Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:02, курсовая работа
В Осуществляемые в России радикальные реформы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества. Они приводят к трансформации социума, его социальной структуры, ценностных ориентаций людей. Происходящие социальные сдвиги сказываются на медико-демографических показателях, характеризующих население, ведут к ухудшению его здоровья и увеличивают тем самым потребность в медицинских услугах
ведение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Структура общения в межличностных отношениях
1.2 Процесс взаимодействия медицинского персонала и пациента
1.3 Теории мотивации в психологии
1.4 Специфика мотивации работников здравоохранения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала
2.1 Организация проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- снижение интенсивности и качества труда («За такую оплату я не намерен выкладываться»);
- попытка увеличить свое вознаграждение (возможны криминальные реакции).
Для России характерно совмещение работы сразу в нескольких организациях или на нескольких рабочих местах, что ведет к перегрузкам сотрудника, снижению качества его труда;
- переоценка своих возможностей (депрессия, чувство безысходности, комплекс неполноценности и пр.);
- увеличение социальной активности, которая зачастую порождает в организации межличностные конфликты;
- смена для себя объекта сравнения («Другим уважаемым людям сейчас приходится еще труднее»);
- переход в другое подразделение, другую организацию (в нашей стране нередок переход лучших медработников из государственных лечебных учреждений в коммерческие), отъезд на работу за рубеж, смена профессии.
Если врач или другой медик принимает участие в различной внутриорганизационной деятельности, участвует в принятии решений по поводу выполняемой им работы (привлекается к постановке целей, которые ему предстоит достигать, определению задач, которые ему предстоит решать), имеет право контроля за качеством и количеством осуществляемого им труда и соответственно несет ответственность за конечный результат, может вносить предложения по улучшению организации своей работы, то он получает от этого удовлетворение, работает более качественно и производительно24.
Труд медика в российских условиях все больше мотивируется за счет внутренних факторов, многие внешние факторы, за исключением социальной значимости его профессиональной деятельности, работают недостаточно. По сути, происходит эксплуатация таких личностных свойств медиков, как ответственность, чувство долга, верность врачебной клятве, любовь к своей работе, стране, внешняя же стимуляция со стороны государства недостаточна. Если у старшего поколения работников здравоохранения эта внутренняя мотивация сформирована и достаточно устойчива, то для молодого поколения нужна внешняя поддержка решимости заниматься трудной профессией медика, и эта поддержка должна сопровождаться справедливой материальной оценкой его труда (если все цены в стране подтягиваются к мировым, то и оценка труда медика должна также становиться таковой).
Одной из концепций, которую можно применить в анализе мотивации медицинских работников, является исходящая из ограниченной рациональности человека концепция авторства Д. Марча и Г. Симона. В этой модели выделяется два типа мотивации работника. Это мотивации, связанные с принадлежностью к данной организации, а также мотивации, связанные с работой в данной организации.
Согласно авторам этой концепции, мотивация -- это функция характера альтернатив действий, выбираемых работником, их последствий, а также индивидуальных целей, позволяющих оценить эти альтернативы.
Удовольствие от работы является существенным элементом широко понимаемого удовольствия, а также положительного социального самоощущения человека. Удовольствие от работы связано с реализуемыми работником личными целями, а они должны быть умело встроены в цели организации. Следовательно, человек получает удовольствие от работы в том случае, если из всех его ожиданий и целей будет исполнена хотя бы часть25.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации трудовой деятельности работников здравоохранения
2.1 Организация проведения исследования
Для проведения исследования были использованы: методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, представленная Е.А. Климовым,26 шкала оценки мотивации к достижению цели, методика оценки мотивации к избеганию неудачи - самозащите Т. Элерса, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной27. В перечисленные методики были внесены некоторые модификации, позволившие анализировать именно профессиональную деятельность медицинских работников (см. приложение).
Исследование проводилось 18 октября 2011 среди среднего медицинского персонала Поликлиники г.Иркутска. В исследовании приняли участие 32 человека, среди них 15 мужчин и 17 женщины. Средний возраст испытуемых - 38 лет. Испытуемые имеют высшее и среднее профессиональное образование. Исследование проводилось в октябре 2011 года.
Было выделено определённое время для проведения обследования, а именно с 14:00 до 17:00. Медицинские работники были поделены на 4 группы по 8 человек. На заполнение опросников в среднем было затрачено по 35 минут на 1 испытуемого. Обследование проводилось в кабинете главного врача физиотделения. Медицинские работники были заранее предупреждены о прохождении психодиагностики, поэтому явка была стопроцентной. Всего 32 человека. Участников ничего не отвлекало, всё внимание было уделено прохождению обследования.
Во время диагностики наблюдались различные реакции участников исследования: некоторые отказывались заполнять анкеты, мотивируя это тем - а вдруг это исследование проводится с целью сокращения штата. Некоторым просто не хотелось - не было настроения, некоторые пытались отказаться от прохождения диагностики, аргументируя это тем, что результаты всё равно будут не достоверными, так как пройти эту диагностику их обязали. Но в основном сотрудники все же соглашалась поучаствовать в диагностике. Активно спрашивали про получение обратной связи. Отсюда я могу сделать вывод, что у тех участников, которые были заинтересованы в получении обратной связи ответы наиболее достоверные.
В
целом можно сказать, что обследование
было проведено успешно.
2.2 Анализ и интерпретация
полученных результатов
В ходе исследования были получены следующие данные.
При проведении методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей выяснено: ведущими потребностями испытуемых являются материальные потребности и потребности в безопасности (в среднем 14 и 10 баллов соответственно). Связано это, на наш взгляд, с тем, что у среднего медицинского персонала невысокая заработная плата, вследствие чего люди ощущают себя материально незащищенными.
Далее по степени значимости у медицинских работников наиболее удовлетворенной оказалась потребность в самовыражении (средний результат - 13,3). В зоне частичной удовлетворенности оказываются потребности в признании (средний балл составляет 15,6), социальные (межличностные) потребности - средний балл составил 17,3, потребность в безопасности - 24,3, и материальные потребности - 27,3.
Необходимо отметить, что все основные потребности испытуемых оказались удовлетворенными, ни одна из потребностей не вошла в зону неудовлетворенности.
Полученные данные количественно представлены на рисунке 1.
Рисунок
1. Степень удовлетворенности потребностей
При обработке результатов шкалы оценки мотивации к достижению цели были получены следующие данные:
Низкая мотивация к трудовой деятельности присутствует у 3,12% респондентов.
Средний уровень мотивации - у 43,7% респондентов.
Умеренно высокий уровень мотивации зафиксирован у 53,12% респондентов.
Слишком высокий уровень мотивации к успеху не отмечен ни у кого.
Можно говорить о том, что медицинские работники заинтересованы в своей работе, достигают в ходе трудовой деятельности определенных успехов, но при этом они осознают предел возможного роста, именно этим обусловлен факт, что слишком высокого уровня мотивации к достижению цели не отмечено ни у одного испытуемого.
Полученные
данные можно представить в виде рисунка
2.
Рисунок
2. Распределение уровней мотивации
В результате проведенного исследования по методике оценки мотивации к избеганию неудач - самозащите были получены следующие данные: низкий уровень мотивации к избеганию неудач выявлен у 3,12% респондентов, у 34,38% испытуемых - средний уровень мотивации, у 62,5% - высокий уровень мотивации. То есть большая часть опрошенных стремится к избеганию неудач, защите.
На наш взгляд, полученные данные объясняются тем, что медицинские работники не уверены в своем материальном положении (о чем говорят данные, полученные при диагностике степени удовлетворенности основных потребностей), именно поэтому в основном медицинские работники стремятся к избеганию неудач.
Полученные данные представлены на рисунке 3.
Рисунок
3. Распределение уровней мотивации
к избеганию неудач
По проведению методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной были получены следующие результаты.
При обработке результатов первой части методики выяснилось, что среди испытуемых нет преобладающей направленности в мотивационно-потребностной сфере, как правило, по всем показателям получаются примерно равные данные. Небольшой перевес получает категория «альтруизм». На основании чего можно говорить, что люди, занятые в сфере медицины тяготеют к альтруизму.
Полученные
данные приведены на рисунке 4.
Рисунок
4. Распределение направленностей мотивационно-потребностной
сферы.
На основании вышеизложенного можно говорить о том, что среди медицинских работников встречаются как люди, деятельность которых направлена на результат, так и те, кто больше заинтересован самим процессом работы. При этом необходимо отметить, что для медицинских работников более характерна ориентация на альтруизм, чем на эгоизм.
При обработке результатов второй части методики были получены следующие результаты.
Для медицинских работников характерна направленность на свободу (средний балл составляет 6,3) днем, на втором месте стоит ориентация на власть (средний балл = 6), затем - ориентация на деньги (средний балл = 4,6), и на последнем месте - ориентация на труд - 4,3.
Полученные
данные представлены на рисунке 5.
Рисунок
5. Распределение направленностей респондентов
Обобщенно все результаты по проведенным методикам можно представить в виде сводной таблицы (см. приложение).
Для оценки статистических взаимосвязь между уровнями мотивации достижения успеха и факторами мотивации, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Нами были рассмотрены:
1. группа - установление связи между баллами по мотивации на достижение успеха с баллом удовлетворенности основных потребностей.
2. группа - установление связи между баллами по мотивации достижения успеха с баллом по альтруистическим установкам.
В приложении 2 в первой колонке слева представлены значения по уровню достижения успеха, в следующей колонке - ранги. В третьей колонке слева представлены значения по балам удовлетворенности основных потребностей, в следующем столбце - их ранги. В пятом слева столбце представлены разницы между рангом по переменной А (достижение успеха) и переменной Б (удовлетворенность потребностей). В последнем столбце представлены квадраты разностей.
В приложении 3 в первой колонке слева представлены значения по уровню достижения успеха, в следующей колонке - ранги. В третьей колонке слева представлены значения с баллами по альтруистическим установкам, в следующем столбце - их ранги. В пятом слева столбце представлены разницы между рангом по переменной А (достижение успеха) и переменной Б (альтруистические установки). В последнем столбце представлены квадраты разностей.
Рассчитаем
эмпирическое значение при сравнении
баллов по достижению успеха со степенью
удовлетворенности основных потребностей
rs:
rs = 1 -6 ∑ (d2)/N *(N2 - 1)
rs=
1 - 6*396,12/22*(484 - 1) = 0,78
- полученное значение близко к нулю.
Определим
критические значения
0.43 (p<0.05)
Rкр=0.54
(p<0.11)
rэмп.>rкр. - следовательно, связь между мотивом достижения успеха и удовлетворением основных потребностей верна.