Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.
Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.
Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….
1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….
1.4. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника в игре…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Диагностические методы исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая_изм.doc

— 601.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский Государственный Университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной и дошкольной педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему «Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила:

Студентка ФПП гр. ДП-31 з/о

                                                           Худякова Евгения 

                                                Научный руководитель:

                                                          Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры истории и психологии 
Людмила Семеновна Кохановская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Йошкар-Ола, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2

ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….

1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….

1.4. Становление гендерной идентичности  ребенка дошкольника в игре…

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Диагностические методы исследования………………………………..

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство — период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках дошкольного детства выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3-5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет до поступления в школу). Ребёнок рождается более беспомощным, чем детёныши большинства животных. Однако отсутствие большого количества врождённых форм поведения составляет не слабость, а силу ребёнка - он обладает значительными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку. На протяжении 1-го года жизни ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и формировании психических процессов и качеств: научается держать головку, садиться, ползать и к концу года - ходить. В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребёнка и взрослого, но на 3-м году жизни ребёнок научается отделять себя от взрослого, относиться к себе как самостоятельному "Я", то есть у него возникают начальные формы самосознания.

Стремление детей быть, как взрослые возможно удовлетворить только в игре, поэтому игра вызывает качественные изменения в детской психике: в ней закладываются основы учебной деятельности. Особое место занимают ролевые игры - как своеобразная форма приобщения детей к миру взрослых. Кроме того, в совместной игровой деятельности дети учатся согласовывать свои действия, общаться со сверстниками в коллективе. В результате формируются социальные качества личности. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 78-79)

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж.Пиаже).

Игра выступает как способ участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря  которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых категорий отношения ребёнка к действительности. Психологами и педагогами  установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра  имеет значение не только для умственного развития, но и  для развития его личности в целом.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры

В наше время проблема выбора игровой деятельности детей стоит очень остро. Особенно интересен гендерный аспект данной проблемы. В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с тем, что мальчики (девочки) выбирают игры для девочек (мальчиков). Возникла необходимость выяснить, чем это обусловлено: простой интерес и подражание старшим сестрам (братьям) или это влияние иных факторов, например, у детей к старшему дошкольному возрасту еще не складываются представления об их гендерной принадлежности.

Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.

Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.

Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме игровой деятельности у детей подготовительной группы детского сада .

2. Изучить факторы, влияющие на выбор игры у детей старшего дошкольного возраста.

3.Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.

4.Разроботать методику исследования по выявлению у детей сформированности игровой деятельности и гендерной идентичности.

Гипотеза исследования – Выбор игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста зависит от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности.

 

 

 

ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА.

    1. Значение игры для развития психики дошкольника.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

 «Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер» [30]

Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека" [30]

Игры дошкольников разделяют на виды с учетом различных признаков. Например, наиболее распространенная классификация игр состоит из предметно-манипулятивных, имитационных (сюжетно-ролевых), строительно-конструктивных и режиссерских (комбинационных) игр.

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Конечно, все это возможно лишь при условии, что воспитанники детского сада в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Но мы ограничимся рассмотрением лишь того значения, которое игра имеет для умственного развития. С этой точки зрения наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием ее умственные способности.

В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому — сюжеты и содержание игр. Однако пути этого ознакомления и его результаты до недавнего времени оставались недостаточно изученными.

Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. «Игра вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены» [13]

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой деталей. Но значение игровых моделей не исчерпывается тем, что при их помощи дети усваивают, осознают некоторые важнейшие стороны окружающей жизни. Еще более важно происходящее при этом овладение самим процессом моделирования — способностью строить и применять игровые модели, в которых выделяются и отображаются известные отношения.

 «Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» [9]

Игра создает, как показывают исследования А. В. Запорожца, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребенка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних, материальных действий путем их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Но в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

 

    1. Классификация игр

 

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис об игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

 Характеристика видов игр  по их педагогическому значению  есть и у немецкого психолога  К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены  К. Гросом к «играм обычных  функций». Вторую группу игр, по  его класси фикации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

Информация о работе Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности