Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:05, курсовая работа
Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.
Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.
Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….
1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….
1.4. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника в игре…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Диагностические методы исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….
Все гендерные проявления детей в течение месяца фиксируются в дневнике наблюдений в свободной форме. Затем на каждого ребенка группы заполняется таблица.
3.Методика диагностики игры детей Н.Ф. Комаровой.
Основание: анализ детских игр.
Цель: Определение уровня развития детских игр.
Материал: игры по выбору детей (настольно - печатные, дидактические, театрализованные, спортивные, сюжетно-ролевые, и т.д.)
Инструкция к проведению. Взрослый наблюдает за детьми в течение определённого времени (на занятиях, на прогулке, свободное время). Наблюдающий оценивает игры, принятие роли детей и включение воспитателя в игру, разнообразие ролевых действий, наличие ролевой беседы, наличие игровых действий с предметами заместителями, разнообразие игровых действий с игрушками, разнообразие замыслов). Все данные заносятся в таблицу, с помощью которой выявляет уровень развития игровой деятельности.
Обработка данных. Диагностический лист.
Анализ результатов.
На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий.
4. Методика « Звёздный мальчик»
Цель: выявление познавательного развития детей в игре, в педагогических условиях, способствующих её обогащению. Определить уровень развития игровой деятельности, умения ребёнком принять условную игровую ситуацию и успешно действовать в ней. Оценить особенности речевого развития и сформированности графических умений. Степень творческого воображения ребёнка.
Материал: цветные карандаши (6 цветов) и стандартный бланк - рисунок.
Инструкция к проведению. Перед ребёнком на столе бланк-рисунок с изображением мальчика. Взрослый говорит: «Этот мальчик впервые прилетел с далекой планеты на Землю. А что с ним дальше на Земле случилось — какая история или даже сказка — этого никто не знает». Ребенку предлагается самому придумать эту историю, нарисовать все, что мальчик увидел, что с ним произошло, а затем рассказать.
Обработка данных. В процессе выполнения ребенком тестового задания фиксируются высказывания каждого ребенка, относящиеся к заданию, а также прочие особенности его решения. По окончании рисования рассказ ребенка записывается на магнитофон и подвергается анализу. Оценка результата и выведение окончательного балла происходят путем обработки протокола обследования ребенка, его рисунка и рассказа. Основные параметры анализируются по существующему алгоритму оценки: продуктивность, оригинальность, чувствительность к противоречиям, степень следования инструкции, качество рассказа, подробность, наличие сказочно-фантастических образов. Здесь важен тот факт, что данные по указанным параметрам рассматриваются в качестве игровых действий, привлекаемых ребенком для решения общей задачи и входящих в контекст его целостной игровой деятельности.
Произвести анализ игр-экспериментирований и определить, на каком уровне развития игровой деятельности находится каждый ребенок, помогает таблица. Данные каждого показателя оцениваются по 10 бальной шкале.
1.Ребёнок не принимает задание или не справляется с заданием, даже с помощью взрослого - 1 балл.
2.Ребёнок справляется с заданием (есть рисунок, но не может его «описать) - 3 балла.
3.Ребёнок справился с заданием, но рассказ и знания ребёнка абсолютно бессмысленны, они абстрактны и не становятся базой для умственного развития - 5 баллов.
4. Ребёнок справился с заданием, но он не в состоянии фантазировать -7 баллов.
5. Ребёнок легко и уверенно составляет рассказ, включает туда и сюжет, учитывает условия инструкции -10 баллов.
2.2 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
С целью выявления влияния гендерных особенностей и определения уровня развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с 14 января по 18 января и с 21 января по 25 января 2013 года мною была проведена диагностика у дошкольников старшей и средней группы на базе МДОУ Детский сад № 25 «Жемчужинка». Для исследования были использованы методики, разработанные Н.Ф Комаровой, методика «Звёздный мальчик», разработанная в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (авторы С. Л. Новоселова и Е. В. Трифонова), Е.Н. Татаринцевой. Для получения наиболее достоверных результатов в ходе моего обследования мною были использованы различные методики: словесные, практические, игровые. При этом мною было учтено, что для получения достоверных результатов необходим положительный настрой детей на обследование.
В ходе опытно - экспериментальной работы осуществлялось наблюдение, необходимое для выяснения игровых особенностей детей определённого возраста. Было важно установить, влияет ли гендерная принадлежность на выбор игр у детей старшего дошкольного возраста.
Проведя исследование, я получила следующие результаты.
Данные проведённой беседы с детьми мною были запротоколированы, и получили следующие результаты, представленные в таблице №1.
Таблица. 1
Результаты проведённой беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Катя |
Майя |
Влада |
Даша |
Настя |
Даня |
Саша |
Валера |
Антон |
Вася |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
в |
в |
с |
в |
в |
в |
с |
в |
в |
в |
1. Высокий - 5-4баллов. Ребёнок ответил на вопрос полностью (развёрнуто)
2. Средний- 3-2 балла. Ребёнок ответил не полностью
3.Низкий - 0 баллов. Ребёнок не ответил (промолчал)
Как видно из данной таблицы дети свободно шли на контакт, отвечали на вопросы полностью, вследствие чего 8детей получили высокий уровень. Только 2 детей показали средний уровень.
Таблица 1а
Результаты проведённой беседы с детьми младшего дошкольного возраста.
Тима |
Ваня |
Дастан |
Олег |
Максим |
Полина |
Алина |
Анжела |
Диана |
Юля |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
с |
с |
в |
с |
с |
в |
с |
в |
в |
с |
1. Высокий - 5-4баллов. Ребёнок ответил на вопрос полностью (развёрнуто)
2. Средний- 3-2 балла. Ребёнок ответил не полностью
3. Низкий - 0 баллов. Ребёнок не ответил (промолчал)
Как видно из данной таблицы среди детей младшего возраста низкий уровень не показал никто, средний уровень - 6 детей и высокий уровень - 4 ребёнка.
На основе данных таблиц была составлена сравнительная гистограмма 1.
Как видно из данной гистограммы, низкий уровень в содержании и выполнении игровых задач и предпочтении детей в выборе игр и игрушек с учётом гендерных особенностей у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) не показал никто. К среднему уровню было отнесено 20%детей. Высокий уровень показало 80%детей. Это говорит о том, что к 6-7 годам у ребёнка возникают разнообразные игровые замыслы. Игровые задачи ребёнок уже практически всегда ставит самостоятельно. У ребёнка к этому возрасту определённый круг друзей, с которыми ему нравится и хочется играть. У ребёнка происходит начало усвоения половой роли.
В младшем дошкольном возрасте у детей 4-5лет, низкий уровень в содержании и выполнении игровых задач и предпочтении детей в выборе игр и игрушек с учётом гендерных особенностей не показал никто, хотя некоторые дети не могли поддержать беседу и отклонялись от ответов. К среднему уровню отнесено 60%, к высокому 40%. У детей данного возраста еще, как правило, нет друзей, с которыми им бы хотелось играть всегда, они играют с теми детьми, кто есть на данный момент, не отдавая предпочтения кому - либо. На данном возрастном этапе у детей ещё только происходит усвоение половой роли, поэтому мальчики могут покатать коляску с куклой, а девочки поиграть в «Игры для мальчиков».
Результаты методики « Наблюдение за поведением ребёнка в игре». (Н. Е. Татаринцева). Старший дошкольный возраст(6-7 лет).
Сравнительная таблица 2.
Имя ребёнка, возраст.
|
С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками. |
Какие игры и игрушки предпочитает. |
Какие роли берёт на себя в играх. |
Характер игровых действий с разными предметами и игрушками. |
Адекватность /неадекватность полоролевого поведения. |
Катя 6,5лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Майя 6,8лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Даша 6,6лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Настя 6,6лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Влада 6,4 лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Даня 6,10лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Саша 6,7лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Валера 6,7лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Антон 6,5лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Вася 6,4лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Уровни:
Соответствует - 5-4баллов.
Соответствует не полностью - 3-2балла.
Не соответствует - 1балл.
Сравнительная таблица 2а
Младший дошкольный возраст.
Имя ребёнка, возраст.
|
С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками. |
Какие игры и игрушки предпочитает. |
Какие роли берёт на себя в играх. |
Характер игровых действий с разными предметами и игрушками. |
Адекватность /неадекватность полоролевого поведения. |
Тима 4,6лет |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Ваня 4,7 лет |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Дастан 4,11лет |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
Максим 4,10лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Олег 4,9лет |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
Полина 4,9лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Алина 4.7лет |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Анжела 4,8лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Диана 4,10лет |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Юля 4,10лет |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |