Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.
Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.
Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….
1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….
1.4. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника в игре…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Диагностические методы исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая_изм.doc

— 601.50 Кб (Скачать)

Уровни:

Соответствует - 5-4баллов.

Соответствует не полностью - 3-2балла.

Не соответствует - 1балл.

 

На основе данных таблиц была составлена сравнительная гистограмма 2.

Как видно из данной гистограммы у всех детей старшего возраста(6-7лет) практически полностью сформировано полоролевое поведение. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения, соответствующее своей гендерной принадлежности в этом возрасте формируются первые детские однополые компании.

У детей младшего возраста (4-5лет) формирование полового самосознания ещё закончено не полностью. Характер и замысел игровых действий у многих детей ещё однообразный. Девочки этого возраста более точно понимают свою гендерную принадлежность.

 

Результаты   методики  «Диагностики игры детей Н.Ф. Комаровой».

Охарактеризуем уровни развития игры.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Высокий уровень

1.Игровые замыслы у  ребенка возникают самостоятельно, они достаточно разнообразны. В игре отображает знакомые и малознакомые события, комбинируя их  между собой.

2.Самостоятельно ставит игровые задачи.

3.Предметные способы  их решения хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразны, по степени обобщенности могут быть развернутыми и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

4. У ребенка частично  сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддерживает ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще малосодержательна.

5. Ребенок охотно вступает  во взаимодействие со взрослыми, сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи. Сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, так как еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень

1.Замысел возникает  по инициативе ребенка.

2.Самостоятельно ставит  разнообразные задачи.

3.Содержание игры и  предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей с высоким уровнем развития игры.

4.Ролевые способы менее  сформированы.  Ролевые действия разнообразны, но не выразительны; сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

5.Ребенок вступает в  кратковременное взаимодействие со взрослыми, со сверстниками.

Низкий уровень

1.Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и малознакомые события.

2.Самостоятельно ставит  разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.

3.Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.

4.Принимает роль, обозначает  ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразны, не выразительны, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают по инициативе, как взрослого, так и ребенка.

5.Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого.

 

РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Высокий уровень

1.У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и малознакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все 
игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.

2.Игровые задачи ребенок  всегда ставит самостоятельно.

3.Хорошо сформированы  предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

4.Хорошо сформированы  ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т. е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в интересную, длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.

5.Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, а от некоторых умеет тактично отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень

Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформированы навыки ролевой беседы. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры, по моему мнению, не существует.

 

 

Таблица 3 

 

Старший дошкольный возраст 6-7 лет.

Катя

Майя

Даша

Настя

Влада

Даня

Саша

Валера

Антон

Вася

 в

  в

  в

  с

  н

  с

  с

  в

  с

  с

 в

  в

  в

  в

  н

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  н

  с

  с

  в

  с

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  с

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  с

  в

  н

  с

  с

  с

  с

  с

 в

  в

  в

  с

  с

  с

  с

  в

  с

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 в

  в

  в

  в

  с

  в

  с

  с

  в

  с


 

В старшем дошкольном возрасте:

Средний уровень - 4 детей и высокий уровень -6 детей – это свидетельствует о том, что игровая деятельность практически сформирована в полном объёме на данный отрезок времени. Игровые замыслы возникают у детей самостоятельно, в своей игре отображают события из жизни людей, самостоятельно ставят игровые задачи, легко вступают в интересную и длительную ролевую беседу со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

Таблица 3а

 

 Младший дошкольный возраст 4-5 лет.

Тима

Ваня

Дастан

Олег

Максим

Полина

Алина

Юля

Анжела

Диана

  н

  с

  с

  н

  с

  в

  с

 с

   в

  в

  с

  с

  с

  н

  с

  в

  с

 н

  в

  в

  н

  с

  с

  н

  в

  с

  с

 с

  в

  в

  с

  с

  с

  н

  в

  в

  с

 с

  в

  в

  с

  н

  с

  н

  в

  в

  с

 с

  в

  в

  н

  с

  с

  н

  в

  в

  с

 с

  в

  в

  с

  с

  с

  н

  с

  с

  с

 н

  в

  в

  с

  с

  с

  н

  с

  в

  н

 с

  в

  в

  с

  с

  с

  с

  в

  в

  с

 с

  в

  в

  с

  с

  с

  н

  в

  с

  н

 с

  с

  в

  с

  с

  с

  н

  с

  в

  с

 с

  в

  с

  с

  с

  с

  н

  в

  в

  с

 с

  в

  в


 

Как видно из данной таблицы, низкий уровень развития показал 1 ребёнок, средний уровень - 5 детей и высокий уровень  - 4 ребёнка - это свидетельствует о том, что сюжетная-ролевая игра имеет начальный этап своего развития, игровые действия с игрушками ещё не всегда разнообразны. Новые предметы-заместители самостоятельно используются в разных значениях. Игровые замыслы могут возникать по инициативе ребёнка. Дети вступают в кратковременное взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

 

На основе данной таблицы была составлена гистограмма  3.

Как видно из данной гистограммы низкий уровень в младшем дошкольном возрасте показал всего 1 ребёнок, (Олег) что составляет 10% от всех диагностируемых детей. Это, скорее всего, связанно с тем, что ребёнок до пяти лет не посещал дошкольное учреждение, его навыки игры в коллективе ещё не до конца развиты.  Игровые действия с игрушками однообразны, предметы - заместители в своей игре не использует. Игра ребёнка ещё пока носит индивидуальный характер. К среднему уровню было отнесено 40%. Эти дети самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи, хотя в игре ролевая беседа ещё возникает не у всех, дети могут вступать в кратковременное взаимодействие со взрослыми и между собой. Высокий уровень показало 50% детей. У этих детей игровые действия с игрушками разнообразны, у детей частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. В старшем дошкольном возрасте  низкий уровень отсутствует. Средний уровень показало 40% детей. Это связано с тем, что у детей ещё не до конца сформированы навыки ролевой беседы. Высокий уровень показало 60%, у этих детей практически полностью сформирована сюжетно-ролевая игра.

 

Таблица 4

Результаты методики «Звёздный мальчик».

 

Старший дошкольный возраст.

Имя ребёнка

Катя

Майя

Даша

Настя

Влада

Даня

Антон

Валера

Вася

Саша

Продуктивность

в

в

в

с

с

с

с

с

н

н

Оригинальность

с

с

в

в

н

с

н

с

н

н

Чувствительность к противоречиям

в

с

в

с

н

с

н

н

н

н

Степень следования инструкции

в

в

в

с

с

с

с

с

н

н

Качество рассказа

с.

  с

в

с

н

с

с

н

с

н

Подробность

 с

 с

в

с

н

н

н

н

н

н

Наличие сказочно-фантастических образов

с

  с

в

н

 с

н

с

н

н

н

Сумма баллов по рассказу и рисунку.

8

8

10

5

5

5

4

3

3

4

Информация о работе Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности