Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература
Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками. Поэтому можно согласиться с В.Г. Асеевым, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия "социальная адаптация" продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения [7].
В.А. Ганзен указывает, что
в комплексе наук о человеке выделяются
следующие уровни: социальный, социально-психологический,
психологический, физиологический, морфологический
и генетический [36,c.176]. Адаптационный
процесс можно рассматривать
на различных уровнях его
Определить границу между социальной и психической адаптацией довольно проблематично, например, потому что потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными и т. д. Потому надлежит заявить об условности деления адаптационного процесса на социальный и психический. Поэтому чаще в научной литературе употребляется термин «социально-психическая адаптация». Под ним подразумевают процесс, который при одобрительном течении приводит к такому «состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [38, с.86].
1.2 Адаптация как
процесс приспособления
Ю.А. Александровский рассматривает
психическую адаптацию как
Поскольку адаптация - это
процесс реализации способности
организма регулировать свои параметры
таким образом, чтобы удерживать
их в пределах функционального оптимума,
то главным критерием их классификации
служит характеристика регуляторной системы,
которая ответственна за рассматриваемый
адаптационный процесс. Адаптационные
способности организмов, находящихся
на разных уровнях филогенеза, различаются
из-за продвинутости их регуляторных
систем. Очевидно, что как во взрослом,
так и в развивающемся
Психофизиологическая
- оптимизацию постоянного
воздействия индивидуума с
- установление адекватного
соответствия между
Система, обеспечивающая адаптированную психическую деятельность, как и любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных относительно жесткими связями. Александровский Ю.А. выделил пять подсистем, от функционирования которых зависит успешность адаптации [1]:
• поиск, восприятие и переработка информации;
• социально-психологические контакты;
• обеспечение бодрствования и сна;
• эмоциональное реагирование;
• эндокринно-гуморальная регуляция.
Активность подсистем
подчинена единой задаче - поддержанию
у человека состояния психической
адаптации (являющемуся
Относительно подсистемы эмоционального реагирования можно сказать следующее. Раздражители, как специфические, так и не специфические могут оказывать на организм определенное воздействие. Специфическое воздействие это любое физическое воздействие. Следовательно, неспецифическое воздействие – это особое эмоциональное реагирование организма, служащее ответом на стимул. Данную реакцию организма на неспецифическое воздействие Ганс Селье определил понятием «стресс». Таким образом, Г.Селье выдвинул свою так называемую концепцию стресса.
Суть концепции стресса в том, что при воздействии самых разнообразных факторов неспецифические реакции организма происходят по механизму общего адаптационного синдрома (ОАС), в котором различают три фазы:
1) фаза тревоги, во время
которой осуществляется
2) фаза сопротивления.
Если действие стрессора
3) фаза истощения. После
длительного действия
Александровский Ю.А отмечает, что в целом ситуация, в которой чаще всего оказывается человек такова, что он почти постоянно находится в
состоянии тревоги, т.е. первой фазы адаптационного синдрома. Нередко фаза тревоги развивается на фоне истощения от воздействия предыдущего
стрессора [1].
Получит ли определенный раздражитель
положительную или
Длительное и интенсивное воздействие стрессоров в младшем школьном возрасте также приводит к появлению отдельных признаков эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности, проявляющейся в некоторых случаях в виде психосоматических расстройств [22].
Функционирование подсистемы
социальных контактов связано с
возможностью удовлетворения потребности
в общении, самовыражения человека
и становления его как
От функционирования подсистемы, обеспечивающей состояния бодрствования и сна, зависит ритмическое и последовательное повышение и снижение в течение суток психической активности, что определяет различные возможности для человеческой деятельности. Признаками нарушения функционирования подсистемы являются различные пресомнические, ин-трасомнические и постсомнические расстройства.
Еще в 70-х годах многими
отечественными исследователями отмечалось
нарушение режима дня младших
школьников и прежде всего первоклассников.
Средняя длительность приготовления
домашних заданий составляла 1 час 57
минут, ночного сна - 10 часов, пребывания
на открытом воздухе - 2 часа 56 минут. Эти
данные свидетельствуют о том, что
большинство первоклассников
Подсистема эндокринно-
Для поддержания адаптированного
состояния важна ось
Александровский Ю.А, отмечал,
что эндокринно-биохимические
К концу 1го полугодия большинство
показателей нормализуется. Однако
до конца учебного года «сохраняется
некоторая напряженность
Система психической адаптации
динамична, всегда находится в развитии.
Активность системы в целом изменяется
в меньшей степени, чем активность
составляющих ее подсистем [1]. Функциональные
возможности подсистем
«Материальным субстратом,
обеспечивающим деятельность как отдельных
подсистем, так и всей системы
психической адаптации в целом,
являются не отдельные корковые или
нижележащие участки
Нарушение функционирования
любой из перечисленных подсистем
может существенно снизить
Адаптационный процесс имеет
сложную структуру и состоит
из нескольких сменяющих друг друга
этапов. Первый из них - афферентный
синтез. Его смысл состоит в
осуществлении анализа и
Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников