Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.
Введение …..…………………………………………………................................2
1. Теоретические основы проблемы тревожности дошкольников.
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии……………….5
Природа и генезис детской тревожности……………………………….…10
Психологические и эмоциональные особенности дошкольников……....21
Коррекционная работа с тревожными детьми…………………………...24
Выводы по первой главе ………………………………………………….........34
2. Эмпирические исследования тревожности у дошкольников.
2.1 Организация и проведение исследования….………………………….…36
2.2 Результаты собственного исследования влияния методов психокоррекции на снижение уровня тревожности дошкольников……..….40
Вводы по второй главе………………………………………………………..…43
Заключение ………………………….……………………………………….....45
Список использованной литературы ……………………………………....…48
Приложения …………………………………………………………….…….
- смена социальных отношений, часто представляющих для ребенка значительные трудности.
- воспитание,
основанное на завышенных
- плохая приспособленность ребенка – тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.
Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной.
Полученные
результаты нашего
Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Для проведения правильной и результативной психокоррекционной работы, необходима психодиагностика. Она необходима для того, чтобы:
Поэтому
речь не может идти отдельно о диагностике
и отдельно, о коррекции или
развитии. Это единый вид работы:
диагностико-коррекционный или
Список
литературы
Приложение 1
Методики.
Методика проективного теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки). Методика позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка-дошкольника в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Экспериментальный материал
14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию:
1.Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом)
2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем)
3. Объект агрессии(ребенок убегает от нападающего на него сверстника)
4. Одевание (ребенок сидит на стуле и одевает ботинки)
5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшим ребенком)
6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему)
7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате)
8. Выговор (мать,
подняв указательный палец,
9. Игнорирование (отец играет с малышом, а ребенок стоит в одиночестве)
10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку)
11. Собирание
игрушек (мать и ребенок
12. Изоляция (двое
сверстников убегают от
13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом)
14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Проведение исследования
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.
Инструкция
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Оh (она) гуляет со своей мамой и малышом».
3. Объект агрессии.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка:
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое?»
9. Игнорирование.
«Как ты думаешь, какое лицо
будет у этого ребенка:
10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
11. Собирание
игрушек. «Как ты думаешь,
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой.
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание
персеверативных выборов у
Выбор ребенком
соответствующего лица и словесные
высказывания ребенка фиксировали
в специальном протоколе.
Протоколы каждого ребенка подвергаются
количественному и качественному анализу'
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (И Т), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
где n – число эмоциональных негативных выборов.
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (И Т выше 50%);
б) средний уровень тревожности (И Т от 20 до 49%);
в) низкий уровень
тревожности (И Т от 0 до 19%).
Качественный анализ
Каждый ответ
ребенка анализируется
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок—взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Результаты теста
на определение уровня тревожности
детей старшей дошкольной группы
ДОУ №42
Кол-во выборов грустного лица, шт. | Индексы тревожности, % | |
1 | 6 | 43 |
2 | 8 | 57 |
3 | 8 | 57 |
4 | 7 | 50 |
5 | 6 | 43 |
6 | 5 | 35,7 |
7 | 7 | 50 |
8 | 6 | 43 |
9 | 5 | 35 |
10 | 9 | 64,3 |
11 | 6 | 43 |
12 | 6 | 43 |
13 | 6 | 43 |
14 | 5 | 35 |
15 | 6 | 43 |
Информация о работе Эмпирические исследования тревожности у дошкольников