Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – Выявить предпочтения в игровой деятельности в зависимости от различных факторов, и в первую очередь от гендерной принадлежности дошкольника.
Объект исследования - Процесс развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте у детей разного пола.
Предмет исследования – Игровые предпочтения детей подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……..2
ГЛАВА 1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Значение игры для развития психики дошкольника ………………… 1.2. Классификация игр ………………………………………………….
1.3. Факторы, влияющие на выбор игровой деятельности дошкольника……………………….
1.4. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника в игре…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Диагностические методы исследования………………………………..
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая_изм.doc

— 601.50 Кб (Скачать)

  Фемининные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других, зависимым и подчиненным поведением. Особенно ярко заметна тенденция у феминизированных мальчиков к сознательному ограничению своего «исследовательского пространства». Такие дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, безынициативными. Их поведение часто характеризуется избеганием контактов и взаимодействия, особенно со сверстниками своего пола и маскулинными девочками. Феми-нинные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам. Им присуща высокая социальная активность, многочисленность и разнообразность контактов и поведения. Они активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола, являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, выполняют маскулинные и фемининные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь). Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений.

    Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых стереотипов, эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Их основные характеристики - пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие принятия в коллективе сверстниками и ответное избегание контактов.

«В дошкольной среде в целом доминирует андрогинная культура поведения, что может отражать некоторые тенденции в современной социальной ситуации, где наряду с сохранением традиционных стереотипов наблюдается отказ от жесткой половой типизации. Вместе с тем, среди дошкольников имеются дети, которые нуждаются в целенаправленной психолого-педагогической помощи в формировании у них представлений об особенностях различных вариантов полоролевого поведения. Именно в этом возрасте родители, воспитатели, психологи могут оказать значимое воздействие на формирование гендерной идентичности ребенка» [27]

Таким образом, разделение ролей происходит в детстве, оно включает не только игры, типичные для детей разного пола, но и другие значительные различия между мальчиками и девочками. Две половые группы представляют собой два разных типа субкультур: мужской и женской.

 

Глава 2.     Изучение возрастной динамики  и гендерного подхода в игровой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста. 

2.1 Диагностические методы исследования.

 

В мировой и отечественной психодиагностике создан огромный арсенал методик по выявлению сформированности игровой деятельности детей дошкольного возраста, но для того чтобы у ребёнка происходило развитие игры нужен комплексный подход. Комплексный подход содержит определённые компоненты;

  - обеспечение приобретения детьми доступного и соответствующего их возрасту жизненного опыта во время прогулок, в быту, знаний о действительности.

Д. А. Саар отмечает, что многое зависит от стратегии ознакомления детей с окружающей действительностью.

   - обогащение игрового опыта детей. На начальном этапе развития игровой деятельности этот процесс носит обучающий, а в старшем дошкольном возрасте – активизирующий характер. Для этого необходимо наиболее эффективно использовать обучающие игры, игры - загадки, игры-инсценировки.

  - рациональная организация предметной среды для игровой деятельности

Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей, воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития подлинно самостоятельной, инициативной игры. Организация предметно-игровой среды требует определения места игры в педагогическом процессе и необходимого пространства для разнообразных детских игр.

  - комплексного руководства развитием самодеятельных игр – это активизирующее игру общение взрослых с играющими детьми. Одним из серьёзных факторов, влияющих на развитие содержания детских игр, является живой интерес взрослого к детским играм  умение возбуждать интерес к играм, направлять его и вовремя поддерживать, планировать развитие игры.

Опираясь на всё выше сказанное, в данной работе я использовала следующие методы и методики:

Метод наблюдения — это планомерное изучение педагогического процесса в целом или отдельных его фрагментов (занятий, игр и т. д.). Наблюдение, безусловно, является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития ребенка. Воспитатель в группе постоянно наблюдает за поведением детей, их играми, отношениями между собой. Наблюдение предваряется осознанием и постановкой цели, разработкой плана, техники и методики. Во время наблюдения необходима точная и объективная фиксация фактов, которая заключается в протоколировании, фотографировании, видеосъемке и ведении записей.

Существует ряд способов наблюдения за игровой деятельностью:

  • вступление в тесный контакт с наблюдаемыми детьми, участие в их игровой деятельности на второстепенных ролях;
  • наблюдение игры извне (вне поля зрения ребенка);
  • скрытое наблюдение (запись на видеокамеру, диктофон), которое не нарушает активности и самостоятельности детей в игре;
  • опосредованное наблюдение, т. е. изучение готовых результатов, представленных воспитателями групп (по результатам диагностики игры, записям хода игры и игровой речи детей, изучение календарных и перспективных планов работы воспитателя по развитию игровой деятельности).

Мною было проведено наблюдение за поведением ребёнка в игровой деятельности  автора Н. Е. Татаринцевой.

Метод беседы — это сбор фактов наблюдателем в процессе личного общения с ребенком или воспитателем при помощи заранее составленных вопросов.

Заранее определяются цель, план проведения беседы, перечень вопросов, методика их предъявления, способы регистрации ответов (магнитофон, бланки записей, условные обозначения и т. д.). Беседа требует создания благоприятной обстановки (место, время и т. д.), наличия контакта и атмосферы доверия. Для проведения беседы подбирается наглядный материал: иллюстрации, картинки, игрушки, различные предметы, которые помогают детям более точно справиться с заданием.

Для диагностики познавательного развития детей в игре, в педагогических условиях, способствующих ее обогащению, может успешно применяться новая и пока еще мало известная широким кругам практикующих психологов диагностическая методика. «Звёздный мальчик», разработанная в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, данная методика диагностики познавательного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторы С. Л. Новоселова и Е. В. Трифонова) является комплексной и представляет собой по содержанию некоторые заданные условия, предлагаемые ребенку для его режиссерской игры, проходящей на материале им создаваемого и комментируемого рисунка.

 

 

1.Беседа с детьми      

 

Цель: выявление  предпочтений  в выборе игр (игрушек, партнёров по игре. Изучить содержание и выполнения игровых задач (ролей, действий). Уточнить знания об особенностях полоролевого поведения мальчиков и   девочек.

Инструкция к проведению: Взрослый  наблюдает за ребёнком в процессе игровой деятельности в группе, на прогулке, а потом предлагает рассказать ребенку, чем он сегодня занимался и просит ответить его на некоторые  вопросы взрослого.  Все ответы детей  фиксируются и записываются в протокол.

Обработка данных. При обработке данных  беседы учитывается предпочтение детьми в выборе игрушек  (игр, партнёров по игре), содержание и выполнения игровых задач (ролей, действий). Данные ответов оцениваются по следующей шкале:

1.Ребёнок ответил на вопрос  полностью (развёрнуто) - 5баллов.

2. Ребёнок ответил частично - 3 балла.

3. Ребёнок не ответил (промолчал) - 0 баллов.

Вопросы к беседе.

1.Ты любишь играть?

2.В какие игры ты любишь  играть больше всего. Назови их.

3.Посмотри, сколько разных игрушек есть у вас в группе, с какими из них ты любишь играть больше всего и почему?

4.Ты с этими игрушками играешь один или с друзьями. С кем? Назови их имена.

5.У вас в группе очень много  разных не только игрушек, но  и много разных игр  ты в  них играешь? С кем из детей  тебе нравится играть в игры  в группе, на прогулке?

6.Если в вашей игре нужно выбрать водящего или главного героя (персонажа), как вы это делаете( считалка, кто хочет тот и будет и т. д.)

7.Представь, что вы стали играть  в игру « На какого сказочного  героя я похож». Кем бы ты был, каким героем? Почему?

8.Ребята предложили тебе поиграть в игру «Семья», какую роль ты бы себе выбрал. Почему?

9.Вы играли, играли  и вдруг тебе надоела эта игра, ты больше не хочешь в неё играть, что ты сделаешь: уйдёшь и ничего не скажешь, или предложишь поиграть в другую?

10. Если девочки предложат тебе с ними играть, ты пойдёшь или ты играешь только с мальчиками?

11. Представь, что у нас есть  две комнаты. В одной комнате много разного конструктора и  разных видов машины, куклы, а в другой роботы, настольные игры, различного вида лото, домино,  и много разных  костюмов и атрибутов для различных игр-драматизаций. В какую из комнат ты пойдёшь, с кем из детей и во что вы будете играть?

12. У мальчика (девочки) скоро день рождения. Он (она) пришел (пришла) с мамой в магазин игрушек выбирать подарок. Его (ее) внимание привлек большой игрушечный дом, в нем много мебели, которую можно переставлять, и много человечков, которые могут свободно двигаться по дому. А еще там была целая полка с машинами, конструкторами, разными принадлежностями для спортивных игр.

Как ты думаешь, что мальчик (девочка) выберет себе в подарок? Почему?

13.  Одному мальчику его знакомая девочка (или сестра) оставила 
куклу поиграть. Расскажи, как мальчик может поиграть с куклой?

14. Одной девочке ее знакомый  мальчик (или брат) оставил большую красивую машину поиграть. Расскажи, как девочка будет играть с машиной?

 

 

2.Наблюдение за поведением  ребёнка в игре ( Н.Е.Татаринцева).         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Основание: Особенности гендерного развития детей в игровой деятельности.

Цель: выявить особенности полоролевого поведения в различных видах детской деятельности.

Задачи: наблюдения за действиями детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за растениями в группе.

Инструкция к проведению. Экспериментатор наблюдает за детьми, (в течение определённого времени), их действиями по отношению друг к другу, отмечает особенности в поведении ребенка.

В ходе обследования взрослый оценивает поведение детей в игре. Обработка данных осуществляется при помощи таблицы, в  которую записываются все наблюдения за ребёнком.

Анализ результатов.  При обработке данных таблицы оценивается:

1.С кем чаще всего  играет: с мальчиками или девочками?

2.Какие игры или игрушки  предпочитает (машины, конструкторы, куклы, мягкие игрушки, строительные игры, дидактические, настолько-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, др.).

3.Какие роли  ребёнок  берет на себя в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях?

4. Если мальчики и  девочки играют вместе, то какие роли выбирает мальчик (девочка)?

5. В трудовой деятельности  ребенок предпочитает дело, требующее  серьезных/ небольших физических  усилий, перемещения в пространстве, оказания помощи воспитателю  или сверстнику - девочке (мальчику), предполагающее качественное выполнение, требующее действия знакомыми способами или строго по инструкции, др.

6.Чаще проявляет интерес  к чему-то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска  решения, или к задачам, способ  решения которых достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм.

7. Предпочитает задания  вербального или практического  характера.

8.Какого содержания  книги выбирает?

9.Кто любимые герои  книг (мультфильмов)?

10. Как ведет себя  по отношению к противоположному  полу?

Информация о работе Исследование предпочтений игр детьми подготовительной группы в режиме самостоятельной деятельности