Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Объект исследования: учащиеся мальчики и девочки 9 и 10 классов.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 115.80 Кб (Скачать)

      

 

Приложение 

Методики  экспериментального исследования

Методика  диагностики личности на мотивацию к  успеху Т. Элерса

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  11. Усердие – это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  17. У меня легко вызвать честолюбие.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые но загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

КЛЮЧ

     Вы  получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также  получили по 1 баллу за ответы «нет»  на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.

     Результат. От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к  успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень  мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий  уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком  высокий уровень мотивации к  успеху.

     Анализ  результата. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать  вместе с результатами двух следующих  тестов: теста «Мотивация к избеганию  неудач» и теста «Готовность  к риску».

     Исследования  показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто  боится неудач, предпочитают малый  или, наоборот, слишком большой уровень  риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем  ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху.

     К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска.

     Те, кто сильно мотивирован на успех  и имеют высокую готовность к  риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую  готовность к риску, но высокую мотивацию  к избеганию неудач (защиту). И  наоборот, когда у человека имеется  высокая мотивация к избеганию  неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

 

      Методика диагностики  личности на мотивацию  к избеганию неудач Т. Элерса

     Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.

     Вы  получаете по 1 баллу за следующие  выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер  строки, вторая цифра после черты  – номер столбца, в котором  нужное слово.

     Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце  – «бдительный»).

     Другие  выборы баллов не получают.

1 2 3
1. Смелый
  • бдительный
  • предприимчивый
2. Кроткий
  • робкий
  • упрямый
3. Осторожный
  • решительный
  • пессимистичный
4. Непостоянный
  • бесцеремонный
  • внимательный
5. Неумный
  • трусливый
  • недумающий
6. Ловкий
  • бойкий
  • предусмотрительный
7. Хладнокровный
  • колеблющийся
  • удалой
8. Стремительный
  • легкомысленный
  • боязливый
9. Незадумывающийся
  • жеманный
  • непредусмотрительный
10. Оптимистичный
  • добросовестный
  • чуткий
11. Меланхоличный
  • сомневающийся
  • неустойчивый
12. Трусливый
  • небрежный
  • взволнованный
13. Опрометчивый
  • тихий
  • боязливый
14. Внимательный
  • неблагоразумный
  • смелый
15. Рассудительный
  • быстрый
  • мужественный
16. Предприимчивый
  • осторожный
  • предусмотрительный
17. Взволнованный
  • рассеянный
  • робкий
18. Малодушный
  • неосторожный
  • бесцеремонный
19. Пугливый
  • нерешительный
  • нервный
20. Исполнительный
  • преданный
  • авантюрный
21. Предусмотрительный
  • бойкий
  • отчаянный
22. Укрощенный
  • безразличный
  • небрежный
 
23. Осторожный
  • беззаботный
  • терпеливый
24. Разумный
  • заботливый
  • храбрый
25. Предвидящий
  • неустрашимый
  • добросовестный
26. Поспешный
  • пугливый
  • беззаботный
27. Рассеянный
  • опрометчивый
  • пессимистичный
28. Осмотрительный
  • рассудительный
  • предприимчивый
29. Тихий
  • неорганизованный
  • боязливый
30. Оптимистичный
  • бдительный
  • беззаботный
 

     Ключ  подсчета:

     1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

     Результат.

     Чем больше сумма баллов, тем выше уровень  мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация  к защите; от 11 до 16 баллов: средний  уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень  мотивации к избеганию неудач, защите.

     Анализ  результата.

     Результат анализируется вместе с тестами  «Мотивация к успеху» и «Готовность  к риску». 

 

      Методика диагностики  степени готовности к риску Шуберта

     Инструкция:

     Оцените степень своей готовности совершить  действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

     2 балла - полностью согласен, полное  «да»;.

     1 балл - больше «да», чем «нет»;

     0 баллов - ни «да», ни «нет», нечто  среднее;

     1 балл - больше «нет», чем «да»; 2 балла - полное «нет».

  1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
  2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
  3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
  4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?
  5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
  6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
  7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
  8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
  9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
  10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
  11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
  12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
  13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
  14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?
  15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
  16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
  17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
  18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?
  19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
  20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
  21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
  22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
  23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
  24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
  25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте