Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Объект исследования: учащиеся мальчики и девочки 9 и 10 классов.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36
И
так мы видим, что гендерный подход
основан на идее о том, что важны
не биологические и
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты проблемы в психологической литературе, напрашивается вывод, что общество так или иначе формирует различия в мужских и женских социальных ролях, распространяет и поддерживает социальные и культурные стереотипы.
С самого рождения человек становится объектом гендерной системы. Взрослеющий ребёнок подражает взрослым: мальчики ровняются на качества «настоящего мужчины», а девочки на качества «настоящей женщины». Это говорит о том, что процесс воспитания уже оказал влияние на формирование гендерных норм.
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности
В подростковом возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сензитивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество» . При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.
Если
для младшего школьного возраста
ведущей является учебная деятельность
(вхождение в нее, принятие роли субъекта
этой деятельности, формирование учебных
мотивов, овладение ее предметным содержанием
и структурой и т.д.), то для школьника
среднего возраста (подростка) в качестве
ведущей выступает общественно
полезная деятельность в разнообразных
формах, в русле которой и интимно-
Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.
Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции cвoeй индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, «бывалостъ» в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой, особая манера в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию». В это же время реализуются все три микрофазы – адаптация, индивидуализация и интеграция.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.
Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я – взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой – их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее: 1) неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя; 3) отсутствие у подростка умения «действовать самостоятельно» .
Подросток
как субъект учебной
Таким образом, изучив и проанализировав имеющуюся литературу по исследованной проблеме, можно сделать вывод о том, что мотивацию учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно важной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др.
Учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса подростков.
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек 9-го и 10-го классов
2.1. Организация и методы исследования
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме были установлены цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования – выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9-го и 10-го классов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Исследование учебной
2.
Проведение эмпирических
3. Описание и анализ полученных данных.
4.
Формирование выборки и
Объект: мальчики и девочки, учащиеся в 9 и 10 классах.
Предмет: мотивация учебной деятельности учащихся мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Гипотеза строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.
В исследовании приняли участие ученики 9-го и 10-го класса МОУ «Плоскошская средняя общеобразовательная школа» в количестве 24 человек: 12 мальчиков и 12 девочек.
В начале экспериментальной работы был собран диагностический материал, который позволил выявить особенности учебной мотивации подростков.
Изучение
мотивации проводилось при
Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик :
1) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 1);
2) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (Приложение 2);
3) методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Приложение 3).
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Цель: выявление мотивации к успеху.
Представляет собой опросник, состоящей из 41-го закрытого вопроса.
Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:
- низкая мотивация к успеху;
- средний уровень мотивации;
- умеренно высокий уровень мотивации;
- слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Цель: выявление мотивации к избеганию.
Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:
- низкая мотивация к защите;
- средний уровень мотивации;
- высокий уровень мотивации;
- слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Цель: выявление степени готовности к риску Шуберта.
Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до – 2.
Выделяется пять уровней готовности к риску:
- излишняя осторожность;
- склонность к осторожности;
- средний уровень готовности к риску;
- склонность к риску;
- излишняя склонность к риску.
Первым
этапом диагностических мероприятий
была диагностика мотивации к
успеху. Результаты диагностики и сравнительный
анализ личности мотивации к успеху Т.
Элерса представлены в таблице 1 и на рисунке
1.
Таблица 1