Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная работа тревожность.docx

— 98.80 Кб (Скачать)

При обработке подсчитывается:

·  Общее число несовпадений по всему тексту.

·  Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.

1.  Общая тревожность в школе.

2.  Переживания социального стресса.

3.  Фрустрация потребности в достижении успеха.

4.  Страх самовыражения.

5.  Страх ситуации проверки знаний.

6.  Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7.  Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8.  Проблемы и страхи в отношениях с учителями (см. Приложение №2).

2).Методика Гинзбург М.Р. «Определение мотивов учения».

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Мотивы:

1. учебный.

2. социальный.

3. позиционный.

4. внешний.

5. игровой.

6. отметка.

В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой  рассказ, в котором каждый из исследуемых  мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический  рисунок, который служит внешней  опорой для запоминания.

Делаются выводы о характерном  для ребёнка мотиве учения, анализируются  причины того или иного мотива (см. Приложение №3).

3).Методика изучения  самооценки младших школьников (модифицированный  вариант методики С.А.Будасcи).

Цель: выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам  личности.

Оборудование: слова, характеризующие  отдельные качества личности: умный, аккуратный, вежливый, смелый, искренний, щедрый, сильный, общительный, добрый, умеющий прощать, старательный, независтливый, целеустремленный, терпеливый (см. Приложение №4).

Методика состоит из 2 частей.

Уровни самооценки

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно

высокий

0-0,2

0,21-0,3

0,31-0, 51

0,51-0,65

0,66-0,8

Свыше 0,8


 

 

4).Методика исследования  интеллекта детей Векслера Д. (WISC).

Шкала интеллекта Д. Векслера для детей (WISC) применяется для  определения общего интеллектуального  уровня и особенностей интеллекта детей  в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 месяцев. Данный тест позволяет определить как  общий показатель интеллекта, уровень  развития вербального и невербального  интеллекта, так и показатели структурных  особенностей интеллекта.

В данную методику включены 11 субтестов: «Осведомленность», «Понятливость», «Арифметический», «Сходство», «Словарный», «Повторение цифр», «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики  Косса», «Складывание фигур», «Шифровка (кодирование)».

Первые шесть необходимы для определения особенностей вербального  интеллекта, остальные – невербального.

Обследование проводилось  в индивидуальной форме. Изучались  такие показатели, как:

·  уровень развития общего интеллекта;

·  уровень развития способностей, соответствующий групповым факторам: вербальный и невербальный интеллект;

·  уровень развития способностей, соответствующих специфическим факторам [32] (см. Приложение №5 и №6).

5).Сокращенный  вариант методики «Психолого-педагогическая  характеристика школьников (Битянова  М.Р., Азарова Т.В. и др.,1998).

Использовался с целью  изучения особенностей учебной деятельности испытуемых (произвольность психических  процессов, сформированность важнейших  учебных действий, умственная работоспособность  и темп деятельности) и характером общения младших школьников (взаимодействие со сверстниками и педагогом). В качестве экспертов выступали учителя.

Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке. Для математического  и статистического анализа материала  были использованы следующие функции  и параметры: среднее арифметическое, дисперсия и стандартное отклонение и д.р., а также методы выявления  различий в уровне и распределении  исследуемых признаков (t-критерий Стьюдента, χ2 - критерий Пирсона), корреляционный и факторный анализ (r-коэффициент линейной корреляции Пирсона). Обработка результатов осуществлялась на ПВЭМ с использованием прикладных программ.

 

2.3 Гипотеза исследования

В качестве гипотезы в данном исследовании выступало предположение  – существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных  способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению. 

 

2.4 Результаты  исследования 

 

2.4.1 Общий интеллект  как структурный элемент адаптационных  способностей

Изучение особенностей интеллектуального  развития учащихся осуществлялось с  помощью теста Д.Векслера. По материалам психологической диагностики при  помощи данной методики в исследуемой  группе детей, а так же мальчиков  и девочек этой же группы, на втором году обучения, были получены следующие  результаты, выраженные в средних  значениях:

-  вербальный интеллектуальный показатель – 110;

-  невербальный интеллектуальный показатель – 107;

-  общий интеллектуальный показатель – 120.

Первой ступенью исследования было выявление полученных результатов  по тесту интеллекта Векслера (детский  вариант) по всей выборке исследуемых  детей. То есть необходимо было узнать общее интеллектуальное развитие у  учащихся начальных классов. Второй же ступенью исследования было определить особенности уровня интеллектуального  развития мальчиков и девочек  для успешной социально-психологической  адаптации.

В приведенной ниже таблице  представлены результаты первой ступени  исследования, а именно особенности  уровня интеллектуального развития всей выборки детей.

 

Таблица №1. Особенности  уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов

Название субтестов

Количество учащихся, %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Осведомленность

14

70

16

Понятливость

2

50

48

Арифметический

13

55

32

Сходство

0

35

65

Словарный

40

51

9

Повторение цифр

0

92

8

Недостающие детали

22

71

7

Последовательные картинки

9

41

50

Кубики Косса

6

40

54

Складывание фигур

9

38

53

Шифровка

6

40

54


В ходе проведения исследования было выявлено значительное число детей  с высоким уровнем развития логического  мышления («Сходство», «Последовательные  картинки»), образного и пространственного  мышления («Кубики Косса», «Складывание фигур»), распределения внимания («Шифровка»), практичности («Понятливость») и низким уровнем речевого развития («Словарный»).

Замедление речевого развития, малый объём словарного запаса детей, вероятно, является общей тенденцией, характерной для нашего времени, в связи с редким чтением литературы и частыми просмотрами видео  продукции. Качественный анализ результатов  выполнения заданий субтеста «Словарный»  показал, что только 30% детей пытались дать определение через род и  видовое отличие 1-2 понятиям из 18-21, которые им были в той или иной степени знакомы. Во всех остальных  случаях имели место определения  по употреблению («гвоздь – его  забивают в стену») и объяснение лексического значения слова через  пример («неприятность – это вот  когда тебя ударили и тебе неприятно», «смелый – значит не боится волков и медведей»). Следует также отметить снижение степени актуальности некоторых  вопросов вербальной части методики. Например, на вопрос, где продают  сахар, многие дети отвечают: «На рынке, везде». При этом правильным ответом  считается, что в продовольственном  магазине, гастрономе.

Вторая ступень исследования заключалось в том, что нужно  было сравнить две выборки детей (мальчиков и девочек) и с помощью  критерия Стьюдента, определить наиболее значимые различия по средним показателям  в данном исследовании.

Таблица № 2. Особенности  уровня интеллектуального развития мальчиков и девочек

Название субтестов

Среднее значение, баллы  и стандартная ошибка

Значение t-критерия Стьюдента

девочки

мальчики

1.Осведомленность

10,7 ±0,59

12,05 0,54

1,7

2.Понятливость

12,59 ±0,61

14,55± 0,43

2,65, p < 0,01

3.Арифметический

11,86 ±0,47

13,21± 0,36

2,98, р< 0,01

4.Сходство

14,78 ±0,37

15,16 ±0,31

0,78

5.Словарный

9,97± 0,69

10,42 ±0,53

0,51

6.Повторение цифр

9,89± 0,38

9,25 ±0,26

1,38

7.Недостающие детали

9,97± 0,53

10,91 ±0,37

1,45

8.Последовательные картинки

11,27± 0,63

11,41 ±0,46

0,18

9.Кубики Косса

12,89± 0,47

13,96± 0,47

1,61

10.Скадывание фигур

10,03± 0,48

10,61± 0,42

0,9

11.Шифровка

13,14 ± 0,53

11,60 ±0,38

2,38, р <0,05

Вербальный интеллект

11,64 ±0,34

12,38±0,3

1,63

Невербальный  интеллект

11,45 ±0,28

11,66 ±0,29

0,53

Общий интеллект

11,19 ±0,41

12,07± 0,29

1,78


 

В данной выше таблице с  помощью t-критерия Стьюдента была произведена  проверка равенства средних значений в двух выборках детей: мальчиков  и девочек. В результате этого, были обнаружены наиболее значимые показатели в различии уровня интеллектуального  развития мальчиков и девочек (субтест  «Понятливость» - 2,65, при p < 0,01, субтест  «Арифметический» - 2,98, при р< 0,01 и  субтест «Шифровка» - 2,38, при р<0,05).

Отсюда можно сделать  следующее заключение: на этапе начального школьного обучения гендерные различия в уровне интеллектуального развития учащихся заключаются в том, что  мальчики практичнее, чем девочки. Они  лучше разбираются в происходящих событиях и более способны к принятию самостоятельных решений (субтест  «Понятливость»). Кроме того, у них  лучше развито математическое мышление. Мальчики быстрее и правильнее выявляют связи между данными и находят  решение арифметических задач (субтест  «Арифметический»). Однако значения показателя распределения зрительного внимания у девочек существенно превышают  таковые у мальчиков (субтест  «Шифровка»).

Таким образом, характерной  чертой современных младших школьников является высокий уровень развития умения выполнять такие логические операции, как установление закономерностей  и обобщение, а также образного  и пространственного мышления, повышенная практичность, но в тоже время малый  объем словарного запаса и слабое развитие связной речи. Гендерные  различия в развитии интеллектуальных способностей заключается в том, что мальчики более склонны к  принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек  значения показателя распределения  зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.

 

2.4.2 Самооценка  учащихся начальных классов как  структурный элемент адаптационных  способностей

Самооценка является динамичным образованием. Представления человека о своей ценности складываются и  уточняются в процессе деятельности и межличностного общения. Как уже  говорилось ранее, принято выделять два вида самооценки: общую и частную. Частная самооценка рассматривается  в виде оценки образа «Я-реальное»  и «Я-идеальное». В соответствии с целью исследования было проведено  изучение общей и частной самооценки у всей выборки школьников начальных  классов, а также попутно анализ структуры образа Я мальчиков  и девочек в исследуемой выборке.

Таблица № 3. Структура образов  «Я-реальное» и «Я-идеальное» у  учащихся начальных классов

«Я-идеальное», ранг в среднем  по выборке

Качества личности

«Я-реальное», ранг в среднем  по выборке

1

Умный

1

2

Добрый

2

3

Смелый

3

4

Сильный

5

5

Аккуратный

6

6

Вежливый

4

7

Терпеливый

7

8

Общительный

11

9

Целеустремленный

12

10

Старательный

9

11

Щедрый

10

12

Умеющий прощать

8

13

Искренний

13

14

Независтливый

14


Примечание: чем меньше ранг, тем более значимо качество.

При изучении структуры образа Я младших школьников было выявлено, что дети прежде всего хотят быть умными, добрыми (добрый понимается ими  не в истинном значении слова, а исключительно  как хороший), смелыми, сильными, аккуратными  и т.д. Наименее ценными, даже нежелательными в дальнейшей жизни считают такие  качества, как: независтливость, искренность, умение прощать и щедрость. Отвечая  на вопрос, что такое щедрость, они  говорят: «Это когда деньги на ветер  не бросают».

При ранжировании качеств  в зависимости от их выраженности в настоящее время результаты были получены примерно те же. Лишь немного  менее выражены общительность и  целеустремлённость по сравнению с  идеалом и чуть более – умение прощать (табл. №3).

Таблица №4. Структура образов  «Я-реальное» и «Я-идеальное» у  мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников