Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Объект исследования: учащиеся мальчики и девочки 9 и 10 классов.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 115.80 Кб (Скачать)

     Продуктивным  в изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные неиерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней: а) единство процессуальных и дискретных характеристик и б) двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основания ее составляющих.

     Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной  сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в  процессе жизнедеятельности образованием.

     Существенным  для исследования структуры мотивации  оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность . Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

     В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные

работы  по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка мотивов учебной деятельности необходимо уделять особое значение потому, что именно эта деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а следовательно, и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития.

     В теории мотивации И. Аткинсона и  К. Берча – Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена, Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

     В плане рассмотрения структуры потребностной  сферы человека большой интерес  представляет «потребностями треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная  с самоактуализацией. Треугольник потребностей А. Маслоу, обращает на себя внимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж. Брунера) .

     Таким образом, среди зарубежных и отечественных  психологов существует несколько пониманий  сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности. Сейчас мотивация учения рассматривается  как сложный многокомпонентный  и многофазный процесс, в котором  задействованы различные (волевые, когнитивные и эмоциональные) составляющие.

1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности

     Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомофизиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол, т. е. биологические особенности человека, считаются фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий .

     Помимо  биологических различий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различий в  поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность  представлений о «типично мужском» и «типично женском»: то, что в  одном обществе считается мужским  занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как  женское. Отмечающее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и  мужчин и принципиальное тождество  биологических характеристик людей  позволяют сделать вывод о  том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в  разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм. Которые  общество предписывает выполнять людям  в зависимости от их биологического пола . Не биологический пол, а социальные нормы определяют. В конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

     Гендер  создаётся (конструируется) обществом  как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической культуре, экономике, культуре и образовании и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы ассиметричны таким образом, что мужчины и всё «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и пр.) считается первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и всё «женско/феменнинное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчинённое [1, с. 80]. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система, как готовая, отражает ассиметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определённого момента времени, почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписывают социальные роли, которых считаются культурно вторичными. Не имеет значения. Какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное) . Социальные нормы меняются со временем, однако, гендерная асимметрия остаётся. Таким образом, можно сказать, что гендерная система – это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии .

     Важную  роль в развитии и поддержании  гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством  распространения и поддержания  социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведёт себя как баба» весьма болезненно переживается людьми и могут вызвать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств) . С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребёнок: цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведённые исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят. Зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитателей детских учреждений и учителей), культура в целом (через СМИ) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определённые правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных норм (например, право) культурных механизмов (например, стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом. Индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования .

     Существует  несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в  социальной и гуманитарных науках, относятся теория социального  конструирования гендера, понимание  гендера как стратификационной  категории и интерпретация гендера как культурного символа . Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остаётся псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называют те, где это понятие используется как, якобы, синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы-исследователи осознанно или не осознанно стоят на биодетерминистских позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно чётко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и пр., а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол, как биологический факт, и гендер, как социальная конструкция, авторами всё же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологических полов .

     Теория  социального конструирования гендера  основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством  социализации, разделения труда, системой гендерных ролей семьёй, СМИ; 2) гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятие заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определение мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определённых социальных предписаний – т. е. соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и пр. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования. Обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделении труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства .

     Один  из самых авторитарных социологов современности англичанин Энтони Гиддес объясняет, что «гендер» – это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин .

     А. Кирилина – крупнейший отечественный специалист в области гендерной лингвистики описывая историю возникновения понятия, напоминает, что английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесён в исследовательское поле других наук – социальной философии, социологии, истории, а также политический дискурс. Перенос был создан, чтобы «уйти» от термина «sexus» (биологический пол), так как это понятие связывает с природой детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и поло-ролевое разделении труда, неодинаковые требованиями отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц, в зависимости от их пола. Термин гендер был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину мужполовых различий .

     Эта «лингвистическая операция» была проделана на рубеже 1970 – 1980 гг. XX века. В этот момент в поле общественных наук формировалась новая дисциплина – гендерные исследования. Её предметом был выбран анализ общего и различного в воспитании действительности и социальном поведении мужчин и женщин . Из приведённого выше очевидно, что это общее и различное отныне стали связывать не с физиологическими особенностями лиц мужского и женского пола, а со спецификой их воспитания, образования, с распространёнными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам.

     Гендерные исследования возникают как многочисленная или междисциплинарная отрасль  знания, занимающаяся проблемами истории, лингвистики, политологии, социологии, философии и т. д. Сюда включаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне «большого» общества, так и в семье, в личной жизни.

     Понятие гендерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов XX века практически все научнообразовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом, как развивать гендерные исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы.

     В России первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов XX века и постепенно утверждается в российской науке.

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте