файл

74cf08f30d62be7a69e1.doc

— 38.94 Кб (Скачать)

 

Задержка психического развития

 

 

ПЛАН:

 

 

 

                                  Введение.

 

   Изучение закономерностей аномалий развития психики является  необходимой

задачей не только патопсихологии, но и дефектологии  и  детской  психиатрии,

именно  поиск   этих   закономерностей,   изучение   причин   и   механизмов

формирования  того  или  иного  дефекта  психического   развития   позволяют

своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

 

  Спектр нарушений психического  развития  у  детей  достаточно  широк,  но

значительно чаще встречается задержка психического развития.

  Задержка психического развития  (ЗПР)  –  синдром  временного  отставания

развития  психики  в  целом  или  отдельных  ее  функций,  замедление  темпа

реализации потенциальных возможностей организма,  часто  обнаруживается  при

поступлении в школу и выражается в  недостаточности  общего  запаса  знаний,

ограниченности представлений, незрелости  мышления,  малой  интеллектуальной

целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости

в интеллектуальной деятельности

  Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

  1. причины биологического характера;

  2. причины социально –психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые  интоксикации,  резус-

   конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4)  различные  соматические  заболевания  (тяжелые  формы   гриппа,   рахит,

   хронические болезни –  пороки  внутренних  органов,  туберкулез,  синдром

   нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в  условиях

   социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту  деятельности:  предметной,

   игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка  в  семье  (гипоопека,  гиперопека)

   или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

При систематике ЗПР Власова  Т.А.  и  Певзнер  М.С.  выделяют  две  основные

формы:

1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания  наиболее  поздно  формирующихся

   мозговых  систем.   Инфантилизм  может  быть   гармонический  (связан   с

   нарушением функционального  характера,  незрелостью  лобных  структур)  и

   дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2.  Астения  –  резкая  ослабленность   соматического   и   неврологического

   характера, обусловленная   функциональными  и  динамическими  нарушениями

   центральной  нервной  системы.  Астения   может   быть   соматическая   и

   церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).[1]

Классификация  основных  видов  ЗПР  по  К.С.   Лебединской   опирается   на

классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

  -  ЗПР  конституционального  характера  (причина   возникновения   –   не

    созревание лобных отделов  головного  мозга).  Сюда  относятся  дети  с

    несложным  гармоническим  инфантилизмом,  они  сохраняют  черты   более

    младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес,  не  развивается

    учебный.  Эти  дети  при  благоприятных  условиях  показывают   хорошие    результаты выравнивания.

  -  ЗПР   соматогенного  происхождения  (причина  -  перенесение  ребенком

    соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической

    астенией,  признаками  которой  являются  истощаемость,   ослабленность

    организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и

    т.п.

  - ЗПР психогенного  происхождения  (причина  –неблагоприятные  условия  в

    семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)  и

    т.п.)  -   ЗПР   церебрально-астенического   генеза.    (причина   -    мозговая

    дисфункция). К этой группе относят  детей  с  церебральной  астенией  -

    повышенной  истощаемостью  нервной  системы.   У   детей   наблюдаются:

    неврозоподобные   явления;   повышенная   психомоторная   возбудимость;

    аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое  расстройство  –

    снижение    пищевой    активности,    общая    вялость,    двигательная

    расторможенность.[2]

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных  вариантов  ЗПР

имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и  интеллектуальной

сферы.

 

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, внимания, восприятия при задержке психического развития

Память:

Недостаточная сформированность познавательных  процессов  зачастую  является

главной причиной трудностей, возникающих  у  детей  с  ЗПР  при  обучении  в

школе. Как показывают многочисленные клинические и  психолого-педагогические

исследования,   существенное   место   в   структуре   дефекта    умственной

деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

     Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а  также  специальные

психологические  исследования  указывают  на  недостатки   в   развитии   их

непроизвольной памяти. Многое из  того,  что  нормально  развивающиеся  дети

запоминают легко, как бы само  собой,  вызывает  значительные  усилия  у  их

отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

     Одной из основных причин  недостаточной  продуктивности  непроизвольной

памяти у детей с ЗПР  является  снижение  их  познавательной  активности.  В

исследовании  Т.В.   Егоровой   (1969)   эта   проблема   была   подвергнута

специальному изучению. Одна  из  применявшихся  в  работе  экспериментальных

методик предусматривала использование  задания,  цель  которого  состояла  в

раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии  с

начальной  буквой  названия  этих  предметов.  Было  выявлено,  что  дети  с

задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный  материал,  но  и

тратили на  его  припоминание  заметно  больше  времени,  чем  их  нормально

развивающиеся  сверстники.  Главное  отличие  заключалось   не   столько   в

неординарной  продуктивности  ответов,  сколько   в   разном   отношении   к

поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали  попыток

добиться  более  полного  припоминания   и   редко   применяли   для   этого

вспомогательные приемы.  В  тех  случаях,  когда  это  все  же  происходило,

зачастую  наблюдалась  подмена   цели   действия.   Вспомогательный   способ

использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на  определенную

букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.[3]

     В исследовании Н.Г.  Поддубной   изучалась  зависимость  продуктивности

непроизвольного  запоминания   от   характера   материала   и   особенностей

деятельности с ним у  младших  школьников  с  ЗПР.  Испытуемые  должны  были

устанавливать смысловые связи между единицами  основного  и  дополнительного

наборов слов и картинок  (в  разных  комбинациях).  Дети  с  ЗПР  обнаружили

затруднения при усвоении инструкции  к  сериям,  требующим  самостоятельного

подбора   существительных,   подходящих   по    смыслу    к    предъявленным

экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не  поняли  задание,  но

стремились  побыстрее   получить   экспериментальный   материал   и   начать

действовать.  При  этом  они,   в   отличие   от   нормально   развивающихся

дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности  и  были  уверены,

что знают, как выполнять  задание.  Выявились  отчетливые  различия  как  по

продуктивности,  так  и   по   точность   и   устойчивости   непроизвольного

запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала  в  норме  было

выше в 1,2 раза.

  Н.Г.  Поддубная  отмечает,  что  наглядный  материал  запоминается  лучше

вербального и в процессе воспроизведения является более действенной  опорой.

Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР  страдает  не

в  такой  мере,  как  произвольная,   поэтому   целесообразно   ее   широкое

использование при их обучении.[4]

     Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти  у

учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин  их

трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо  запоминают  тексты,  таблицу

умножения, не удерживают  в  уме  цель  и  условия  задачи.  Им  свойственны

колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

     Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

Снижение объема памяти и скорости запоминания,

Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

Механизм памяти  характеризуется  снижением  продуктивности  первых  попыток

запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

Преобладание наглядной памяти над словесной,

Снижение произвольной памяти.

Нарушение  механической памяти.

 

                                  Внимание:

 

 

Причины нарушенного внимания:

 

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию

   внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень

   мотивации – нарушение интереса.

Исследователь  детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности

внимания, характерные для данного нарушения:

Низкая  концентрация  внимания:  неспособность  ребенка  сосредоточиться  на

задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.  В  исследовании

Н.Г. Поддубной ярко  проявились  особенности  внимания  у  детей  с  ЗПР:  в

процессе выполнения  всего  экспериментального  задания  наблюдались  случаи

колебаний внимания, большое количество отвлечений,  быстрая  истощаемость  и

утомляемость[5].

Низкий уровень устойчивости внимания. Дети  не  могут  длительно  заниматься

одной и той же деятельностью.

Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с  этими

детьми  необходимо  придавать  большое   значение   развитию   произвольного

внимания.  Для  этого  использовать  специальные  игры  и  упражнения  («Кто

внимательней?», « Чего  не  стало  на  столе?»  и  так  далее).  В  процессе

индивидуальной  работы  применять  такие  приемы,  как:  рисование  флажков,

домиков, работа по образцу и т.д.

Восприятие:

Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

1.  При  ЗПР  нарушена  интегративная  деятельность  коры  головного  мозга,

   больших полушарий и,  как  следствие,  нарушена  координированная  работа

   различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы,  что

   ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

Недостатки внимания у детей с ЗПР.

Недоразвитие ориентировочно-исследовательской  деятельности  в  первые  годы

жизни и, как  следствие,  ребенок  недополучает  полноценного  практического

опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

Недостаточная полнота и точность восприятия связана с  нарушением  внимания,

механизмов произвольности.

Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.

Замедленность  восприятия  и   переработки   информации   для   полноценного

восприятия.  Ребенку  с  ЗПР  требуется  больше  времени,  чем   нормальному

ребенку.

Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает  информацию,

которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

Снижение активности  восприятия.  В  процессе  восприятия  нарушена  функция

поиска,   ребенок   не   пытается   всмотреться,   материал   воспринимается

поверхностно.

      Наиболее грубо нарушены  более  сложные  формы  восприятия,  требующие

участия нескольких анализаторов и  имеющих  сложный  характер  –  зрительное

восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача  дефектолога  заключается  в  том,  чтобы  помогать  ребенку  с   ЗПР

упорядочить   процессы   восприятия   и   учить    воспроизводить    предмет

целенаправленно.  На  первом  учебном  году  обучения   взрослый   руководит

восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям  предлагается

план их действий. Для развития  восприятия  материал  детям  предлагается  в

виде схем, цветных фишек.

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Эту проблему  изучали  У.В.  Ульенкова,  Т.В.  Егорова,  Т.А.  Стрекалова  и

другие. Мышление у детей с ЗПР более  сохранно,  чем  у  умственно  отсталых

детей,  более  сохранна  способность  обобщать,  абстрагировать,   принимать

помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

уровень развития внимания;

Информация о работе Задержка психического развития