Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:54, дипломная работа
Цель исследования - организация коррекционной работы по снижению агрессии у подростков.
Объект исследования - агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения учащихся старших классов в образовательном учреждении.
Гипотеза - снижению агрессивного поведения старшеклассников будут способствовать специально организованные социально-педагогические и психологические занятия
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста
как психолого-педагогическая проблема…………………….....................
6
1.1.Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность………………………………………………………..…….....
6
1.2. Социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей……………………………………………………………….
26
1.3. Влияние подросткового кризиса на агрессивное поведение…..........
39
Глава 2. Организация коррекции агрессивности старшеклассников…...
42
2.1. Диагностика агрессивности подросткового возраста………………..
42
2.2.Коррекционно-развивающая работа агрессивного поведения старшеклассников……………………………..……………………..............
49
2.3.Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения……....
51
Заключение……………………………………………..………………….....
54
Список литературы…..………………………………
20. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности изд.- Речь, 2004-144с.
21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М, 1996.
22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2006. № 5. - С.3-18.
23. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения,- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 168 с.
24. Холличер В. Человек и агрессия. М., 1973.
25. Психологический словарь. М, 1983.
26. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Красноярск, 1990.
27. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Т16 Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. – 928 с: ил.
28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
29. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995.-400с.
30. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006. – 159 с.
Приложения
Приложение 1
Опросник Басса-Дарки
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
Впросы:
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю,я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком,
с которым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей
делать что-то приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу,
я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь
приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос. -
74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 2
Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека
Опросник состоит из 97 вопросов, предполагающих ответы «да» или «нет». Напомните испытуемому, что правильных или неправильных, хороших или плохих ответов здесь быть не может, поэтому отвечать следует быстро, не раздумывая.
1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?
2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям и обидам?
3. Бывает ли так, что у вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, во время беседы?
4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли вы к проверке — правильно ли все было сделано?
5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?
6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?
7. Бываете ли вы, обычно во время веселья, в центре внимания?
8. Бывают ли дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?
9. Всегда ли отвечаете на письма сразу после прочтения?
10. Вы человек серьезный?
11. Способны ли на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?
12. Предприимчивы ли вы?
13. Быстро ли забываете обиды и оскорбления?
14. Мягкосердечны ли вы?
15. Когда бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли, опустилось оно туда или нет?
16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?
17. Боялись ли в детстве грозы и собак?
18. Смеетесь ли иногда над неприличными шутками?
19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичными?
20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?
21. Любят ли вас знакомые?
22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?
23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?
24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? Была ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?
25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?
26. Отстаиваете ли свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?
27. Хвастаетесь ли вы иногда?
28. Сможете ли в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?
29. Раздражает ли вас, если скатерть или штора висит неровно, стараетесь ли это исправить?
30. Боялись ли в детстве оставаться дома один?
31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?
32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности?
33. Легко ли впадаете в гнев?
34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?
35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?
36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?
37. Вы лгали когда-нибудь в своей жизни?
38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?
39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?
40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?
41. Заступаетесь ли за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?
43. Предпочитаете ли деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?
44. Вы очень общительный человек?
45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?
46. Сбегали ли в детстве из дому?
47. Обычно вы без колебаний уступаете место в общественном транспорте престарелым пассажирам?
48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?
49. Случалось ли вам расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта так, что после этого чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?
50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?
51. Стараетесь ли помириться, если кого-нибудь обидели или кто-нибудь обидел вас? Предпринимаете ли первым шаги к примирению?
52. Очень ли вы любите животных?
53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?
54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или вашими родственниками должно что-либо случиться?
55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?
56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?
57. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении