Эмпирические исследования тревожности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

Оглавление

Введение …..…………………………………………………................................2
1. Теоретические основы проблемы тревожности дошкольников.
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии……………….5
Природа и генезис детской тревожности……………………………….…10
Психологические и эмоциональные особенности дошкольников……....21
Коррекционная работа с тревожными детьми…………………………...24
Выводы по первой главе ………………………………………………….........34
2. Эмпирические исследования тревожности у дошкольников.
2.1 Организация и проведение исследования….………………………….…36
2.2 Результаты собственного исследования влияния методов психокоррекции на снижение уровня тревожности дошкольников……..….40
Вводы по второй главе………………………………………………………..…43
Заключение ………………………….……………………………………….....45
Список использованной литературы ……………………………………....…48
Приложения …………………………………………………………….…….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Результаты  первичного замера индекса тревожности  у детей старшего дошкольного  возраста, %

 

Вторым  этапом нашего исследования была разработана  и опробирована коррекционная программа.

В старшем  дошкольном возрасте дети участвуют  во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных и т.д. Цель воспитательной работы ДОУ – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на развитие ребенка. Необходимо создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности. Во время занятий с детьми воспитатель должен добиваться решения следующих задач:

  • Добиваться расслабления ребенка при выполнении упражнений;
  • воспитывать у детей желание применять свои знания и умения на практике;
  • побуждать к проявлению творчества, развивать воображение.

При организации и планировании работы с детьми, нуждающимися в психологической поддержке, следует воспользоваться принципами построения коррекционных программ работы с детьми:

  • Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленной на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка  к участию в коррекционной работе.

В результате целенаправленной воспитательной работы, ребенок начинает понимать эмоциональное  состояние сверстников, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации  речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение). Учится расслабляться, раскрепощаться; учится находить лучшее в себе, верить в свои успехи.

Целью предлагаемого  ниже цикла игр и упражнений является:

  • Повышение самооценки детей дошкольного возраста
  • Умение расслабляться, снимать мышечное и эмоциональное напряжение;
  • физическое и психологическое раскрепощение детей;
  • умение управлять собой.

Среди вспомогательных средств общения  действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует  дополнительной подготовки и доступно детям. В занятиях используется мелодия для проведения элементов релаксации.

Коррекционная программа состоит из 3 блоков:

Блок 1. Снятие мышечного напряжения.  Цель: развивать умения детей  владеть мышцами лица, рук, ног, живота и т.д., а также снимать эмоциональное напряжение.

Упражнения: «Драка», «Скульптура», «Покатай куклу», «Добрый-злой, веселый-грустный», «Рот на замок», «Воздушный шарик», «Дудочка», «Сосулька».

Блок 2.  Повышение самооценки. Цель:  способствовать повышению само-оценки ребенка, повышать его значимость в коллективе.                              Упражнения: «Копилка достижений», «Солнышко», Закончи предложение», «Зайки и слоники», «За что меня любит мама».

Блок 3.  Умение управлять собой. Цель:  снимать психическое напряжение детей, обучать регулировать свое эмоциональное состояние.                           Упражнения: «Солнышко и тучка», «Если бы я был…», «Покажи того кого боишься»,  «Спокойствие, только спокойствие!».  

Структура группового занятия включает следующие  элементы:  ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2-3 упражнения), упражнения на элементы релаксации.  Занятия строятся на материале близком и понятном детям, связанном с их эмоциональным состоянием. Предъявляемая программа опирается на теоретический материал и практический опыт работ Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной.    Данная программа состоит из 17 занятий и рассчитана на 3 месяца. Занятия проводились по принципу психологического тренинга в кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их  продолжительность не превышает 20 минут. Занятия проводились два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.                                                                                                       
 

2.2 Результаты собственного  исследования влияния  методов психокоррекции  на снижение уровня  тревожности дошкольников. 

Оценка  эффективности проведенной работы с детьми: повторное тестирование по методике проективного теста тревожности (Р.Теммл, М.Дорки и В.Амен), анкетирование родителей, педагогическое наблюдение. Цель – определение эффективности проведенной психо-коррекционной работы.

Исследования  уровня тревожности детей при  помощи специального проективного теста  тревожности (по методике Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) позволило выявить уровень тревожности у детей исследуемой группы дошкольников. В группе детей из  15  человек с высоким уровнем тревожности оказались 5– четыре мальчика и одна девочка. (Приложение 1)

Для улучшения  ситуации использовали следующие методы: беседы с родителями «Как вести себя с ребенком», «Как помочь тревожному ребенку», «Профилактика тревожности» (Лютова, Монина), и анкетирование родителей.

Анализ  анкетирования родителей (образец  анкеты см. в Приложении 2) позволил выявить, что эмоциональная тревожность 5 детей группы сопряжена с холодным и незаинтересованным отношением родителей к ребенку, в одном случае из пяти - недавним разводом родителей.

В целях  улучшения эмоционального состояния  детей и снижения уровня тревожности у высокотревожных детей в группе проводились различные игры и упражнения эмоционально-развивающего характера (см. Приложение 3) Были получены следующие результаты:

ИНДЕКС  ТРЕВОЖНОСТИ

у детей  старшего дошкольного возраста, %

Код Детей До эксперимента После эксперимента
01 43  
02 57 43
03 57 43
04 50 35,7
05 43  
06 35,7  
07 50 35,7
08 43  
09 35  
10 64,3 50
11 43  
12 43  
13 43  
14 35  
15 43  

В ходе наблюдения нами выявлены изменения в снижении тревожности детей: у четверых детей после проведенных занятий были замечены улучшения в эмоциональном отношении, а у одного - заметных улучшений не замечено в виду очень тяжелой морально-психологической обстановки дома.

Таким образом, по результатам повторного тестирования нами было выявлено, что уровень эмоциональной тревожности старших дошкольников вполне можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных игр и упражнений на преодоление тревожности. Под воздействием игр у ребенка не только повышается положительный тонус, но и развивается активная речь, уверенность в себе, повышается самооценка, ребенок учится расслабляться, учится управлять собой в ситуации травмирующей его, а также развиваются познавательные процессы: внимание, память, мышление.

Большое значение в стабилизации эмоциональной сферы имеет также просветительская работа среди родителей о важности эмоциональных контактов и духовной общности с детьмиНа основании этого были запланированы и проведены встречи с родителями,   разработаны рекомендации для родителей по поведению и профилактике тревожности детей. 
 
 

                                                           

Вывод по второй главе:

целью исследования было изучение коррекционной работы как метода снижения уровня тревожности у дошкольников. В исследовании принимало участие 15 детей старшей группы ДОУ№42.

Анализируя  результаты экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам:

- формирующий  эксперимент, в задачи которого  входило составление коррекционной  программы направленной на снижение тревожности  у детей дошкольного возраста, был проведен в условиях, специально смоделированных коллективных и индивидуальных занятий, что также входило в задачи данного этапа экспериментальной работы.

- контрольный  эксперимент позволил проследить динамику снижения уровня тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы. На данном этапе подтвердилась эффективность предлагаемой коррекционной программы, т.е. коррекционная работа способствовала снижению уровня тревожности у детей.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале курсовой работы нашла свое подтверждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогические  рекомендации

1. Чтобы  существенно снизить тревожность  ребенка, необходимо педагогам  и родителям, воспитывающим ребенка,  обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2. Необходим  щадящий оценочный режим в  той области, в которой успехи  ребенка невелики. Например, если  он медленно одевается, не нужно  постоянно фиксировать на этом  его внимание. Однако, если появился  хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

3. Больше  обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и  в детском саду. Теплые эмоциональные  отношения, доверительный контакт  со взрослыми тоже могут способствовать  снижению общей тревожности ребенка.

4. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Анализируя  изученную литературу, мы выяснили, что причины вызывающие тревогу  и влияющие на изменение ее уровня многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.   В психологической  сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность. 

Таким образом тревожное состояние  – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.  Итак мы можем выделить следующие причины возникновения тревожности у детей:

- неправильное  воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

-  неудовлетворение  ведущих возрастных потребностей  ребенка, которые приобретают  гипертрофированный характер.

Информация о работе Эмпирические исследования тревожности у дошкольников