Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Объект исследования: учащиеся мальчики и девочки 9 и 10 классов.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 115.80 Кб (Скачать)

     И так мы видим, что гендерный подход основан на идее о том, что важны  не биологические и физиологические  различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придаёт, общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание различий в статусах, ролях и иных аспектах мужчин и женщин, но анализ власти и  доминирования, утверждаемых в обществе, через гендерные роли и отношения.

     Таким образом, рассмотрев теоретические  аспекты проблемы в психологической  литературе, напрашивается вывод, что  общество так или иначе формирует  различия в мужских и женских  социальных ролях, распространяет и  поддерживает социальные и культурные стереотипы.

     С самого рождения человек становится объектом гендерной системы. Взрослеющий  ребёнок подражает взрослым: мальчики ровняются на качества «настоящего  мужчины», а девочки на качества «настоящей женщины». Это говорит о том, что процесс воспитания уже оказал влияние на формирование гендерных норм.

1.3. Подросток как субъект учебной деятельности

     В  подростковом  возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».

     Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сензитивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество» . При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.

     Если  для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных  мотивов, овладение ее предметным содержанием  и структурой и т.д.), то для школьника  среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно  полезная деятельность в разнообразных  формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень  важное общение с представителями  другого пола. При этом учебная  деятельность становится как бы осуществляемой активностью – она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее – это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других – основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.

     Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

     Эта эпоха отрочества соотносится с  макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для  обозначения своей индивидуальности. В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции cвoeй индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, «бывалостъ» в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой, особая манера в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию». В это же время реализуются все три микрофазы – адаптация, индивидуализация и интеграция.

     Как субъект учебной деятельности подросток  характеризуется тенденцией к утверждению  своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать  познавательную мотивацию, если соотносится  с самим содержанием учебной  деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.

     Показательно  для подросткового возраста и  отношение к авторитету. Если в  младшем школьном возрасте авторитет  учителя не менее значим, чем авторитет  семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка  «я – взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой – их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее: 1) неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя; 3) отсутствие у подростка умения «действовать самостоятельно» .

     Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я-концепцией», но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности – это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.

     Таким образом, изучив и проанализировав имеющуюся литературу по исследованной проблеме, можно сделать вывод о том, что мотивацию учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

     В подростковом возрасте проблема учебной  мотивации является особенно важной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др.

     Учет  гендерного фактора при анализе учебной мотивации представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса подростков.

 

Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек 9-го и 10-го классов

2.1. Организация и методы исследования

     На  основе теоретического анализа литературы по данной проблеме были установлены цель и задачи нашего исследования.

     Цель  исследования – выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9-го и 10-го классов.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     1. Исследование учебной мотивации  подростков

     2. Проведение эмпирических исследований.

     3. Описание и анализ полученных  данных.

     4. Формирование выборки и подборка  методик.

     Объект: мальчики и девочки, учащиеся в 9 и 10 классах.

     Предмет: мотивация учебной деятельности учащихся мальчиков и девочек 9 и 10 классов.

     Гипотеза  строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах  учения у девочек и мальчиков  подросткового возраста.

     В исследовании приняли участие ученики 9-го и 10-го класса МОУ «Плоскошская средняя общеобразовательная школа» в количестве 24 человек: 12 мальчиков и 12 девочек.

     В начале экспериментальной  работы был собран диагностический материал, который позволил выявить  особенности учебной мотивации подростков.

     Изучение  мотивации проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания  неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.

     Данный  методический комплекс состоит из 3-х  диагностических методик :

     1) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 1);

     2) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (Приложение 2);

     3) методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Приложение 3).

     Результат теста «Мотивация к успеху» следует  анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач»  и «Готовность к риску».

     Методика  диагностики личности на мотивацию к  успеху Т. Элерса.

Цель: выявление мотивации к успеху.

Представляет собой опросник, состоящей из 41-го закрытого вопроса.

Выделяется  четыре уровня мотивации к успеху:

     - низкая мотивация к успеху;

     - средний уровень мотивации;

     - умеренно высокий уровень мотивации;

     - слишком высокий уровень мотивации к успеху.

     Методика  диагностики личности на мотивацию к  избеганию неудач Т. Элерса.

     Цель: выявление мотивации к избеганию. 

     Испытуемым  представляется 30 троек слов, качеств  личности. Из трех необходимо выбрать  то одно качество, которое более  присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к  избеганию неудач:

     - низкая мотивация к защите;

     - средний уровень мотивации;

     - высокий уровень мотивации;

     - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

     Методика  диагностики степени  готовности к риску  Шуберта.

     Цель: выявление степени готовности к риску Шуберта.

     Испытуемому необходимо оценить степень своей  готовности совершить действие, о  котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих  разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до – 2.

     Выделяется  пять уровней готовности к риску:

     - излишняя осторожность;

     - склонность к осторожности;

     - средний уровень готовности к риску;

     - склонность к риску;

     - излишняя склонность к риску.

2.2. Анализ и описание  результатов экспериментального  исследования

     Первым  этапом диагностических мероприятий  была диагностика мотивации к  успеху. Результаты диагностики и сравнительный анализ личности мотивации к успеху Т. Элерса представлены в таблице 1 и на рисунке 1.  

     Таблица 1

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте