Эмпирические исследования тревожности у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерна социальная деприкация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

Оглавление

Введение …..…………………………………………………................................2
1. Теоретические основы проблемы тревожности дошкольников.
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии……………….5
Природа и генезис детской тревожности……………………………….…10
Психологические и эмоциональные особенности дошкольников……....21
Коррекционная работа с тревожными детьми…………………………...24
Выводы по первой главе ………………………………………………….........34
2. Эмпирические исследования тревожности у дошкольников.
2.1 Организация и проведение исследования….………………………….…36
2.2 Результаты собственного исследования влияния методов психокоррекции на снижение уровня тревожности дошкольников……..….40
Вводы по второй главе………………………………………………………..…43
Заключение ………………………….……………………………………….....45
Список использованной литературы ……………………………………....…48
Приложения …………………………………………………………….…….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

-  смена  социальных отношений, часто представляющих для ребенка значительные трудности.

-  воспитание, основанное на завышенных требованиях,  с которыми ребенок не в  силах справиться или справляется  с трудом.

-    плохая приспособленность ребенка – тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.

Итак, поскольку  исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной.

 Полученные  результаты нашего исследования  позволяют говорить об эффективности  коррекционной работы по снижению тревожности, препятствующей нормальному личностному развитию дошкольников.                            

Тревожные дети чаще всего входят в число  наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Для проведения правильной и результативной психокоррекционной работы, необходима психодиагностика. Она необходима для того, чтобы:

  • обеспечить контроль за динамикой психического развития детей;
  • дать возможность определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых, так и для сильных;
  • установить направление продуктивного развития детей, обнаруживающих особые способности;
  • проверить, насколько эффективна профилактическая работа;
  • провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучение с целью выявления их развивающегося эффекта и выработке рекомендаций;
  • выбрать наиболее актуальную тематику психологического просвещения.

Поэтому речь не может идти отдельно о диагностике  и отдельно, о коррекции или  развитии. Это единый вид работы: диагностико-коррекционный или диагностико-развивающий. Поэтому в основе моей работы легли методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности, направленной на преодоление или снижение тревожности у детей.

Таким образом, данные сравнительно-сопоставительного  анализа свидетельствуют о том, что использование организации  коррекционной работы способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях. Проведение психолого-педагогической коррекции позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей в типичных жизненных ситуациях. Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлиял не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности. Коррекция ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих преодолению негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

    1. Аверин  В.А.Психология детей и подростков: учебн. пособие – изд.2-е     перераб. и доп.-М.,2001.
    2. Белобарыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте.- СПб.: Речь, 2006.
    3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др.-М.: Академия,2002.
    4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз,2006.
    5. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии//Тонус-2000.-№5.
    6. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. Проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
    7. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.пед.учеб. заведений/Г.А.Урунтаева.,Стереотип.-М.:Академия,2001.
    8. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. -Ростов н/Д.: «Феникс».2008.
    9. Имедадзе Н. В. Общая психология.- СПб.: Речь,2004.
    10. Карабанова О. И. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.
    11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. -СПб.:Речь, 2003.
    12. Костина Л. М.Методы диагностики тревожности.- СПб.: Речь,2002.
    13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
    14. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2003.
    15. Мухина В. С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.  5-е издание.- М.:Академия,2003.
    16. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – кН.3: Психодиагностика. -М.:Центр ВЛАДОС,2000.
    17. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. педвузов. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2002.
    18. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.-СПб.: Речь, 2001.
    19. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.:ТЦ, Сфера,2002.
    20. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей.-М.,2002.
    21. Психология/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М, Прихожан.-М.: Академия,2003.
    22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М.: Академия,2000.
    23. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003.
    24. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов.-СПб.: Речь,2008.
    25. УрунтаеваГ. А. Детская психология.-М.: Академия,2006.
    26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии.- М.: Академия,2001.
    27. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М.И. Буянова. – 2 изд.- М.:Просвещение:ВЛАДОС,2001.
    28. Эльконин Д. Б.  Детская психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия,2005.
    29. Эльконин Д. Б. Психология развития. – М.: Академия,2008.
    30. Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: «Валерии СПД», 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Методики.

Методика проективного теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки). Методика позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка-дошкольника в типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

Экспериментальный материал

14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет  собой некоторую типичную для  жизни ребенка ситуацию:

1.Игра с младшими  детьми (ребенок играет с малышом) 

2. Ребенок и  мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем)

3. Объект агрессии(ребенок  убегает от нападающего на  него сверстника)

4. Одевание (ребенок  сидит на стуле и одевает  ботинки)

5. Игра со  старшими детьми (ребенок играет  со старшим ребенком)

6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему)

7. Умывание (ребенок  умывается в ванной комнате)

8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго  выговаривает ребенку за что-то)

9. Игнорирование  (отец играет с малышом, а ребенок стоит в одиночестве)

10. Агрессивное  нападение (сверстник отбирает  у ребенка игрушку)

11. Собирание  игрушек (мать и ребенок собирают  игрушки)

12. Изоляция (двое  сверстников убегают от ребенка,  стоящего в одиночестве)

13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом)

14. Еда в одиночестве  (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Каждый рисунок  выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Проведение  исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном  порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив  ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и  мать с младенцем. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Оh (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: веселое  или печальное?»

4. Одевание. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка печальное  или веселое? Он (она) одевается».

5. Игра со  старшими детьми. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как  ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка печальное  или веселое?»

9. Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: веселое  или печальное?». 

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка:  веселое или печальное? Он (она)  убирает игру.

12. Изоляция. «Как  ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с  родителями. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка:  веселое или печальное? Он (она)  со своими мамой и папой.

14. Еда в одиночестве.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание  персеверативных выборов у ребенка  в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку  не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка фиксировали  в специальном протоколе. Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу' 

Количественный  анализ

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (И Т), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

где n – число эмоциональных негативных выборов.

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень  тревожности (И Т выше 50%);

б) средний уровень тревожности (И Т от 20 до 49%);

в) низкий уровень  тревожности (И Т от 0 до 19%). 

Качественный  анализ

Каждый ответ  ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта  ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 «Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок—взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Результаты теста  на определение уровня тревожности  детей старшей дошкольной группы  ДОУ №42  
 

      Кол-во выборов  грустного лица, шт. Индексы тревожности, %
    1 6 43
    2 8 57
    3 8 57
    4 7 50
    5 6 43
    6 5 35,7
    7 7 50
    8 6 43
    9 5 35
    10 9 64,3
    11 6 43
    12 6 43
    13 6 43
    14 5 35
    15                  6                  43

Информация о работе Эмпирические исследования тревожности у дошкольников