Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - организация коррекционной работы по снижению агрессии у подростков.
Объект исследования - агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – коррекция агрессивного поведения учащихся старших классов в образовательном учреждении.
Гипотеза - снижению агрессивного поведения старшеклассников будут способствовать специально организованные социально-педагогические и психологические занятия

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Агрессивность детей подросткового возраста
как психолого-педагогическая проблема…………………….....................

6
1.1.Понятие агрессивности, детская и подростковая агрессивность………………………………………………………..…….....

6
1.2. Социальные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей……………………………………………………………….

26
1.3. Влияние подросткового кризиса на агрессивное поведение…..........
39
Глава 2. Организация коррекции агрессивности старшеклассников…...
42
2.1. Диагностика агрессивности подросткового возраста………………..
42
2.2.Коррекционно-развивающая работа агрессивного поведения старшеклассников……………………………..……………………..............

49
2.3.Результаты вторичной диагностики агрессивного поведения……....
51
Заключение……………………………………………..………………….....
54
Список литературы…..………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

 

Основной задачей нашего исследования является выявление агрессивности у старшеклассников в образовательном учреждении и её коррекция. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Для решения нашей задачи мы использовали личностный опросник, разработанный А.Бассом и А.Дарки в 1957 г., для диагностики агрессивных и враждебных реакций (см. приложение 1), опросник К.Леонгарда- Н.Шмишека направленный на изучение типов и степени выраженности акцентуаций характера (см. приложение 2), тест "Уровень Вашей тревожности" (см.приложение 3). Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изу­чаемом феномене. Данные о направленности активности, связанной с преодолением возникающих перед подростком объективных или субъективных препятствий. Выявить ти­пичные для подростка формы агрессивного поведения, рас­крыв как агрессивные, так и неагрессивные действия, при­меняемые детьми для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций. Вместе с тем названные методики выявляют лишь нали­чие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных дан­ных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций для раскрытия условий и возможностей коррекции подро­стковой агрессивности.

Таким образом, можно говорить о том, что действительно проективные методики являются хорошим средством для выявления агрессивности у подростков. С помощью их можно доказать наличие агрессии.

По нашему мнению их необходимо использовать в комплексе, т.е. применять не одну методику, а несколько, чтобы основываться на их результатах.

Очевидно, что перед исследователем, интересующимся подростковой агрессивностью, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Также следует осознать, что ни одно исследование и не один вид исследований не может дать ответа на все вопросы об агрессивности поведения подростка.

При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одоб­рения или неодобрения. Это достигается тремя способами:

а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает  акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;

б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась  возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;

в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.

Методика Басса-Дарки [21; 167-172] позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различ­ные качественные и количественные характеристики. Вме­сте с тем эта методика позволяет получать данные о готов­ности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики по­зволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребенка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басc и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений на констатирующем этапе эксперимента.

Таблица 1. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей виды агрессивных проявлений

на констатирующем этапе эксперимента

№ п/п

Имя ребенка

Физическая агрессия

Косвенная  агрессия

раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

1

Алексеева М.

 

 

 

 

 

 

+

 

2

Анашкина А.

 

 

 

 

 

 

+

 

3

Брюзгинова В.

 

 

 

 

 

 

+

 

4

Брагина Е.

 

 

 

 

 

 

+

 

5

Васильева А.

+

 

 

 

 

 

 

 

6

Горковенко Д.

+

 

 

 

 

 

 

 

7

Григорьева О.

 

 

 

 

 

+

+

 

8

Ганьжин Е.

+

 

 

 

 

+

 

 

9

Забавнов В.

 

 

 

 

 

 

+

 

10

Зайцева Т.

 

 

+

 

 

 

 

+

11

Конева Е.

 

 

 

 

 

+

+

+

12

Лапшина Н.

 

 

 

 

 

 

+

 

13

Сергиенко Л.

 

 

 

 

 

 

 

+

14

Смирнова А.

 

 

 

 

 

 

+

 

15

Тихонова М.

 

 

 

 

 

 

+

 

     Всего детей:                                         3                         1                                           3           10        3

 

Проанализировав полученные результаты, нами было выявлено количество детей, обладающих следующими видами агрессивных и враждебных реакций:

физическая агрессия – 3человека из 15(18%)

косвенная агрессия – 0             

раздражение – 1человек из 15(6%)

негативизм – 0

обида – 0

подозрительность – 3 человека из 15 (18%)

вербальная агрессия – 10человек из 15 (60%)

угрызения совести и чувство вины – 3человека из 15(18%).

Диаграмма 1. Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" агрессивных и враждебных реакций на формирующем этапе эксперимента

Анализ табличных и графических данных показал, что в данной группе испытуемых 60% подростков имеют проявление агрессивности и враждебности: причем большее проявление имеют вербальная агрессия

Диаграмма 2. Результаты повышенной  агрессивности и враждебности подростков на формирующем этапе эксперимента

 

Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека [29;c.155] позволяет изучить типы и степени выраженности акцентуации. Термин «акцентуация личности» предложен немецким ученым К.Леонгардом и понимается как чрезмерное усиление отдельных черт личности. Черты эти как бы являются «заострением» некоторых, присущих данному человеку  индивидуальных свойств. Акцентуация личности не есть патология, но она приводит к уязвимости личности под воздействием определенных психогенных факторов, при хорошей или даже повышенной стойкости при воздействии других. Акцентуация, таким образом, представляет собой крайний вариант нормы, граничащей с патологией. Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются.

Акцентирование личности в целом имеет большие потенциальные возможности для развития, самоактуализации, для высоких социальных достижений. И лишь в сложенных психогенных ситуациях, под влиянием неблагоприятных факторов, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, условием формирования психопатии.

Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуаций очень важна для возможных рекомендаций по коррекции механизмов  реагирования человека на конфликтные ситуации, для организации режима работы, выбора увлечений, для выработки стратегии семейного воспитания и т.д. На основе диагностических данных в определенной мере можно прогнозировать  совместимость людей в малой группе, особенности  межличностных отношений и продуктивность взаимодействия. Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений  по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

 

Типы акцентуаций по данной методике:

1.      Гипертимный

2.Эмотивный

3.Тревожный

4.Демонстративный

5.Дистимичный

6.Застревающий

7.Педантичный

8.Циклоидный

9.Возбудимый

         10.Экзальтированный

Результаты опросника К.Леонгарда-Н.Шмишека на констатирующем этапе эксперимента показали нам что у данной группы большинство акцентуаций склонны к конфликтам, лабильности психики повышенной импульсивности , которые могут привести к агрессии, агрессивности.

Таблица 2. Результаты опросника К.Леонгарда-Н.Шмишека по типу акцентуаций характера на констатирующем этапе эксперимента

Тип акцентуации

Количество человек

     Гипертимный

1 из 15

     Эмотивный

-

     Тревожный

2 из 15

     Демонстративный

-

     Дистимичный

1 из15

     Застревающий

2 из 15

     Педантичный

-

     Циклоидный

1 из 15

     Возбудимый

3 из 15

     Экзальтированный

5 из 15

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у старшеклассников в образовательном учреждении