Исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 04:02, курсовая работа

Краткое описание

В Осуществляемые в России радикальные реформы оказывают серьезное влияние на все сферы жизни общества. Они приводят к трансформации социума, его социальной структуры, ценностных ориентаций людей. Происходящие социальные сдвиги сказываются на медико-демографических показателях, характеризующих население, ведут к ухудшению его здоровья и увеличивают тем самым потребность в медицинских услугах

Оглавление

ведение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Структура общения в межличностных отношениях
1.2 Процесс взаимодействия медицинского персонала и пациента
1.3 Теории мотивации в психологии
1.4 Специфика мотивации работников здравоохранения
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала
2.1 Организация проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по психодиагностике.rtf

— 1.22 Мб (Скачать)

     Рассчитаем эмпирическое значение при сравнении баллов мотива достижения успеха с баллами альтруистических установок личности: 

     rs=1 - 6*755,94/10626 = 0,929 

     определим критические значения 

     0.43 (p<0.05)

     Rкр=0.54 (p<0.11)

     rэмп.>rкр. - следовательно, связь между мотивом достижения успеха и альтруистическими установками личности верна.

     На основании полученных данных можно говорить о том, что существует связь между высоким уровнем мотивации на достижение успеха и степенью удовлетворенности основных потребностей. Также необходимо отметить связь между мотивацией к достижению успеха и альтруистическим установками, что подтверждено математически.

     Таким образом, медицинские работники в ходе профессиональной деятельности удовлетворяют большинство своих потребностей, наименее удовлетворенной являются материальные потребности. Медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности реализуют такие свои потребности, как ориентация на свободу и ориентация на власть. Также отмечено, что среди медработников превалирует ориентация на альтруизм. 

Выводы

     В начале исследования была выдвинута гипотеза:

     - мотивация работников среднего медицинского персонала характеризуется преобладанием мотива достижения успеха;

     - на формирование мотива достижения успеха трудовой деятельности медицинского персонала влияет высокая степень удовлетворенности основных потребностей и сформированная альтруистическая установка на труд.

     В ходе проведения экспериментального исследования были получены следующие результаты. Медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности удовлетворяют большинство своих потребностей: потребность в самовыражении, в признании, социальные потребности.

     Следует отметить, что у 62,5% медицинских работников отмечена мотивация на избегание неудач, при этом необходимо отметить, что у 53,12% испытуемых отмечена мотивация на достижение успеха,

     При диагностике социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере было установлено, что люди, занятые в сфере медицины, отличаются альтруистическими установками. Также было отмечено, что медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности реализуют такие свои потребности, как ориентация на свободу и ориентация на власть.

     Таким образом, первая часть гипотезы не получает доказательства. Большинство медицинских работников стремятся к избеганию неудач, также необходимо отметить, что медицинские работники имеют потребность в безопасности и улучшению материального состояния, однако эти потребности не входят в зону неудовлетворенности.

     При диагностике социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере было установлено, что люди, занятые в сфере медицины, отличаются альтруистическими установками (в среднем 5,6%). В ходе профессиональной деятельности медицинские работники удовлетворяют свои потребности: в зоне частичной потребности - потребность в признании (15,6%), социальные потребности (17,3%), потребность в безопасности (24,3%), материальные потребности (27,3%), наиболее удовлетворена потребность в самовыражении - 13,3%. Таким образом, вторая часть доказана. 

 

     Заключение 

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.

     Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

     Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

     Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно -- до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

     Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

     Необходимо отметить, что труд медика в российских условиях все больше мотивируется за счет внутренних факторов, многие внешние факторы, за исключением социальной значимости его профессиональной деятельности, работают недостаточно. По сути, происходит эксплуатация таких личностных свойств медиков, как ответственность, чувство долга, верность врачебной клятве, любовь к своей работе, стране, внешняя же стимуляция со стороны государства недостаточна.

     В начале исследования была выдвинута гипотеза:

     - мотивация работников здравоохранения характеризуется преобладанием мотива достижения успеха;

     - на формирование мотива достижения успеха трудовой деятельности работника здравоохранения влияет высокая степень удовлетворенности основных потребностей и сформированная альтруистическая установка на труд.

     В ходе проведения экспериментального исследования были получены следующие результаты. Медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности удовлетворяют большинство своих потребностей: потребность в самовыражении, в признании, социальные потребности, потребности в безопасности и материальные потребности.

     Следует отметить, что у 62,5% медицинских работников отмечена мотивация на избегание неудач, при этом необходимо отметить, что у 53,12% испытуемых отмечена мотивация на достижение успеха.

     Потребности медицинских работников удовлетворяются в ходе профессиональной деятельности: в зоне частичной потребности - потребность в признании (15,6%), социальные потребности (17,3%), потребность в безопасности (24,3%), материальные потребности (27,3%), наиболее удовлетворена потребность в самовыражении - 13,3%.

     При диагностике социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере было установлено, что люди, занятые в сфере медицины, отличаются альтруистическими установками (в среднем 5,6%). Также было отмечено, что медицинские работники в ходе своей профессиональной деятельности реализуют такие свои потребности, как ориентация на свободу (6,3%) и ориентация на власть (6%).

     Первая часть гипотезы не получает доказательства. Большинство медицинских работников стремятся к избеганию неудач. Также необходимо отметить, что медицинские работники имеют потребность в безопасности и улучшению материального состояния, однако эти потребности не входят в зону неудовлетворенности.

     С помощью критерия Спирмена была доказана связь между мотивом достижения успеха и степенью удовлетворения основных потребностей (Rs=0,78) на p<0,05, а также между мотивом достижения успеха и альтруистическими установками (Rs= 0,929) на p <0.05, что подтверждает вторую часть гипотезы.

     Данная тема является весьма актуальной для современного общества, в связи с чем представляется целесообразным продолжение исследования в изучаемой области. На наш взгляд необходимо изучение психологического климата в коллективе медработников, стиля управления медицинским коллективом, как одних из важнейших резервов поддержания мотивации трудовой деятельности. 

 

     Список использованной литературы 

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. Учеб. пособие. - М.: Кафедра-М, 1998.
  2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности //Психология личности и образ жизни. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  3. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.
  4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Просвещение, 1980.
  5. Асеев В.Г. Значимость и временна стратегия поведения. //Психол. журн. - 1981. - Т.2. - № 6.
  6. Банщиков В.М. Медицинская психология. - Волгоград, 1998.
  7. Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защите //Вопр. Философии. - 1969. - № 2.
  8. Баумгарте Ф. Психотехника. Часть 1. Исследования пригодности к профессиональному труду. - Бердан, 1989.
  9. Взаимосвязь социальных факторов с профессиональным стрессом у врачей. //Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии. - СПб: Питер, 2004.
  10. Вишняков Н.И., Дедков Е.Д., Федорова Н.М. Результаты анкетирования студентов медицинского вуза по вопросам последипломного образования и последующего трудоустройства. //Здравоохранение РФ. - 2003. - №4. - С. 36 - 38.
  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1984.
  12. Демидова Т. .П. Психологическое сопровождение самоопределения специалиста. //Специалист. - 2001 - №3. - С.14-15.
  13. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001.
  14. Дубовицкая Т.Д. Диагностика профессиональной направленности студента. //Психологическая наука и образование. - 2004. - №2. - С.82-86.
  15. Дырка С. Социально-психологические аспекты трудовой активности. //Государственная служба. - 2005. - №5 - С.87-96.
  16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2003.
  17. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Просвещение. - 1988.
  18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/ Д: Феникс, 1996.
  19. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. - М.: Аспект-пресс, 2001.
  20. Конечный Р., Боухал М., Психология в медицине. - М.: Академия, 1998.
  21. Леонтьев А.Н. Cовременная психология. - М.: МГУ, 1983.
  22. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Академия. - 1996.
  23. Маслоу А. Мотивация и личность. -- СПб.: Евразия, 1999
  24. Немов Р.С. Психология. - Т. 1. - М.: Владос, 1999.
  25. Носков О.Г., Ясько Б.А. О кризисах профессионально-личностного развития врача. //ВМУ. Серия 14. Психология. - 2004. - №2. - С.21-30.
  26. Преображенская Э.Л., Авчукова Л.В. Воспитательные и развивающие цели при подготовке среднего медперсонала. //Специалист. - 2002. - №10. - С.19-20.
  27. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М. - Воронеж. - 1997.
  28. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Питер. - 1997.
  29. Психология. Биографический библиографический словарь. /Под ред. Н.Шихи, Э.ДЖ. Чепман. - СПб.: Евразия, 1999.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000.
  31. Сидоренко Е. Математические методы обработки в психологии. - СПб: Речь. - 2003
  32. Сурков С. Социально-психологические модели при анализе трудовой мотивации работников. //Вопросы экономики. - 2004. - №8. - С.90-101.
  33. Творогова Н. Как стать довольным своей профессией. //Медицинский вестник.- 2001. - №5. - С.13
  34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Инфра-М, 2003.
  35. Юнг К. Один современный миф. - М.: Инфра-М, 1993.
  36. Ясько Б.А. Врач: психология личности. - Краснодар, 2001.
 

 

      Приложения 

     Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

     Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая между собой.

     Сначала оцените 1-е утверждение с 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в первую колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку.

     Подобным же образом работайте с остальными, постепенно заполняя весь бланк.

     Во время работы полезно к каждому утверждению проговорить фразу «В своей профессиональной деятельности я хочу…»

  1. добиться признания и уважения;
  2. иметь теплые отношения с людьми;
  3. обеспечить свое будущее;
  4. зарабатывать на жизнь;
  5. иметь хороших собеседников;
  6. упрочить свое положение;
  7. развивать свои силы и способности;
  8. обеспечить себе материальный комфорт;
  9. повышать уровень мастерства и компетентности;
  10. избегать неприятностей;
  11. стремиться к новому и неизведанному;
  12. обеспечить себе положение влияния;
  13. покупать себе хорошие вещи;
  14. заниматься делом, требующим полной отдачи;
  15. быть понятым другими.
 

       

     Интерпретация данных

     А) закончив работу, необходимо посчитать количество баллов, выпавших на каждое утверждение.

     Нужно выбрать 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположить их по иерархии. Это - главные потребности человека.

     Б) для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей, необходимо посчитать сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

Информация о работе Исследование особенностей мотивации трудовой деятельности среднего медицинского персонала