Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная работа тревожность.docx

— 98.80 Кб (Скачать)

Кафедра общей психологии и психологии труда

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Пастухова Марина Владимировна,

студентка 4-ого курса

Руководитель: ШАПОВАЛЕНКО  И.В.

Москва, 2009

 

Содержание

Введение

Глава I. Психологические  основы адаптации детей младшего школьного возраста

1.1 Общие положения об  адаптации

1.2 Адаптация как процесс  приспособления организма к изменяющимся  условиям внешней среды

1.3 Основные проявления  социально-психологической дезадаптации  личности

1.4 Особенности интеллектуальных  и личностных характеристик младших  школьников, обеспечивающих успешность  их социально-психологической адаптации

1.4.1 Стрессоустойчивость  и тревожность детей младшего  школьного возраста

1.4.2 Самооценка и ее  формирование в младшем школьном  возрасте

1.4.3 Развитие мотивационной  сферы в младшем школьном возрасте

1.4.4 Интеллектуальное развитие  детей младшего школьного возраста

Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных  способностей детей младшего школьного  возраста

2.1 Цель, гипотеза, задачи  исследования

2.2 Методики исследования

2.3 Гипотеза исследования

2.4 Результаты исследования

2.4.1 Общий интеллект как  структурный элемент адаптационных  способностей

2.4.2 Самооценка учащихся  начальных классов как структурный  элемент адаптационных способностей

2.4.3 Мотивация учебной  деятельности младших школьников

2.4.4 Особенности стрессоустойчивости  и тревожности учащихся начальных  классов

Заключение

Литература

 

Введение

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного  обстоятельства во многом является нарушения  течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации  человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных  уровнях приобретает в настоящее  время фундаментальное значение.

В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой  смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс  неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. В условиях продолжающихся социально-экономических  преобразований уменьшение адаптационного запаса и способность успешного  осуществления деятельности и слаженного развития, наблюдается и у взрослых, и у детей [60;6].

В самом распространенном своем значении школьная адаптация  понимается как приспособление ребенка  к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам  деятельности, режиму жизнедеятельности. По результатам исследований в настоящее  время нарушения адаптации встречаются  у 20-40% учеников начальных классов [60]. Преждевременное начало обучения, усиленные  учебные программы, возросший объем  информации, желание выработать интеллектуальные способности детей, их созидательную  активность в общеобразовательной  практике не всегда согласуются с  возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Неблагоприятное течение  адаптации свидетельствует о  снижении функциональных резервов организма  и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Говоря об адаптации как  процессе, следует помнить о двух его сторонах.

С одной стороны, человек  – это объект приспособления к  условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости  выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые  обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом  уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным, старательным, неконфликтным.

С другой стороны, адаптация  подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что  адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей  жизни, у него сформированы психологические  свойства и умения, позволяющие в  нужной степени соответствовать  требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются к друг другу.

На важность и сложность  стадии, связанной с адаптацией ребенка  в школе, указывают исследования Врублевской М.М., Битяновой М.Р. [11], Вульфов Б.З. , Коррель Л.В., которые  свидетельствуют о том что, именно в процессе обучения в начальной  школе у ребёнка активизируются системы взаимоотношений с миром, со сверстниками, взрослыми, то есть те базовые учебные установки, которые  в дальнейшем определят успешность его школьного обучения и возможность  личностной самореализации в школьном окружении.

Обнаружение особенностей формирования свойств и способностей, значимых для социально-психологической адаптации  на различных этапах онтогенеза заслуживает  пристального внимания. При этом особое внимания имеет младший школьный возраст. Именно в 7-10 лет нарушения  адаптации могут иметь негативные последствия для личностного  развития [6 и др.].

Наиболее общепризнанным в настоящее время является положение, согласно которому деятельность общеобразовательных  учреждений должна заключаться не только в передаче знаний, но и в воспитании свойств и способностей обучающихся [5]. Содействие формированию адаптационных  способностей детей возможно только при существовании надлежащих теоретических  знаний.

Недостаток единого суждения об особенностях адаптационных способностей младших школьников и высокая  практическая значимость определила актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: адаптационные способности детей младшего школьного возраста.

Под адаптационными способностями  мы, вслед за Маклаковым А.Г., понимаем «совокупность индивидуально-психологических  и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность  адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды».[31]

Предмет исследования: гендерные  различия интеллектуальных и личностных характеристик как предпосылок  успешной адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Цель: сравнительное изучение гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: существуют гендерные  различия в уровне развития адаптационных  способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению.

Задачи: 1) осуществить теоретический  анализ механизмов школьной адаптации;

2) найти и мотивировать  выборку, соответствующую условиям  проведения исследования;

3) организовать эмпирическое  исследование, относительно поставленной  гипотезе;

4) определить гендерные  различия в уровне развития  адаптационных способностей младших  школьников к школьному обучению;

5) определить характер  взаимосвязи интеллектуальных и  личностных характеристик учащихся, определяющих успешность адаптации  к школе;

6) построить выводы по  результатам данного исследования.

Методологической основой  исследования являются фундаментальные  положения психологии о процессе адаптации Анохина П.К., Селье  Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., положения концепции личностного  адаптационного потенциала Маклакова  А.Г., а также основные положения  теории Выготского Л.С, Божович Л.И  о психическом развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие  учащиеся вторых классов, как наиболее типичные представители младшего школьного  возраста, средней общеобразовательной  школы № 1141 города Москвы в возрасте 8-9 лет. Было обследовано 64 учащихся. Из них 38 мальчиков и 26 девочек.

Практическая значимость. Результаты, полученные в данной работе, могут помочь психологам, работающим в образовательном учреждении, при  сопровождении процесса обучения и  адаптации детей младшего школьного  возраста, а также их родителям  в улучшении процесса приспособления ребенка к социальной среде в  образовательном учреждении.

Методика исследования: уровень  адаптационных способностей младших  школьников оценивался с помощью  следующих диагностических методик.

1).Тест школьной тревожности  Филипса - для определения стрессоустойчивости  младших школьников.

2).Методика Гинзбурга  М.Р. «Определение мотивов учения»  - для выявления ведущего мотива  учебной деятельности.

3).Методика изучения самооценки  младших школьников (модифицированный  вариант методики С.А.Будасси) - для  определения общей и частной  («Я-реальное» и «Я-идеальное») самооценки

4).Методика исследования  интеллекта детей Векслера Д. (WISC)- для определения уровня развития  общего, вербального и невербального  интеллекта, а также способностей, соответствующих специфическим  интеллектуальным факторам.

5).Сокращенный вариант  методики «Психолого-педагогическая  характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения  особенностей учебной деятельности  испытуемых и характера общения  младших школьников. 

 

 

Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста

1.1 Общие положения  об адаптации

Понятие "адаптация", возникшее  первоначально в биологии, может  быть отнесено к таким общенаучным  понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в  отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Понятие "адаптация", как общенаучное понятие, содействует  синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. «Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические  построения» [56, с. 19]. В этой связи  вполне обоснованной представляется точка  зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает  адаптационную концепцию как  «один из перспективных подходов к комплексному изучению человека» [9, с.258].

Существует множество  определений адаптации, как имеющих  общий, очень широкий смысл, так  и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества  уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково  определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [9,с.215; 43,с.168; 44,с.546]. В  более общих определениях понятия  адаптации ему может придаваться  несколько значений, в зависимости  от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при  котором организм приспосабливается  к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое  устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается  с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм [39,с.40].

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов  и клеток к условиям среды. Адаптация  направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической  организации индивида при изменившихся условиях жизни.

По мнению В.Д. Колесова, процесс  адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма  в результате успешного осуществления  этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма  до начала и после завершения процесса адаптации - адаптивный эффект [25,с.9].

Понятие "адаптация" может  также иметь различное значение в зависимости от того, биологический  или социальный ее аспекты рассматриваются  в конкретном исследовании. Понятие "социальная адаптация" в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [40,с. 54]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление" ей) и ассимиляции ("уподобление" себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» [40,с.437].

В работе И.А. Милославовой также  отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря  социальной адаптации «человек усваивает  необходимые для жизнедеятельности  стандарты, стереотипы, с помощью  которых активно приспосабливается  к повторяющимся обстоятельствам  жизни» [57,с.132]. По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна  по отношению к субъекту, то в  адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности» [36,с.262]. С.Д. Артемов  определяет социальную адаптацию как  «процесс приспособления личности к  существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует  человек» [3;135-136].

Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников