Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная работа тревожность.docx

— 98.80 Кб (Скачать)

Приведенные подходы к  определению социальной адаптации  говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками. Поэтому можно  согласиться с В.Г. Асеевым, который  считает, что в настоящее время  нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность  и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения  понятия "социальная адаптация" продолжает оставаться весьма актуальной и требующей  своего научного и всестороннего  разрешения [7].

В.А. Ганзен указывает, что  в комплексе наук о человеке выделяются следующие уровни: социальный, социально-психологический, психологический, физиологический, морфологический  и генетический [36,c.176]. Адаптационный  процесс можно рассматривать  на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых  психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального  резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние  на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях [9,c.45]. Ю.А. Александровский  рассматривает психическую адаптацию  как результат деятельности целостной  самоуправляемой системы, "которая  обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным  и социальным факторам, но и активно  и целенаправленно воздействовать на них" [1,c.13].

Определить границу между  социальной и психической адаптацией довольно проблематично, например, потому что потребности, являющиеся одним  из ключевых понятий психической  адаптации, могут быть как социально  обусловленными, так и врожденными  и т. д. Потому надлежит заявить об условности деления адаптационного процесса на социальный и психический. Поэтому чаще в научной литературе употребляется термин «социально-психическая  адаптация». Под ним подразумевают  процесс, который при одобрительном течении приводит к такому «состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [38, с.86].  

 

1.2 Адаптация как  процесс приспособления организма  к изменяющимся условиям внешней  среды

Ю.А. Александровский рассматривает  психическую адаптацию как результат  деятельности целостной самоуправляемой  системы, "которая обеспечивает деятельность человека на уровне "оперативного покоя", позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным  и социальным факторам, но и активно  и целенаправленно воздействовать на них" [1,c.13].

Поскольку адаптация - это  процесс реализации способности  организма регулировать свои параметры  таким образом, чтобы удерживать их в пределах функционального оптимума, то главным критерием их классификации  служит характеристика регуляторной системы, которая ответственна за рассматриваемый  адаптационный процесс. Адаптационные  способности организмов, находящихся  на разных уровнях филогенеза, различаются  из-за продвинутости их регуляторных систем. Очевидно, что как во взрослом, так и в развивающемся организме, наряду со способностью к сенсибилизационным адаптациям, должна существовать возможность  стабилизационных адаптации. Под ними мы понимаем процесс реализации способностей всего организма или отдельных  его реагентов удерживать свои параметры  в пределах функционального оптимума при изменяющихся факторах внешней  среды. В филогенезе возможность  стабилизационных адаптации развивается  параллельно с сенсибилизационными  адаптациями. В понятие целостности  организма неотъемлемой частью входит взаимодействие человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса  происходит не ослабление, не разрыв, а  обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым  все более возрастает роль физического  совершенствования человека.

Психофизиологическая адаптация  является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической  адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё  два аспекта:

- оптимизацию постоянного  воздействия индивидуума с окружением;

- установление адекватного  соответствия между психическими  и физиологическими характеристиками, обеспечивая тем самым возможность  прогресса.

Система, обеспечивающая адаптированную психическую деятельность, как и  любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных относительно жесткими связями. Александровский  Ю.А. выделил пять подсистем, от функционирования которых зависит успешность адаптации [1]:

•  поиск, восприятие и переработка информации;

•  социально-психологические контакты;

•  обеспечение бодрствования и сна;

•  эмоциональное реагирование;

•  эндокринно-гуморальная регуляция.

Активность подсистем  подчинена единой задаче - поддержанию  у человека состояния психической  адаптации (являющемуся системообразующим  фактором). Однако каждая из них имеет  собственное значение. Функционирование подсистем определяется не только индивидуальным своеобразием личности, но и возрастными  особенностями развития.

Относительно подсистемы эмоционального реагирования можно  сказать следующее. Раздражители, как  специфические, так и не специфические  могут оказывать на организм определенное воздействие. Специфическое воздействие  это любое физическое воздействие. Следовательно, неспецифическое воздействие  – это особое эмоциональное реагирование организма, служащее ответом на стимул. Данную реакцию организма на неспецифическое  воздействие Ганс Селье определил  понятием «стресс». Таким образом, Г.Селье  выдвинул свою так называемую концепцию  стресса.

Суть концепции стресса  в том, что при воздействии  самых разнообразных факторов неспецифические  реакции организма происходят по механизму общего адаптационного синдрома (ОАС), в котором различают три  фазы:

1) фаза тревоги, во время  которой осуществляется мобилизация  ресурсов организма;

2) фаза сопротивления.  Если действие стрессора совместимо  с возможностями адаптации, организм  сопротивляется ему. Признаки  реакции тревоги практически  исчезают;

3) фаза истощения. После  длительного действия стрессора  вновь появляются признаки тревоги.  Теперь они могут носить необратимый  характер. В крайних случаях возможна  даже гибель организма.

Александровский Ю.А отмечает, что в целом ситуация, в которой  чаще всего оказывается человек  такова, что он почти постоянно  находится в

состоянии тревоги, т.е. первой фазы адаптационного синдрома. Нередко  фаза тревоги развивается на фоне истощения от воздействия предыдущего

стрессора [1].

Получит ли определенный раздражитель положительную или отрицательную  оценку, возникнет ли ощущение угрозы, зависит не только от характера и  интенсивности воздействующего  фактора, но и в значительной степени  от особенностей индивида. В связи  с этим каждый раздражитель, даже самый  слабый, в определенных условиях может  играть роль стрессора, запускающего адаптационный  процесс. Однако ни один раздражитель не вызывает стресса у всех без  исключения индивидуумов, подвергшихся его воздействию [51].

Длительное и интенсивное  воздействие стрессоров в младшем  школьном возрасте также приводит к  появлению отдельных признаков  эмоционального напряжения или состояния  хронической тревожности, проявляющейся в некоторых случаях в виде психосоматических расстройств [22].

Функционирование подсистемы социальных контактов связано с  возможностью удовлетворения потребности  в общении, самовыражения человека и становления его как личности. В младшем школьном возрасте деятельность данной подсистемы характеризуется  формированием коммуникативных  навыков, приобщением к образцам нравственного поведения, обучением  исполнению различных социальных ролей, которые отводятся ребенку сверстниками и учителем с учетом его личностных качеств.

От функционирования подсистемы, обеспечивающей состояния бодрствования  и сна, зависит ритмическое и  последовательное повышение и снижение в течение суток психической  активности, что определяет различные  возможности для человеческой деятельности. Признаками нарушения функционирования подсистемы являются различные пресомнические, ин-трасомнические и постсомнические  расстройства.

Еще в 70-х годах многими  отечественными исследователями отмечалось нарушение режима дня младших  школьников и прежде всего первоклассников. Средняя длительность приготовления  домашних заданий составляла 1 час 57 минут, ночного сна - 10 часов, пребывания на открытом воздухе - 2 часа 56 минут. Эти  данные свидетельствуют о том, что  большинство первоклассников имели  в то время дефицит сна, сокращенное  время активного отдыха и значительно  увеличенное время выполнения домашних заданий [19]. Если учесть введение новых  образовательных программ в последние  годы, в содержание которых включено множество отсутствовавших ранее  тем, то комментарии о произошедшем в связи с этим изменении режима школьников излишни.

Подсистема эндокринно-гуморальной  регуляции включает в себя различные  эндокринные и биохимические  механизмы. Все стадии адаптационного процесса сопровождаются биологическими изменениями, такими как: вегетативная активация, гормональный выброс, интенсификация метаболических реакций тканей и  т. д.

Для поддержания адаптированного  состояния важна ось гипоталамус -гипофиз - кора надпочечников, которая  представляет собой координированную систему. Стрессор возбуждает гипоталамус, «продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя  корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию  вилочковой железы и другим сопутствующим  изменениям - атрофии лимфатических  узлов, торможению воспалительных реакций  и продуцированию сахара». «Другая  типичная черта стрессовой реакции - образование язвочек пищеварительного тракта (в желудке и кишечнике). Их возникновение облегчается высоким  содержанием кортикоидов в крови, но автономная нервная система тоже играет роль в их появлении». Таким  образом, объективными признаками стресса  являются: 1) увеличение надпочечников; 2) атрофия вилочковой железы; 3) желудочно-кишечные изъязвления [51].

Александровский Ю.А, отмечал, что эндокринно-биохимические изменения  чаще всего являются не причиной нарушения  адаптации, а ее следствием. Существует концепция, согласно которой некоторые  болезни рассматриваются как  результат нарушения механизма  ОАС - механизм «сходит с рельсов» [38, с. 92].

К концу 1го полугодия большинство  показателей нормализуется. Однако до конца учебного года «сохраняется некоторая напряженность гормональных механизмов адаптации» [19, с.92].

Система психической адаптации  динамична, всегда находится в развитии. Активность системы в целом изменяется в меньшей степени, чем активность составляющих ее подсистем [1]. Функциональные возможности подсистем изменяются ввиду нестабильности определяющей их биологической и социально-психологической  основы.

«Материальным субстратом, обеспечивающим деятельность как отдельных  подсистем, так и всей системы  психической адаптации в целом, являются не отдельные корковые или  нижележащие участки центральной  нервной системы, нервно-мышечные образования  и эндокринные железы, а их синхронно  функционирующие области, названные  Ухтомским А.А. , а в последующем  и Леонтьевым А.Н. [30] «функциональными органами». Формирование этих «органов»  в процессе жизнедеятельности человека связано не с изменением количества нервных клеток, а с увеличением  числа прямых и опосредованных нейронных  соединений. Благодаря этому становится возможной совместная работа разных систем корковых зон головного мозга  и других частей центральной нервной  системы, участвующих в процессе психической адаптации.

Нарушение функционирования любой из перечисленных подсистем  может существенно снизить адаптивные возможности индивида. Достижение состояния  адаптации невозможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при  нарушении функциональных возможностей всей адаптационной системы в  целом [1].

Адаптационный процесс имеет  сложную структуру и состоит  из нескольких сменяющих друг друга  этапов. Первый из них - афферентный  синтез. Его смысл состоит в  осуществлении анализа и синтеза  информации с учетом прошлого опыта  и доминирующей мотивации. На их основе происходит принятие конкретного решения  относительно вопроса о преодолении  существующей проблемы, т. е. происходит постановка цели. Одновременно с этим формируется акцептор (представление  или образ) результатов действия. В соответствии с целью и желаемым результатом строится «поведенческая программа», которая затем реализуется. Реально полученные результаты сравниваются с акцептором результата. В случае, если обратная информация от результатов  совершенного действия точно совпадает  с параметрами акцептора, возникает  положительное эмоциональное состояние. Биологически этой эмоцией закрепляется правильность приспособительных результатов. Наоборот, несоответствие итогов деятельности запланированному результату, ведет  не к закреплению функционального  действия, а к поискам новых  путей, необходимых для достижения оптимального результата, который вызвал бы полноценную эмоцию удовлетворения [1].

Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников