Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:18, доклад
Мотивация к профессии учителя в литературе носит название педагогической направленности(Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Устойчивая педагогическая направленность -это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику его поведения, весь облик человека [1, 3, 8]. Правда, как отмечает А.К.Маркова и другие ученые, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты,выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений [4]. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.Нередко в понятие педагогической направленности вкладывается лишь осознание значимости педагогической работы и интерес к тому или другому предмету. Но истинная педагогическая направленность проявляется в интересе к своим учащимся,к творчеству, связанному с воспит
Исследование мотивации педагогической деятельности
Н. Г. Рукавишникова
Мотивы педагогической деятельности − побуждения, связанные с ее осуществлением;то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли потребность работать с людьми, основанная на осознании своих педагогических способностей; то ли необходимость, обусловившая вынужденный выбор профессии.
Мотивация к профессии учителя в литературе носит название педагогической направленности(Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Устойчивая педагогическая направленность -это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику его поведения, весь облик человека [1, 3, 8]. Правда, как отмечает А.К.Маркова и другие ученые, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты,выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений [4]. Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.Нередко в понятие педагогической направленности вкладывается лишь осознание значимости педагогической работы и интерес к тому или другому предмету. Но истинная педагогическая направленность проявляется в интересе к своим учащимся,к творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств,обеспечивающих им дальнейшее самообразование средствами самоорганизации,самоконтроля. В таком случае важнейшими признаками педагогической направленности являются интерес к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих данной профессии [4].
В нашем исследовании изучалась проблема мотивации педагогической деятельности на этапе обучения в педвузе. В исследовательскую выборку вошли 267 студентов ЯГПУ.Им было предложено ответить на 72 вопроса авторской методики. На этапе сбора данных также использовались методы беседы и анкетирования студентов.
Прежде всего нас интересовал вопрос мотивов выбора студентами нашего вуза педагогической профессии. На основе анализа ответов на вопросы методики можно утверждать, что ведущими мотивами выбора педагогической профессии у студентов нашего вуза являются желание получить высшее образование и любовь к детям. На втором месте стоит интерес к профессии учителя и вера в свои педагогические способности. На третьем - интерес к любимому предмету. Анализ индивидуальных результатов показал, что те студенты, которые имеют истинную педагогическую направленность,больше удовлетворены процессом своего профессионального становления, имеют положительную динамику отношения к профессии и к себе как к педагогу. Далее нас интересовало представление студентов о том, какие потребности их личности могут быть удовлетворены в педагогической деятельности, что является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности. Мера соответствия потребностей личности и возможностей профессиональной деятельности по их удовлетворению является важнейшим стимулом для сближения человека и профессии, продвижения личности по пути профессионального становления, служит основой для формирования профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, в свою очередь,является одним из важнейших критериев эффективности процесса профессионализации педагога. Особенностью мотивационного потенциала педагогической профессии является то, что она дает возможность удовлетворить высшие человеческие потребности, в первую очередь духовные и социальные.
Для исследования структуры ведущих потребностей личности студентов нами был использован опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин, 1993). Результаты исследования показали, что ведущими потребностями студентов педвуза являются:
-потребность в материальном обеспечении;
-потребность в развитии собственной личности;
-потребность в достижении;
-потребность в
сохранении собственной
На основе анализа ответов респондентов на вопросы авторской методики мы пришли к следующим выводам. Наблюдается определенная динамика в понимании студентами возможностей профессии педагога по удовлетворению высших, психогенных потребностей личности (см. табл. 1).
Распределение положительных ответов на утверждения методики (в %)
Таблица1
Содержание утверждений методики | Iкурс | II курс | Iкурс | IYкурс | Yкурс |
14. Самое приятное в работе учителя − | 69 | 43 | 52 | 55 | 52 |
возможность испытывать на себе детскую | |||||
любовь и привязанность | |||||
20. Если бы я выбрал другую профессию, у | 46 | 53 | 28 | 60 | 48 |
меня не было бы такой возможности для | |||||
общения с детьми | |||||
27. Мне нравится моя будущая профессия | 53.8 | 37.5 | 9.5 | 35 | 32.5 |
тем, что она дает возможность заниматься | |||||
любимым делом − передавать другим свои | |||||
знания по предмету | |||||
34. Профессия педагога дает возможность | 69 | 46.8 | 38 | 50 | 37 |
проявить свою индивидуальность, удовле- | |||||
творить потребность в творческом росте и | |||||
самостоятельности | |||||
41. Труд учителя привлекателен потому, | 38.4 | 50 | 38 | 65 | 48 |
что обеспечивает удовлетворение высших | |||||
человеческих потребностей - в росте, раз- | |||||
витии и совершенствовании собственной | |||||
личности | |||||
42. Педагогическая профессия привлекает | 44 | 41 | 38 | 68 | 54.5 |
меня тем, что постоянно расширяет круг | |||||
знаний, дает возможность познать себя и | |||||
других | |||||
12. Я считаю, что даже детская любовь не | 7.6 | 18.7 | 9.5 | 30 | 22 |
компенсирует всей тяжести труда педагога | |||||
63. Мне нравится предмет, который я изу- | 15.3 | 9.3 | 0 | 15 | 21 |
чаю, но преподавать его другим я бы не | |||||
хотел |
Основная тенденция: с первого курса ко второму − третьему идет снижение количества студентов, считающих, что педагогическая профессия дает возможность удовлетворить потребность в общении, социальном признании, самореализации и познании. Начиная с четвертого курса,количество таких студентов резко возрастает и в основном имеет тенденцию к увеличению на Y курсе.
В целом от 30 до 69% студентов считают, что педагогическая деятельность даст им возможность для самореализации, творческого самовыражения, даст им возможность удовлетворить свои потребности в общении и социальном признании.
Несколько меньше (от 9.5 до 50%) студентов полагают, что педагогическая профессия даст им возможность заниматься любимым делом - передавать свои знания по предмету.Однако некоторые студенты подчеркивают, что им нравится предмет, но они не хотят преподавать его другим людям. Количество таких студентов достаточно как на младших курсах (9-15%), так и на старших.
Личностный смысл профессии устанавливается лишь в том случае, когда профессиональные мотивы личности связаны с объективной сущностью педагогической профессии. Как показало наше исследование, достаточно большое количество студентов (до 50%) не считает, что, будучи педагогом, сможет заниматься любимым делом, то есть их профессиональные мотивы не связаны с содержанием педагогического труда. Многих студентов вообще не привлекает собственно педагогическая деятельность (от 9.3до 21%). В этих случаях не происходит установления личностного смысла профессионального обучения и предстоящей педагогической деятельности. Зачастую это случается либо из-за недостаточного уровня знаний о мо-тивационном потенциале педагогической профессии, либо из-за недостаточного знания себя,своих интересов, склонностей, способностей. Помочь в разрешении этого противоречия может правильно организованное профессиональное самопознание.Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что не все студенты понимают высокое предназначение профессии педагога и ее широкие возможности по удовлетворению высших, психогенных потребностей личности, и именно с этим часто связана их неудовлетворенность своим профессиональным выбором.
Осознание высокой социальной значимости педагогической деятельности является одним из сильнейших мотиваторов этой деятельности, однако понимание высокого предназначения педагогического труда в обществе приходит не сразу и не ко всем.
Результаты исследования показали, что большинство студентов (от 50 до 62.5%) считают, что профессия педагога − одна из самых важных в обществе, однако достаточно большое количество студентов решили, что их будущая профессия - далеко не самая важная в обществе (таких студентов на разных курсах от 3 до 23.8%). Исключение составляет лишь первый курс (0 %). Даже на старших курсах примерно у 20%студентов остается непонимание роли учителя в обществе.
Большая часть студентов
считает, что учитель несет огромную
ответственность перед
Далее предметом нашего интереса было то, как изменяется отношение студентов к профессии педагога в процессе профессионального обучения. Достаточно большое количество студентов первого и второго курсов отмечают, что в процессе обучения в вузе их отношение к профессии педагога улучшается (соответственно 69 и40.6%), однако на третьем курсе число таких студентов уменьшается до 23.8%. На пятом курсе примерно такое же количество студентов отмечает, что их отношение к будущей профессии за годы обучения улучшилось (24.6%). На четвертом курсе,когда студент впервые попробует себя в роли учителя в период педагогической практики, это вызывает у многих студентов положительные эмоции, поэтому резко увеличивается количество студентов, желающих после окончания вуза работать учителем. В целом у 40% студентов четвертого курса отношение к профессии улучшается. На пятом курсе результаты педагогической практики отличаются от предыдущего курса. У большинства студентов большое количество часов,проведенных в школе, более серьезный подход к проведению уроков вызывают нежелание идти работать в школу, разочарование в профессии и в себе. В целом количество студентов, считающих, что они правильно выбрали свою профессию,больше всех на первом курсе (61.5%). Начиная со второго курса, их число неуклонно снижается (с 18.7 до 16%).
Нас также интересовал вопрос о том, как изменяется отношение студентов к себе как к педагогу в процессе профессионального обучения. Как и следовало ожидать, на первых трех курсах, когда студент еще не попробовал себя в роли учителя и имеет смутное представление о себе как о педагоге, количество студентов, чье отношение к себе как к педагогу улучшилось за годы учебы, мало (4.7-12.8%). На четвертом курсе их число резко возрастает (до 60%), а на пятом курсе несколько снижается (до 48%), причем 7% студентов пятого курса считают, что причиной ухудшения их отношения к себе как к педагогу является отсутствие у них необходимых педагогу способностей и качеств личности, в чем они могли наглядно убедиться в период педагогической практики. Часто результатом такого ухудшения мнения студента о профессии и себе как педагоге вследствие неудач в период педпрактики является принятие студентом решения никогда не работать учителем в школе. В анкете, предназначенной для студентов старших курсов, прошедших педагогическую практику, мы выясняли причины изменения отношения студентов к себе как к педагогу. Оказалось, что главными причинами являются собственные успехи студентов в период практики, успехи учащихся их класса, а также отношение учащихся к студенту. Таким образом, для студентов старших курсов большое значение имеют собственные внутренние критерии оценки своей работы по сравнению с внешними оценками (методистов вуза, учителей школы), причем на пятом курсе эти критерии оценки самого себя становятся гораздо более строгими. Очень большое количество студентов не удовлетворены своими результатами в период педпрактики, что для некоторых является стимулом к дальнейшему совершенствованию, а для других − показателем полной своей профессиональной непригодности.
И,наконец, нас интересовала динамика отношения студентов к профессии в целом.Количество тех, кто считает профессию педагога лучше всех других, больше всего на первом курсе (30.7%), далее их число уменьшается до 17-21%. Студентов,которым профессия педагога абсолютно не нравится, − единицы. Выявленные в исследовании негативные тенденции в отношении студентов нашего вуза к своей будущей профессии говорят о необходимости специально организованной работы в этом направлении. Ее результатом должно явиться формирование активного субъекта профессионального развития, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности собственной личности и сопоставлять их с требованиями педагогической деятельности.
Список литературы
1.Кузьмина Н.В.
Профессионализм личности
2.Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.,1993.
3.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд Знание,1996.
4.Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
5.Митина Л.М. Психология
профессионального развития
6.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
7.Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Изд-во Онега, 1994.
8.Сластенин В.А., Мажар
Н.Е. Диагностика
9.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука,1982. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос,1996.