Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:02, курсовая работа
В Осуществляемые в России радикальные реформы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества. Они приводят к трансформации социума, его социальной структуры, ценностных ориентаций людей. Происходящие социальные сдвиги сказываются на медико-демографических показателях, характеризующих население, ведут к ухудшению его здоровья и увеличивают тем самым потребность в медицинских услугах
ведение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Структура общения в межличностных отношениях
1.2 Процесс взаимодействия медицинского персонала и пациента
1.3 Теории мотивации в психологии
1.4 Специфика мотивации работников здравоохранения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала
2.1 Организация проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра
социальной и экономической
психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Исследование
особенностей мотивации трудовой деятельности
среднего медицинского персонала
Исполнитель:
Лаптева Екатерина Сергеевна
Группа:
УП 2/09
Руководитель:
Терехова
Татьяна Александровна
ИРКУТСК
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Структура общения в межличностных отношениях
1.2 Процесс взаимодействия медицинского персонала и пациента
1.3 Теории мотивации в психологии
1.4 Специфика мотивации работников здравоохранения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала
2.1 Организация проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Осуществляемые в России радикальные реформы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества. Они приводят к трансформации социума, его социальной структуры, ценностных ориентаций людей. Происходящие социальные сдвиги сказываются на медико-демографических показателях, характеризующих население, ведут к ухудшению его здоровья и увеличивают тем самым потребность в медицинских услугах.
Уровень и качество здоровья населения, определяемого санитарно-эпидемиологическими показателями, во многом характеризуют степень цивилизованности страны, активно влияют на ее социально-экономический потенциал. Выступая в качестве интегральной характеристики развития здравоохранения, уровень и качество здоровья выражают меру социальной ответственности государства перед своими гражданами за их физическое, психическое и социальное благополучие.
В настоящее время российское общество переживает так называемое состояние социальной аномии, т.е. когда многие прежние нормы и ценности в большинстве своем отвергнуты и уже не являются регуляторами социального поведения, а новые еще не сложились. В подобном положении пребывают все социальные институты и элементы общества, в том числе система здравоохранения.
В связи с этим становится актуальным потребность социологического осмысления места системы медицинской помощи в жизни общества, в частности выяснение характера взаимодействия врача и пациента.
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы - это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.
Так, например, для того, чтобы врач смог провести результативное лечение своих пациентов, он должен вступить с ними в общение.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В данной курсовой работе будет рассматриваться общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей, мотивационная сфера личности мед работников.
Цель данного исследования - выявить особенности мотивации трудовой деятельности работников здравоохранения.
Объект исследования - средний медицинский персонал. Предметом исследования являются особенности мотивационной сферы медицинских работников.
Задачи исследования:
- определить соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудач в трудовой деятельности;
- определить влияние степени удовлетворенности основных потребностей медицинского персонала на мотивацию достижения успеха в трудовой деятельности;
- определить влияние доминирующей психологической установки медицинского персонала на мотивацию достижения успеха в трудовой деятельности;
База исследования: исследование проводилось среди среднего медицинского персонала Поликлиники г.Иркутска. В исследовании приняли участие 32 человека, среди них 15 мужчин и 17 женщины. Средний возраст испытуемых - 38 лет. Испытуемые имеют высшее и среднее профессиональное образование.
Исследование проводилось в октябре 2011 года.
Для
проведения исследования были использованы:
методика диагностики степени удовлетворенности
основных потребностей, представленная
Е.А. Климовым,1 шкала оценки мотивации
к достижению цели, методика оценки мотивации
к избеганию неудачи - самозащите Т. Элерса,
методика диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной
сфере О.Ф. Потемкиной2. В перечисленные
методики были внесены некоторые модификации,
позволившие анализировать именно профессиональную
деятельность медицинских работников.
Глава 1. Теоретическая
часть
1.1 Структура общения
в межличностных отношениях
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения, выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований.3
Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по крайней мере три уровня анализа:
1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных диниц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения -- это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного и партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например «вопрос-ответ», «побуждение к действию - действие», «сообщение информации отношение к ней» и т. п.).4
Каждый
из перечисленных уровней анализа требует
специального теоретико-методологического
и методического обеспечения, а также
своего особого понятийного аппарата.
И поскольку многие проблемы психологии
комплексны, встает задача разработки
способов выявления взаимосвязей между
разными уровнями и раскрытия принципов
этих взаимосвязей.
1.2 Процесс взаимодействия
медицинского персонала и пациента
Не только медработник познает пациента, но и пациент медработника. Второе направление в общении -- от пациента к медработнику будет во многом определяться не только личностью медработника, но и в значительной степени психическим состоянием пациента. Поэтому в конечных результатах общения возможны самые различные варианты -- от установления полного взаимопонимания пациента с медицинским персоналом, до абсолютного неприятия. Понять специфику клинико-психопатологического метода довольно сложно, если не разобрать особенностей коммуникации, перцепции и интеракции, возникающих в ходе общения психиатра с психически больным.
Формирование доверительных, содружественных отношений между пациентом и медработником происходит поэтапно. Решение задач одного этапа позволяет партнерам перейти на следующий этап развития взаимодействия.
Первый этап -- ориентировочный (“вхождение в контакт”) крайне важный для диагностики в целом, ставит перед медработником и пациентом задачу получить максимум первичной информации о личностных особенностях и намерениях друг другу. С самого начала общения медработник должен максимально умело использовать различные способы психологического присоединения к личности пациента для снятия его тревоги, напряженности, недоверчивости. Это в свою очередь должно активизировать коммуникативный процесс и создать максимальные условия для перцепции -- в данном случае для анализа и понимания первичной информации о психическом состоянии больного. В этом процессе ни в коем случае нельзя отводить больному пассивную роль.5 Медработник, используя указанную тактику, через присоединение к пациенту, должен ненавязчиво, обеспечить ему, по возможности, реализацию тех же механизмов общения и в той же последовательности. Иначе пациент не получит правильную первичную информацию о медработнике, о его намерениях, о ситуации обследования. Неудачи в общении на этом этапе могут быть двоякого рода. Неправильная тактика медработника, в частности, чрезмерная активность его, подавление инициативы больного, неверно выбранные приемы присоединения, неадекватные для личности данного больного и для ситуации обследования, -- это субъективные ошибки в построении общения. Неудачи в общении с пациентом часто имеют и объективную причину -- особенности психики, нарушающую или даже исключающую процесс общения. Неудачи, вызванные субъективными ошибками, допущенными медработником, устранимы путем совершенствования его профессионального мастерства. Затруднения в общении, связанные с характером физической или психической патологии пациента, могут быть в ряде случаев преодолены сменой тактики общения со стороны врача. Например, побудительных на фактические, экспрессивные; переводом акцента на другие средства коммуникации -- с вербальных приемов на невербальные, кинестетические, пространственно-временные; в перцепции -- на большую эмпатичность в общении и рефлексии, с временным отказом от жесткого моделирования - непременного установления синдромальных и нозологических оценок на данном этапе обследования, удовлетворение симптоматическим его уровнем. Если смена тактики не приносит желаемых результатов, “вхождения в контакт” не происходит, то лучшим выходом из создавшейся ситуации будет не упорное стремление врача к продолжению диалога “во что бы то ни стало”, а временный перерыв в общении с больным. Лучше отменить обследование на некоторое непродолжительное время и прибегнуть к другим средствам. Сама пауза в обследовании может послужить для больного стимулом к общению с врачом. Такими стимулами могут быть и средовые факторы -- тактичное отношение к больному со стороны неврачебного персонала, обстановка в отделении, его интерьер, организация досуга больных, встречи его с родственниками и пр.6