Эмпирические исследования тревожности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

Оглавление

Введение …..…………………………………………………................................2
1. Теоретические основы проблемы тревожности дошкольников.
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии……………….5
Природа и генезис детской тревожности……………………………….…10
Психологические и эмоциональные особенности дошкольников……....21
Коррекционная работа с тревожными детьми…………………………...24
Выводы по первой главе ………………………………………………….........34
2. Эмпирические исследования тревожности у дошкольников.
2.1 Организация и проведение исследования….………………………….…36
2.2 Результаты собственного исследования влияния методов психокоррекции на снижение уровня тревожности дошкольников……..….40
Вводы по второй главе………………………………………………………..…43
Заключение ………………………….……………………………………….....45
Список использованной литературы ……………………………………....…48
Приложения …………………………………………………………….…….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

  - коррекция отклонений в психическом развитии;

-профилактика  негативных тенденций личностного  и интеллектуального      развития.

Основываясь на положении Л.С.Выгодского о зоне ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми – обще-развивающая работа.

Таким образом, коррекционную работу с  тревожными детьми целесообразно проводить  в трех основных направлениях:

  • По обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • По повышению самооценки ребенка;
  • По отработке навыков владения собой в ситуациях травмирующих ребенка.

    Работа  по всем трем направлениям может проводиться  либо параллельно, либо в зависимости  от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

Способы снятие мышечного  и эмоционального напряжения.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому, что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Как показали наши наблюдения наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение:  и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Ниже  приводятся игры и упражнения по снятию напряжения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М. И. (2001), Е.К.Лютовой и Г. Б. Мониной (2003).

Кроме релаксационных игр в работе с  тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.) Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, также полезен массаж и просто растирание тела это также способствует снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.  
Кроме этого принципа в нижеописанных играх используется и способность детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело тоже расслабляется. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста, а первый можно применять в любые возрастные периоды. 

    Повышение самооценки ребенка.

Довольно  часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном  восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта»  (Коломинский Я. Л., 1999, с. 52). Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой. Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы. Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, карандаши).

 При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать  как новый стимул. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.  Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа  по повышению самооценки - это только одно из направлений в работе с  тревожным ребенком. Очевидно, что  быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому мы, взрослые, должны запастись терпением. Для достижения успеха в деле повышения самооценки ребенка необходимо, что-бы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые малень-кие). Кроме того, взрослый должен часто хвалить ребенка, и очень важно делать это правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и пони-мать, что похвала - это не просто отражение настроения воспитателя или родителя, а оценка его конкретной   деятельности. А вот что касается пове-дения или общения,   то здесь успехи детей нелегко бывает оценить даже педагогам. 
Поэтому лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести. Подумать, как же вы дадите ребенку знать, что видите его успехи и достоинства. Только после этого смело проводить с ним игры и упражнения, описанные ниже, и постараться получить от этого удовольствие, чтобы ребенок ощущал себя интересной личностью, с которой приятно общаться.

Отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующей ребенка.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой  в травмирующих и незнакомых для  ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее  широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.  При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему». Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Например, если ребенок, посещающий детский сад испытывает тревогу входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

В работе с маленькими детьми - младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осущест-вляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Когда родители тревожных детей обращаются к психологу, они обычно хотят сразу же перейти к этому пункту, минуя работу на невидимых невооруженным глазом ступенях самооценки и расслабления. Но чтобы коррекция поведения ребенка оказалась эффективной, нужна грамотная и систематическая работа на предыдущих этапах. Так что не нужно торопиться переходить к этому разделу. Занятия с   использованием описанных игр,  конечно,   можно начинать  и параллельно с ранее предложенными играми, но не с самого начала, а когда часть программы помощи уже будет выполнена. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод по первой главе: 

проводя анализ литературы, мы увидели, что  тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно-мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к нам (взрослым) воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно уместно.

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку. Они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них.

Следует отметить, что положительное отношение  к  себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно  ищет и даже борется за него.

Дошкольный  возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится  новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. В этом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах психического развития ребенка. В сфере развития личности возникают первые эстетические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется  дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Цель нашего психологического исследования отличается своей практической направленностью. Мы не формулируем психологические законы, не выделяем механизмы психического развития, а прослеживаем их проявление в каждом конкретном случае у воспитанников. Таким образом, смысл изучения детей состоит в том,  чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на детей и проверить их эффективность, вовремя заметить отклонения.

Поэтому нам необходимо  подобрать методы и приемы воздействия на детей для снижения у них уровня тревожности. Апробировать эти методы в практической деятельности и дать анализ эффективности использования этих методов в работе по снижению тревожности у дошкольников. В следующей главе мы попытаемся это сделать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эмпирическое исследование тревожности у дошкольников  

2.1 Организация и  проведение исследования

 Экспериментальная часть исследований проводилась с детьми старшей группы ДОУ № 42  г. Альметьевск. Была определена выборка состоящая из  15 детей  6-ти  лет.

Уровень тревожности старших дошкольников можно корректировать введением  в их жизнедеятельность различных  методов коррекции. Правильно проведенная  коррекционная работа  способствует полноценному психическому и личностному развитию ребенка, положительно влияет на развитие чувств и эмоций.                                                             

Прежде, чем проводить ту или иную психодиагностическую методику, необходимо удостовериться в том, что она подходит детям, интеллектуально им доступна.

Для выявления  уровня тревожности исследуемой  группы детей  была проведена работа:

1. Тестирование  детей по методике проективного теста тревожности (Р.Теммл, М.Дорки и В.Амен). Цель данной методики - оценить тревожность ребенка-дошкольника в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в большей степени.

2. Также  проводилась работа с родителями  на выявление причин тревожности  ребенка: анкетирование родителей, беседа с ними. Цель - выявление эмоционально-психологического климата в семье, как самого важного фактора, определяющего неблагополучность состояния психической сферы ребенка.

Информация о работе Эмпирические исследования тревожности у дошкольников