Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:54, дипломная работа
Цель исследования - организация коррекционной работы по снижению агрессии у подростков.
Объект исследования - агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения учащихся старших классов в образовательном учреждении.
Гипотеза - снижению агрессивного поведения старшеклассников будут способствовать специально организованные социально-педагогические и психологические занятия
Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста
как психолого-педагогическая проблема…………………….....................
6
1.1.Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность………………………………………………………..…….....
6
1.2. Социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей……………………………………………………………….
26
1.3. Влияние подросткового кризиса на агрессивное поведение…..........
39
Глава 2. Организация коррекции агрессивности старшеклассников…...
42
2.1. Диагностика агрессивности подросткового возраста………………..
42
2.2.Коррекционно-развивающая работа агрессивного поведения старшеклассников……………………………..……………………..............
49
2.3.Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения……....
51
Заключение……………………………………………..………………….....
54
Список литературы…..………………………………
Тест "Уровень Вашей тревожности". Методика предназначена для измерения уровня тревожности. Тревога - вполне естественное человеческое чувство, которое во многих случаях помогает человеку избежать лишних проблем в своей жизни. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
Результаты теста показали что у 60% данной группы наблюдается высокая тревожность, что для данного возраста не характерно, и лишь 40% данной группы вошли в предел нормы тревожности.
Диаграмма 3.Результаты теста «Уровень ваше й тревожности»
на констатирующем этапе
2.2. Коррекционно- развивающая работа агрессивного
поведения подростков
На формирующем этапе эксперимента нами была составлена и апробирована серия коррекционно-развивающих занятий, направленных коррекцию агрессивного поведения у старшеклассников. С детьми было проведено 6 занятий продолжительностью 45 минут каждое (см. приложение). Первые занятия были посвещенны знакомству, уже на этих занятиях мы использовали игры снижение конфликтности, сплочение коллектива и снижение агрессивного поведения. Так же мы проводили беседы на тему общения в коллективе и обществе, для этого мы взяли за основу тренинг-занятие « Общаемся без конфликтов», дети с удовольствием и интересом взаимодействовали на этом тренинге. Так же мы использовали индивидуальную беседу с особо ярко выраженными агрессивными старшеклассниками. Корректировали их отношение к окружающим их людям, так как у некоторых не развита культура общения со старшими, тем самым и возникала вербальная агрессивность. Обсуждали влияние алкоголя на агрессию человека, так же был показан документальный фильм о влиянии алкоголя на организм, и в частности поведение человека в нетрезвом состоянии, так как алкоголь влияет на психику человека, его поведение после приема, часто у некоторых лиц вызывает физическую агрессивность, в частности у лиц мужского пола, что очень было полезно для юношей данного возраста. И наши главным занятием было последнее занятие которое мы провели под лозунгом «Живем без агрессии» на данном занятии мы со старшеклассниками учились выплескивать свою агрессивность на бумаге, принимали решение как и когда правильно пользоваться своей агрессивностью. Необходимо отметить, что учащиеся очень активно участвовали в занятиях, играли, общались, охотно выполняли задания. В процессе тренинга всегда ощущалась доброжелательная атмосфера. Чувствовалось, что ребятам нравится такая форма общения.
В конце ребята пожелали, чтобы такая форма взаимодействия присутствовала в учебной программе как можно чаще.
2.3. Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у учеников старших классов была проведена контрольная диагностика.
Таблица 3. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на контрольном этапе эксперимента
№ п/п | Имя ребенка | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
1 | Алексеева М. |
|
|
|
|
|
| + |
|
2 | Анашкина А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Брюзгинова В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Брагина Е. |
|
|
|
|
|
| + |
|
5 | Васильева А. | + |
|
|
|
|
|
|
|
6 | Горковенко Д. | + |
|
|
|
|
|
|
|
7 | Григорьева О. |
|
|
|
|
| + | + |
|
8 | Ганьжин Е. | + |
|
|
|
| + |
|
|
9 | Забавнов В. |
|
|
|
|
|
| + |
|
10 | Зайцева Т. |
|
| + |
|
|
|
| + |
11 | Конева Е. |
|
|
|
|
| + | + | + |
12 | Лапшина Н. |
|
|
|
|
|
| + |
|
13 | Сергиенко Л. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 | Смирнова А. |
|
|
|
|
|
| + |
|
15 | Тихонова М. |
|
|
|
|
|
| + |
|
Всего детей: 3 1 3 8 2
Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:
физическая агрессия – 3человека из 15( 18%)
косвенная агрессия – 0
раздражение – 1человек из 15(6%)
негативизм – 0
обида – 0
подозрительность – 3 человека из 15 (18%)
вербальная агрессия – 8 человек из 15 (48%)
угрызения совести и чувство вины – 2 человека из 15(12%)
Диаграмма 4. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" агрессивных и враждебных реакций на контрольном этапе эксперимента
Анализ табличных и графических данных на контрольном этапе эксперимента показал, что в данной группе испытуемых 52% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности. Сравнивая с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что проявления агрессивности и враждебности у подростков понизилось.
Диаграмма 5. Результаты повышенной агрессивности и враждебности подростков на контрольном этапе эксперимента
Таблица 4. Результаты опросника К.Леонгарда-Н.Шмишека
по типу акцентуаций характера на контрольном этапе эксперимента
Тип акцентуации | Количество человек |
Гипертимный | 2 из 15 |
Эмотивный | - |
Тревожный | 1из 15 |
Демонстративный | - |
Дистимичный | 1 из15 |
Застревающий | 1 из 15 |
Педантичный | - |
Циклоидный | 2 из 15 |
Возбудимый | 3 из 15 |
Экзальтированный | 5 из 15 |
Результаты опросника К.Леонгарда-Н.Шмишека на формирующем этапе эксперимента показали нам что у данной группы произошли не значительные изменения с акцентуациями характера, но некоторые ещё могут с легкостью привести к агрессии, агрессивности.
Результаты теста на уровень тревожности показали что у 48%данной группы наблюдается высокая тревожность, что наша коррекционная работа помогла некоторым снизить свою тревожность, 52%данной группы вошли в предел нормы тревожности.
Диаграмма 6.Результаты теста «Уровень ваше й тревожности»
на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Статистика показывает, что проявления, как частных, так и обобщенных показателей форм агрессивности на протяжении подросткового возраста изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я.
Открытая агрессия может проявляться в следующих формах: физической (сопровождающейся действиями - ударами, нападением, толчками), вербальной (оскорбительные слова, клички, иронические высказывания), невербальной (оскорбительные жесты, саркастическая улыбка, презрительная гримаса). Скрытая агрессия проявляется в формах физической (действия, подчеркивающие, что собеседника не замечают), вербальной (клевета, злословие, раскрытие чужих секретов, слова, вызывающие у другого человека чувство вины, оставление вопросов без ответа) и невербальной (избегание взгляда, мрачное выражение лица в ответ на улыбку и т.п.).
В ходе экспериментальной работы с целью выявления у подростков видов агрессивных проявлений стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, некоторых важных свойств личности, и выявлению уровня тревожности нами были использованы "Опросник Басса-Дарки", опросник К.Леонгарда- Н.Шмишека, тест "Уровень Вашей тревожности".
Нами было выявлено, что наиболее значимыми проблемами подростков являются высокий уровень агрессии, негативные черты личности, высокий уровень тревожности.
В работе была выдвинута гипотеза, тревожность, влияющую на проявление агрессии, можно снизить с помощью коррекционной работы. При проведении такой работы были применены такие технологии как игротерапия, индивидуальная беседа, лекция, тренинг на умения общаться с окружающими и контролировать себя. При повторной диагностике мы выявили снижение уровня агрессии, тревожности, а так же явные улучшения в процессе общения у детей с повышенным уровнем агрессии и в коллективе в целом.
Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены, гипотеза получила подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз»,- 2002, - 160 с. (Практическая психология).
4. Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е изд., исправл. И доп.- М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
5. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.
6. Колчина Л.П. Связь поведенческого вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент / Под ред. В.С. Мерлина. - Пермь, 1976.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
9. Крайг Г. Психология развития. СПБ.: издательство "Питер", 2000.
10. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
11. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка // Советская педагогика, 1970. - № 1.
12. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.
13. Коломенский Я. А. Психология личных взаимоотношений в социально-психологических исследований. Л., 1970,
14. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - № 6.
15. Леонгард К. Акцентуирование личности.: Пер. с нем. - Киев, 1981.
16. Личко Е.А. Основные типы нарушений поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. - Л., 1973.
17. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков; Эмоциональный и кризисный механизм. СПБУ МВД.-СПб.: Лань, 1999.-127с.
18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 1997
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений; 3 Книга. Психология образования. - 3-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-608 с.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении