Эмпирические исследования тревожности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

Оглавление

Введение …..…………………………………………………................................2
1. Теоретические основы проблемы тревожности дошкольников.
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии……………….5
Природа и генезис детской тревожности……………………………….…10
Психологические и эмоциональные особенности дошкольников……....21
Коррекционная работа с тревожными детьми…………………………...24
Выводы по первой главе ………………………………………………….........34
2. Эмпирические исследования тревожности у дошкольников.
2.1 Организация и проведение исследования….………………………….…36
2.2 Результаты собственного исследования влияния методов психокоррекции на снижение уровня тревожности дошкольников……..….40
Вводы по второй главе………………………………………………………..…43
Заключение ………………………….……………………………………….....45
Список использованной литературы ……………………………………....…48
Приложения …………………………………………………………….…….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.07 Мб (Скачать)
 
 
  1 2 3 4 5 6 7 8
Рисунок 
 
 
 
Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо
1. Игра с   младшими

детьми

+   +   +     +   +   + +     +
2. Ребенок и мать с младенцем +   +   +   +   +   +     + +  
3. Объект агрессии   +   +   +   +   +   + +     +
4.Одевание +   +     + +   +   +   +     +
5. Игра со старшими детьми + +   + +     + +   +   +   +  
6. Укладыва-ние спать в одиночестве +     +   +   + +   +     + +  
7. Умывание +     +   + +     +   +   +   +
8. Выговор   + +     +   +   +   + +     +
9. Игнориро

   вание

  + +   +   +     + +   +   +  
10. Агрессивность   +   +   + +     + +     + +  
11. Собирание игрушек   + +     +   + +     +   + +  
12. Изоляция   +   + +     + +   +     +   +
13. Ребенок с родителями +     + +   +   +   +   +   +  
14. Еда в одиночестве +     +   + +   +   +     + +  
 
 
 
 
 
 
 
 

Протокол обследования детей

  9 10 11 12 13 14 15
Рисунок 
 
 
 
Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо Веселое лицо Грустное лицо
1. Игра с   младшими

детьми

  + +   +   +   +     +   +
2. Ребенок и мать с младенцем +   +   +   +   +   +   +  
3. Объект агрессии +     + +     +   +   +   +
4.Одевание +   +     +   +   +   + +  
5. Игра со старшими детьми +   +   +   +   +   +     +
6. Укладыва-ние спать в одиночестве +     +   +   + +   +   +  
7. Умывание +     +   + +     + +   +  
8. Выговор   +   + +   +   +     + +  
9. Игнориро

   вание

+     +   +   +   + +     +
10. Агрессивность   +   + +   +   +     + +  
11. Собирание игрушек +     +   +   +   + +     +
12. Изоляция   +   + +   +   +   +   +  
13. Ребенок с родителями   + +   +   +   +   +   +  
14. Еда в одиночестве +     +   + +   +   +     +
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты теста  на определение уровня тревожности  детей старшей дошкольной группы ДОУ  №42 после проведения коррекционной работы 

        Кол-во выборов  грустного лица, шт. Индексы тревожности, %
      2 6 43
      3 6 43
      4 5 35,7
      7 5 35,7
      10 7 50
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Анкета для родителей

Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком). Род деятельности. Возраст детей.

Кто в вашей  семье занимается воспитанием ребенка

мать

отец

оба родителя

бабушка, дедушка

все члены семьи

Какой из факторов вы считаете важнейшим в воспитании вашего ребенка?

семья

сверстники, педагоги, другие специалисты

средства массовой информации

литература и  искусство

Советуетесь ли вы с другими членами семьи по различным семейным вопросам?

всегда

иногда

нет

Имеют ли место  конфликты в вашей семейной жизни?

Всегда ли едины  члены семьи в своих требованиях  к ребенку?

всегда

иногда

нет единства

Как вы наказываете  ребенка? Какая мера наказания наиболее действенна?

Какие меры поощрения  вы применяете? За какие поступки?

Часто ли вы хвалите  своего ребенка? За какие поступки?

Требуете ли вы от своего ребенка то, что выполнить  он не может?

Обсуждает ли ребенок  с вами семейные дела? В чем проявляет  свое участие в заботах семьи?

В чем проявляется  доброта вашего ребенка?

Какие поступки ребенка вы цените?

Лучшие традиции воспитания в вашей семье. 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 

        Анкета. 

Ф.И.О. ребенка ______________________ Возраст _______________________

Ф.И.О. родителей ___________________________________________________

Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро

Медленно

Требует, чтобы  с ним сидели

Требует, чтобы  не гасили свет

Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет

Разговаривает во сне

Как просыпается?

Сразу

Не сразу

В каком настроении просыпается Ваш  ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое

В чем Вы видите причину  нежелание ребенка  идти в детский  сад?

Трудности в  отношениях с воспитателем

Трудности в  отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание  вечером

Другие причины

Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?

Да

Иногда

Нет

Если  замечаете, то, при  каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Без видимой  причины

Как проявляется страх  у ребенка?

Плачет

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Часто

Иногда

Редко

Как Ваш ребенок реагирует  на агрессию со стороны  других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)

ответное нападение

плачет

проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение  эмоций, словесное)

замыкается, "уходит в себя"

уходит, убегает  от обидчика

Чему  радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече с близкими людьми

Встречи со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместными походами на природу и т.д.

14.Что  вызывает у него  огорчение? _______________________________

15.На  что он обижается? _________________________________________

16.Часто  ли ребенок плачет?

Да

Нет

17.Какое  обычное состояние  у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18.Как  быстро у него  проходит переживание?

Быстро

Не очень быстро

Через длительное время

19.Умеет  ли Ваш ребенок  выразить свое сочувствие близким?

Да

Информация о работе Эмпирические исследования тревожности у дошкольников