Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить различия мотивации учебной деятельности у мальчиков и девочек 9 и 10 классов.
Объект исследования: учащиеся мальчики и девочки 9 и 10 классов.
Предмет исследования: мотивация учебной деятельности.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что существуют различия в мотивах учения у девочек и мальчиков подросткового возраста.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава I. Теоретико-методологические исследования мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии…………………………………….6
1.1. Учебная мотивация как психологическая категория....................................6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности……………..12
1.3. Подросток как субъект учебной деятельности………………………...…18
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек в подростковом возрасте……………23
2.1. Организация и методы исследования………………………………….....23
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования…...25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Приложение. Методики экспериментального исследования…………….36
Группа испытуемых | Уровень мотивации к успеху | |||
низкий | средний | умеренно высокий | слишком высокий | |
Мальчики | 16% | 34% | 38% | 12% |
Девочки | 21% | 30% | 15% | 34% |
Как показали исследования, низкий и средний уровни мотивации достижения успеха у мальчиков и девочек имеют незначительные различия. Основные различия отмечаются на умеренно высоком и слишком высоком уровнях мотивации достижения успеха. Умеренно высокий уровень мотивации успеха преобладает у мальчиков, тогда как у девочек преобладает слишком высокий уровень мотивации к успеху. Это свидетельствует о том, что и у мальчиков, и у девочек основным мотивом в учебной деятельности становиться стремление к получению одобрения со стороны значимых лиц, стремление избегания неуспеха, или быть не хуже других, что характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъективной исключительности, стремлениям чем-то выделиться. Как видно из результатов, мотив достижения успеха более выражен у девочек, поэтому они более уверены в исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях.
Результаты диагностики и анализ результатов личности мотивации к избеганию неудач представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
N=24
Группа испытуемых | Уровень мотивации к избеганию неудач | |||
низкий | средний | умеренно высокий | Слишком высокий | |
Мальчики | 16% | 44% | 19% | 21% |
Девочки | 22% | 22 % | 39 % | 17% |
Рис.2. Сравнительный анализ результатов диагностики мотивации к избеганию неудач у мальчиков и девочек (N=24)
Как видно низкий и слишком высокий уровни мотивации к избеганию неудачи имеют незначительные различия. Показатели среднего уровня мотивации к избеганию неудач у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. А показатели умеренно высокого уровня мотивации к избеганию неудачи гораздо выше, чем у мальчиков. Констатирующие факты говорят о том, что у девочек в большей степени преобладает мотив избегания неудач. Они ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата, берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех), готовы взять на себя ответственность, проявляют большую настойчивость при стремлении к цели.
Результаты
диагностики и сравнительный анализ готовности
к риску Шуберта представлены в таблице
3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Результаты диагностики степени готовности к риску Шуберта
N=24
Группа
Испытуе-мых |
Уровень мотивации готовности к риску | ||||
Излишняя осторож-ность | Склонность к осторож-ности | Сред-ний | Склонность к риску | Излишняя склонность к риску | |
Мальчики | 0% | 8% | 46% | 31% | 15% |
Девочки | 4% | 16% | 50% | 16% | 14% |
Результаты исследования показали, что испытуемым как мальчикам, так и девочкам не свойственна излишняя осторожность (стремление найти себя, определить границы своих возможностей). Склонность к осторожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Преобладающим является средний уровень готовности к риску, как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков склонность к риску более выражена, чем у девочек, поэтому очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха.
Результаты исследования преобладающей мотивации представлены в Таблице 4.
Как показали результаты исследования, преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% у мальчиков и девочек).
Таблица 4
(N=24)
Группа испыту-емых | Преобладающая мотивация | |||
Мотивация на неудачу | Невыраженный мотивационный полюс | Мотивация на успех | ||
Ближе к неудаче | Ближе к успеху | |||
мальчикиии
клакласскласс |
12% | 19% | 31% | 38% |
девочки | 4% | 13% | 38% | 45% |
Очевидно, что и у мальчиков и у девочек мотивация на успех проявляет себя более заметно. Тенденция на преобладание мотивации достижения успеха более очевидна у девочек (рисунок 4).
Рис.4. Результаты исследования преобладающей мотивации (N=24)
В целом можно сделать выводы по проведенным диагностическим мероприятиям:
- умеренно высокий уровень мотивации успеха преобладает у мальчиков, тогда как у девочек преобладает слишком высокий уровень мотивации к успеху;
- показатели среднего уровня мотивации к избеганию неудач у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. А показатели умеренно высокого уровня мотивации к избеганию неудачи гораздо выше, чем у мальчиков;
-
у мальчиков склонность к
- очевидно, что и у мальчиков и у девочек мотивация на успех проявляет себя более заметно. Тенденция на преобладание мотивации достижения успеха более очевидна у девочек.
Девочки, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, соответственно, чем выше мотивация к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же, настроенным на успех и имеющие большие надежды на него, девочкам свойственно избегать высокого риска. И, наоборот, у мальчиков имеется преобладающая тенденция мотивации к избеганию неудач, что препятствует настрою на успех, то есть - достижению цели, предпочитая при этом высокий уровень риска.
Таким образом, гипотеза подтвердилась – существует зависимость между особенностями проявления учебной мотивации и полом учащихся.
Заключение
Формирование
мотивации учения в школьном возрасте
без преувеличения можно
Считается,
что мотивационная сторона
Подростковый
возраст – это время развития
самосознания человека, и, соответственно,
период построения им самоотношения
к своей гендерной
Новые возможности для исследования учебной мотивации открывает подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное явление. Учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса подростков.
Было проведено психодиагностическое исследование особенностей учебной мотивации подростков. В исследовании приняли участие ученики 9-го и 10-го классов МОУ «Плоскошская средняя общеобразовательная школа» в количестве 24 человек: 12 мальчиков и 12 девочек.
Изучение
мотивации проводилось при
Сравнение полученных данных показало:
- умеренно высокий уровень мотивации успеха преобладает у мальчиков, тогда как у девочек преобладает слишком высокий уровень мотивации к успеху;
- показатели среднего уровня мотивации к избеганию неудач у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. А показатели умеренно высокого уровня мотивации к избеганию неудачи гораздо выше, чем у мальчиков;
- у мальчиков склонность к риску более выражена, чем у девочек;
- очевидно, что и у мальчиков и у девочек мотивация на успех проявляет себя более заметно. Тенденция на преобладание мотивации достижения успеха более очевидна у девочек.
Исходя
из вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что гипотеза подтвердилась
– существует зависимость между особенностями
проявления учебной мотивации и полом
учащихся.
Список использованной литературы