Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.
Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.
Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….
1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….
1.4. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника в игре…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Диагностические методы исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая_изм.doc

— 601.50 Кб (Скачать)

 

Как видно из данной таблицы, только один ребёнок справился с заданием полностью. У двоих детей данное задание вызвало большие трудности в выполнении задания. Дети не смогли рассказать свой рассказ, степень следования инструкции не соблюдалась. У одного ребёнка хотя и было наличие сказочно - фантастических образов, рисунок был оригинальным и продуктивным, качество рассказа оказалось на очень низком уровне.

 

 

Таблица 4а

Младший дошкольный возраст.

Имя ребёнка

Тима

Ваня

Дастан

Олег

Максим

Полина

Диана

Анжела

Юля

Алина

Продуктивность

н

с

н

н

с

с

с

в

с

с

Оригинальность

н

с

н

н

с

с

в

в

н

н

Чуствительность к противоречиям

н

с

н

н

с

с

с

с

н

н

Степень следования инструкции

с

с

с

н

с

в

в

в

с

с

Качество рассказа

н

с

н

н

с

с

в

в

н

н

Подробность

с

с

н

н

с

в

с

в

н

н

Наличие сказочно-фантастических образов

н

с

н

н

н

н

с

с

н

н

Сумма баллов по рассказу и рисунку

3

4

2

1

4

7

8

8

2

3


 

Уровни: Низкий - 1-5 баллов.

Средний - 6-7 баллов.

Высокий - 8-10 баллов.

Как видно из данной таблицы только у 3 детей  младшего дошкольного возраста присутствует наличие сказочно-фантастических образов, качество рассказа тоже на низком уровне. Оригинальность рисунка оставляет желать лучшего. Продуктивность работы - низкая.

 

Шкала оценок.

1.Ребёнок не принимает  задание или не справляется  с заданием, даже с помощью взрослого - 1 балл.

2.Ребёнок справляется  с заданием (есть рисунок, но не может его «описать)2 - 3 балла.

3.Ребёнок справился  с заданием, но рассказ и знания ребёнка абсолютно бессмысленны, они абстрактны и не становятся базой для умственного развития -4- 5 баллов.

4. Ребёнок справился  с заданием, но он не в состоянии  фантазировать -6-7 баллов.

5. Ребёнок легко и  уверенно составляет рассказ, включает  туда и сюжет, учитывает условия  инструкции -8-10 баллов.

 

 

Данные по методике «Звёздный мальчик»

Гистограмма 4

 

Как видно из данной гистограммы, дети старшего дошкольного возраста (6-7лет) более точно справились с поставленной перед ними задачей,30 % детей показали высокий уровень,  это говорит о том, что эти дети  могут уверенно составить рассказ, включая туда и сюжет, наполненные связанными действиями персонажей, учитывают условия инструкции. Хотя рисунки детей были не всегда наполнены героями и событиями, дети развивали сюжетную линию рассказа по опоре на рисунок. Средний уровень показало 30% детей, эти дети хотя и справились с заданием, но они не в состоянии фантазировать. Низкий уровень показало 40% детей. Они смогли создать рисунок, но не смогли ни чего рассказать по нему, или их знания были бессмысленны, абстрактны и не становятся базой для умственного развития. Некоторые дети получившие высокую оценку уровня развития по мнению воспитателей, как ни странно примкнули к низкому уровню развития (Настя и Антон). Их сюжеты бедные и схематичные. Если сравнивать все проведённые методики Настя показывала высокие результаты.

 У детей 4-5лет высокий  уровень показало- 20 % .Только двое детей смогли точно следовать инструкции  составить рассказ, развить сюжет. Средний уровень -10% и низкий уровень -70%. Рассказы этих детей практически не соответствовали заданию, знания детей не становятся базой для умственного развития . 4 детей вообще не смогли ничего рассказать.  Это связанно возможно с тем, что эти дети воспитываются в условиях постоянных тотальных занятий, или их знания не усваиваются и висят «мёртвым грузом», хотя ребёнок понимает, что этот « груз» приятен для мамы или папы, а значит, его нужно воспроизводить.

 

Заключение.

 

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ведь в играх дети передают своё видение жизни. Всё что они познают об окружающей их действительности, они переносят в игру. Наблюдая за процессом игры можно увидеть развития ребёнка.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь. В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

После исследования данной проблемы и наблюдая детей дошкольного возраста в процессе игр и их взаимоотношений необходимо обратить внимание на ролевое поведение в играх, заметим, что мальчиков привлекают роли героического и профессионального характера, а девочек – чаще всего роли, связанные со школой, семьёй, искусством. Девочки в играх чаще подражают людям, которых они видят в реальной жизни, а мальчики - вымышленным героям. Это прежде всего связано с проявлением роли партнёра, то есть участвуя в играх, девочки знают, что надо делать, мальчиков же привлекают более трудные ситуации, когда участники игры могут не знать как себя вести, что создаёт атмосферу риска.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот.

У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Они рисуют больше «принцесс» или себя и своих подруг в нарядах. Девочки любят наряжать «своих» детей. У мальчиков почти каждый рисунок – новое, неожиданное принципиальное решение: дом – космический корабль, дом, стоящий на трех слонах, дом, обвитый огромной лианой с огромными прекрасными цветами и так далее.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства» выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

Итак, в ходе проведённого исследования удалось решить поставленные мною задачи:

1. Провести теоретический анализ  литературы по проблеме игровой  деятельности у детей подготовительной  группы детского сада.

2. Изучить факторы, влияющие на  выбор игры у детей старшего дошкольного возраста.

3.Сравнить особенности игровой  деятельности у детей разного  пола в дошкольном возрасте.

4.Разроботать методику исследования  по выявлению у детей сформированности  игровой деятельности и гендерной  идентичности.

Таким образом, цель работы была достигнута и гипотеза подтверждена.

 

Список литературы:

 

    1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
    2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
    3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.
    4. Бендас Т.В.  Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб.; Питер,2008.
    5. Верещагин Г.Е. Очерки воспитания детей у вотяков. СПб.; 1986.
    6. Викулина М.А .Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород,1997.
    7. Венгер Л. А. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.
    8. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно –ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие .М.-Айрис пресс 2008.
    9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
    10. Газман О.С. Роль игры в формировании  личности ребёнка // Сов. педагогика   1982.№9. С. 60-64
    11. Евтушенко И.Н.  Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Учебное занятия ; поиск, инновации, переспективы; науч.-метод.сб.ст.-Челябинск,2008.-№3(11).c.112-117.
    12. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. М .,1963.
    13. Запорожец А.В. Игра и развитие ребёнка// Психология и педагогика игры ребёнка. М.,1966. С. 5-10.
    14. Каган В.Е. Когнетивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет//Вопросы психологии.2000.№2. с. 65-69.
    15. Каменская Е.Н.  Гендерный подход в педагогике; Ростов /н/Д.,2006.
    16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агентство. М-1997.
    17. Кон И.С. 1975
    18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика .-1944.-№8-9-С. 5-12.
    19. Мухина В.С. Феноменология развития бытия личности. Избранные психологические труды. М.,1999.- С.23-27.
    20. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.,1982. С103-120.
    21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком; - М. Академический проект ,2001.С 90-96.
    22. Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание.1983 №10. С 38-46
    23. Осорина.М.В.  Секретный мир детства в пространстве мира взрослых; изд.4-е-СПб.; Питер 2008.
    24. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
    25. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой .М.,1966.
    26. Попова Л.В.  Гендерная социализация в детстве.- Мурманск 2001.
    27. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис-пресс 2003
    28. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. М., 1962.
    29. Чекалина А.А.  Гендерная психология; Учебное пособие. -М «Ось-89» 2006.
    30. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
    31. http://psychlib.ru/mgppu/spr/SPR-001-.HTM
    32. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php
    33. http://psymania.info/femil/kulikova/vospitanie-5.php .
    34. Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
    35. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
    36.  
    37. Приложение. 1

 

Вопросы к беседе и ответы детей (старший возраст).

Катя

  1. Ты любишь играть?  (да)
  2. В какие игры ты любишь играть больше всего . Назови их.(я люблю играть с куклами разными ,люблю играть в семью, в ателье, в библиотеку, играть с игрушками бибабо, ставить разные сценки. Ещё мне нравится играть с ребятами в разные спортивные игры. Мы устраиваем соревнования между собой).
  3. Посмотри сколько разных игрушек есть у вас в группе ,с какими из них ты любишь играть больше всего и почему?(Мне нравятся куклы в нашей группе их много и они все разные. Ещё мне нравится наш театр, многие игрушки там мы делали вместе с воспитателем ,мы их очень бережём. У нас много лото и настольных игр ,мы играем в них вместе).
  4. Ты с этими игрушками играешь один или с друзьями . С какими ? Назови их имена.(Я играю с Маей, Дашей ,Настей, ещё с нами играют иногда и мальчики).
  5. У вас в группе очень много разных не только игрушек , но и много разных игр  ты в них играешь? С кем из детей тебе нравится играть в игры в группе ,на прогулке?(Да. В игры мы играем вместе, потому что одной не интересно и скучно. На улице мы играем в семью, в магазин и ещё в разные игры , я их не помню).
  6. Если в вашей игре нужно выбрать водящего или главного героя (персонажа) , как вы это делаете( считалка, кто хочет тот и будет и т. д.).(Мы считаемся )
  7. Представь, что вы стали играть в игру « На какого сказочного героя я похож»

Кем бы ты был(а), каким героем? .Почему? (Я бы была сказочной королевой, потому что она исполняет все желания и она добрая).

  1. .Ребята предложили тебе поиграть в игру «Семья» какую роль ты бы себе выбрал(а) . Почему?(Дочка. Потому что детям исполняют все их желания).
  2. .Вы играли , играли  и вдруг тебе надоела эта игра ,ты больше не хочешь в неё играть ,что ты сделаешь : уйдёшь и ничего не скажешь, или предложишь поиграть в другую ?(Уйду).
  3. Если девочки (мальчики) предложат тебе с ними играть ,ты пойдёшь или ты играешь только с мальчиками (девочками)? (Наверное пойду).
  4. Представь ,что у нас есть две комнаты . В одной комнате много разного конструктора и  разных видов машины , куклы ,а в другой роботы, настольные игры , различного вида лото, домино,  и много разных  костюмов и атрибутов для различных игр-драматизаций. В какую комнаты ты пойдёшь , с кем из детей и во что вы будете играть?( там где куклы наверное .С Маей ,Дашей,Настей, а мы там придумаем).
  5. У мальчика (девочки) скоро день рождения. Он (она) пришел (пришла) с мамой в магазин игрушек выбирать подарок. Его (ее) внимание привлек большой игрушечный дом, в нем много мебели, которую можно переставлять, и много человечков, которые могут свободно двигаться по дому. А еще там была целая 
    полка с машинами, конструкторами, разными принадлежностями для спортивных игр. Как ты думаешь, что мальчик (девочка) выберет себе в подарок? Почему? ( Мальчик выбрал машины или конструктор. Они всегда играют во всё мужское).
  6. Одному мальчику его знакомая девочка (или сестра) оставила 
    куклу поиграть. Расскажи, как мальчик может поиграть с куклой? (Наверное положит её спать)
  7. Одной девочке ее знакомый мальчик (или брат) оставил большую красивую машину поиграть. Расскажи, как девочка будет играть с машиной?(_____________).

Информация о работе Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности