Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - организация коррекционной работы по снижению агрессии у подростков.
Объект исследования - агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения учащихся старших классов в образовательном учреждении.
Гипотеза - снижению агрессивного поведения старшеклассников будут способствовать специально организованные социально-педагогические и психологические занятия

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста
как психолого-педагогическая проблема…………………….....................

6
1.1.Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность………………………………………………………..…….....

6
1.2. Социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей……………………………………………………………….

26
1.3. Влияние подросткового кризиса на агрессивное поведение…..........
39
Глава 2. Организация коррекции агрессивности старшеклассников…...
42
2.1. Диагностика агрессивности подросткового возраста………………..
42
2.2.Коррекционно-развивающая работа агрессивного поведения старшеклассников……………………………..……………………..............

49
2.3.Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения……....
51
Заключение……………………………………………..………………….....
54
Список литературы…..………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 605.00 Кб (Скачать)


 

 

Департамент образования администрации Владимирской области

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Владимирский педагогический колледж»

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

« Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении»

 

             

 

 

                            Выполнила:

              студентка 3 курса

                                              отделения

                            «Социальная педагогика»

              Волкова Ирина Павловна

              Научный руководитель:

              к.п.н. Черкасова И. П.

                                                         

 

                                                                              

 

Владимир 2011

 

Оглавление

                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1.  Агрессивность детей подросткового возраста

как  психолого-педагогическая проблема…………………….....................

 

6

1.1.Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность………………………………………………………..…….....

 

6

1.2. Социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей……………………………………………………………….

 

26

1.3. Влияние подросткового кризиса на агрессивное поведение…..........

39

Глава 2.  Организация коррекции  агрессивности старшеклассников…...

42

2.1. Диагностика агрессивности подросткового возраста………………..

42

2.2.Коррекционно-развивающая работа агрессивного поведения старшеклассников……………………………..……………………..............

 

49

2.3.Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения……....

51

Заключение……………………………………………..………………….....

54

Список литературы…..……………………………………………………….

56

Приложения…………………………………………………………………..

57

 


Введение

 

Актуальность. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Невозможно представить себе газету, журнал, программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к единому мнению не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения иметь не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессию, как преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве рассматривал Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. Клайд считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни.

Явление агрессивности рассматривают с точки зрения двух подходов.

Агрессию с позиции эволюционного подхода изучали К. Лоренц, Р.С. Немов, З. Фрейд, Э. Фром, а Д. Доллард – видел агрессивное поведение как ситуативный процесс (фрустрационная теория).

              Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах Заграднова И., Левитов Н.Д., Осинский А.К..  Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин связывали проявление агрессивности с определенными возрастными этапами.

Таким образом, вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Проблема данного исследования – каковы социально-педагогические условия организации коррекции агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении.

Цель исследования - организация  коррекционной работы по снижению агрессии у подростков.

Объект исследования - агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения учащихся старших классов в образовательном учреждении.

Гипотеза - снижению агрессивного поведения старшеклассников будут способствовать специально организованные социально-педагогические и психологические занятия

Задачи:

  1.Изучить особенности подростковой агрессии.

2.Проанализировать социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения и способы его коррекции.

  3.Провести диагностику агрессивности старшеклассников.

4.Организовать коррекционные занятия со старшеклассниками в образовательном учреждении.

Данная работа имеет традиционную структуру и может быть полезна студентам средних специальных образовательных учреждений и высших учебных заведениях по специальности «Психология», а так же социальным педагогам образовательного учреждения.

 

 

 


Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема

 

 

1.1. Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность

 

На всем протяжении развития человека агрессивность играла важную роль в выживании. Со времени появления цивилизаций вся история
отмечена вооруженными конфликтами между кланами, племенами или
нациями, причем связь между этими конфликтами и непосредственно
выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры, сумевшие
создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особых
сигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены даже общества, коим агрессивность, по-видимому, неведома.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным или
насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на
уничтожение объекта наступления. Согласно 3. Фрейду, агрессия - отпрыск
и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии - первоначальная и
самостоятельная предрасположенность людей, в коей культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие (==> танатос; мортято).

Устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов)[2;c.65]. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.

Согласно наиболее распространенному определению агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящие ущерб другим людям, а так же попытка нанесения другим моральных или телесных повреждений. Агрессия может быть направлена не только на другого человека, но также на животное, игрушки, различные предметы и даже себя. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно Басс (1961) враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для "агрессора". Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Психологическая трудность устранения агрессивных  заключается, в частности, в том, что человек, ведущий подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину. Известный исследователь агрессивного поведения А.Бандура выделил следующие типичные способы оправдания
самими агрессорами своих действий:

1. Сопоставление собственного агрессивного акта с личностными  недостатками или поступками человека, оказавшего жертвой агрессии, с целью доказательства того, что по сравнению с ним совершенные в отношении его действия не представляются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд

2. Оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями,  например, тем, что она совершена из "благородных" целей.

3. Отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессивный акт.

4. Снятие с себя части ответственности за агрессию на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совместно с другими людьми, под их или под влиянием сложившихся обстоятельств, например, необходимости выполнить чей-либо приказ.

5. «Расчеловечивание» жертвы путем доказательства, что она якобы заслуживает такого обращения.

6. Постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Этот инстинкт определялся по-новому в начале нашего века. В настоящее время, однако, уже почти никто не придерживается подобной точки зрения, считая, что слишком биологизаторской и односторонней, отрицающей влияние общества на проявление агрессивности у человека.

Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. и был связан с теорией фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для интересов, хроническое неудовлетворение его основных ценностей по вине других людей. Эта точка зрения, впервые представленная в работе Дж.Долларда и его соавторов (1939),  породил  множество экспериментальных исследований агрессии[13;c.98-103].

Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация обязательно влечет за собой агрессию.  Однако  оба этих положения не полностью подтверждаются тактикой. Далеко не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии.

Еще  одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения
была представлена в теории социального научения Л. Берковитц (1962). Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева;  второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного  поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней  агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и некоторых других процессов:

1.Оценки субъектом следствий своего агрессивного
поведения как положительных. 

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса,  сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и  устранить фрустрацию.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить трактовки этого понятия.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (1963), например говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении