Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная работа тревожность.docx

— 98.80 Кб (Скачать)

 

 

Заключение

Произошедшее за последние  годы увеличение числа негативных социально-экономических  факторов, воздействующих на человека, и их интенсивности способствовало привлечению пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей к проблеме адаптации. Многие специалисты, занимающиеся изучением данного  феномена, отмечают, что нарушения  приспособления организма к изменяющимся условиям социальной среды имеют  место не только у значительного  числа взрослых, но и у детей. Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в  том числе и формирование адаптационных  способностей, является одной из главных  задач, стоящих перед современной  школой. Следует отметить, что младший  школьный возраст заключает в  себе широкие возможности для  развития адаптационных способностей. Как отмечают многие исследователи  период начального школьного обучения является сензитивным для:

- развития рефлексивных  способностей и становления адекватной  самооценки;

- формирования мотивов  учения, развития устойчивых познавательных  потребностей и интересов.

Если на этом возрастном этапе ребёнок не получит эти  навыки, то сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет  значительно труднее и потребуется  неизмеримо больше усилий.

Развитие отдельных интеллектуальных свойств и личностных качеств  детей младшего школьного возраста, определяющих успешность социально-психологической  адаптации, частично ранее уже изучалось. Однако многие из них все же остались нерассмотренными. Вместе с тем, исследования различий в развитии адаптационных  способностей мальчиков и девочек  вообще отсутствуют.

Поэтому цель данного исследования заключалась в сравнительном  изучение гендерных особенностей адаптационных  способностей детей младшего школьного  возраста

Согласно цели исследования решались задачи, направленные на: осуществление  теоретического анализа механизмов школьной адаптации; нахождение и мотивирование  выборку, соответствующей условиям проведенного исследования; организации  эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе; определению  гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших  школьников к школьному обучению; построению выводов по результатам  данного исследования.

Для решения поставленных задач была обследована значительная по объёму выборка учащихся вторых классов средней общеобразовательной  школы г.Москвы. Достоверность и  обоснованность результатов исследования были обеспечены репрезентативностью  выборки испытуемых, использованием надежных и вылидных методов, адекватных цели и задачам исследования, а  также применение современных математико-статистических методов анализа данных.

Понятие «адаптация» является одним из основных в психологии, поскольку наличие адаптационных  способностей и владение механизмами  адаптации позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром, успешно  осуществлять ведущую деятельность и удовлетворять свои потребности. Современное представление об адаптации  основывается на работах Селье Г., Анохина П.К., Березина Б.Ф. и др. В  настоящее время адаптация рассматривается  либо как процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, либо как результат приспособления к  среде и достижение равновесия в  системе «организм-среда», либо как  свойство организма. Особенности адаптации  детей младшего школьного возраста заключаются в том, что воздействие  стрессоров, в том числе и в  процессе школьного обучения, вызывает у младших школьников напряженность  гормональных механизмов адаптации. Основные типы проблемных ситуаций, требующие  от индивида адаптивного поведения, описанные в отношении взрослых лиц, переживают в той или иной степени и дети младшего школьного  возраста. При их разрешении они  прежде всего пользуются защитными  адаптивными механизмами.

В рамках данного эмпирического  исследования основное внимание было уделено изучению адаптационных  возможностей организма. Селье Г. полагал, что способность к адаптации  определяется запасами адаптационной  энергии. Маклаков А.Г. рассматривал адаптацию  как свойство личности и ввёл понятие  личностного адаптационного потенциала – интегральную характеристику психического развития, являющуюся показателем способности  к социально-психологической адаптации. Определить адаптационный потенциал можно через оценку уровня развития личностных свойств, наиболее значимых для процесса адаптации. К ним относятся нервно-психическая устойчивость и самооценка личности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма при увеличении интенсивности воздействия стрессоров, тем шире диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.

Вместе с тем, некоторые  исследователи подчеркивали, что  значимыми для процесса адаптации  и успешного осуществления ведущей  деятельности являются уровень развития общего интеллекта (Векслер Д.) и  мотивация деятельности (Леонтьев А.Н.).

В результате проведенного исследования, были обнаружены существенные особенности в уровне развития адаптационных  способностей (интеллектуальных и личностных характеристик), связанных со степенью успешности социально-психологической  адаптации младших школьников к  школьному обучению, главным образом  в гендерном аспекте:

а). Интеллектуальные характеристики - мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них  лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного  внимания на числа выше, чем у  мальчиков.

Что говорит о том, мальчики значительно лучше ориентируются  в пространственно-зрительных отношениях, девочки имеют более высокие  показатели вербального интеллекта. В свою очередь, это указывает  на различие между мальчиками и девочками  в процессе социально-психологической  адаптации на интеллектуальном уровне;

б). Личностных характеристики - девочки характеризуются более  позитивным отношением к своим реальным особенностям, чем мальчики. Гендерные  различия в отношении к учителю  и одноклассникам мальчиков и  девочек заключается в том, что  девочки воспринимают сверстниц, как  наиболее привлекательных партнёров  по общению. Для девочек принципиальным является отношение с учителем как  со значимым лицом, для мальчиков  же взаимоотношения с учителем не столь значимо. Для мальчиков  характернее и значимее, в определённой степени, взаимоотношение со сверстниками, нежели с учителем. Значимые различия в частоте встречаемости разного  вида страхов у мальчиков и  девочек отсутствуют. Наиболее часто  страхи встречаются у детей, у  которых имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Эти результаты также помогают сделать о том, что также, как и по интеллектуальным характеристикам, по личностным характеристикам  у мальчиков и девочек имеются  существенные отличия в адаптационных  способностях.

Учащиеся начальных классов  обладают высоким уровнем развития некоторых невербальных интеллектуальных способностей, но в тоже время существенно  меньшим объёмом активного и  пассивного словарного запаса (табл. №1). Большинство из них обладают положительной  самооценкой. Интерес к процессу познания и желание стать образованным человеком и хорошим специалистом наиболее часто выступают в качестве ведущих мотивов учебной деятельности (табл. №5).

Около одной трети младших  школьников достаточно часто переживают состояние тревоги в процессе школьного обучения. При этом тревожность  прежде всего проявляется в ситуациях  проверки знаний и связана со страхом  не соответствовать ожиданиям окружающих (табл. № 7).

Гендерные различия в развитии адаптационных способностей касаются интеллектуальных способностей, соответствующих  отдельным интеллектуальным факторам по Д.Векслеру. Мальчики практичнее, чем  девочки. Они лучше разбираются  в происходящих событиях. Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Однако девочки легче справляются  с заданиями, требующими распределение  внимания (табл. № 2). По сравнению с  мальчиками девочки характеризуются  более позитивным отношением к своим  реальным особенностям («Я-реальное»). Гендерные различия в отношению  к учителю и одноклассникам младших  школьников заключается в том, что  девочки воспринимают сверстниц, как  наиболее привлекательных партнёров  по общению. Развитие стрессоустойчивости  у мальчиков и девочек 8-9 лет  значимо не различаются.

Таким образом, в процессе написания данной работы и проведённого эмпирического исследования были выполнены  цель и задачи исследования. Гипотеза исследования: существуют гендерные  различия в уровне развития адаптационных  способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению, была подтверждена.

 

Список литературы  

 

1.  Александровский Ю.А, Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: изд-во «Наука», 197б. - 272 с.

2.  Анохин П.К Очерки по психофизиологии функциональных систем .- М.: Медицина, 1975. - 447 с.

3.  Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст]/С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.

4.  Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с.

5.  Батуев А.С. Идея гуманизации российской школы // Школа-семинар «Специализация школы. Нервно-психическая адаптация». Сборник материалов. СПб.: СПБГУ, 1998. - С. 10-12.

6.  Беличева С.А.Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков [Текст]/С.А. Беличева//Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. - 1995. -№ 1. - С. 3-17

7.  Большой психологический словарь/Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 440 с.

8.  Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников.//Вопросы психологии. - 2001. - №4.- С. 31-38.

9.  Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное [текст]/Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.

10.  Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров [Текст]/Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 1979.- 354с.

11.  Битянова М.Р., Азарова Л.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.

12.  Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения//Вопросы психологии. - 1976. -№- 4.- С. 55-68.

13.  Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости//Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Наука, 1983. - С. 542-543.

14.  Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов/Под. Ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

15.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. - .т. 3. - 367 с.

16.  Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989. - 79 с.

17.  Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.

18.  Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. - Казань: Издательство Казанского университета, 1991. - 255 с.

19.  Жукова НЛ., Усанова Е.П. и др. Изменения физиологических функций организма школьников в период адаптации их в динамике первого учебного года и при переходе на предметное обучение. Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. Тезисы конференции. В 2 т. - Т. 2. - М.: АПН СССР, 1974. - С. 91-93.

20.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов.- М.: Логос, 2001. - 384 с.

21.  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.-С. 253-264.

22.  Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.

23.  Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации 11 Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.

24.  Казначеев ВЛ. Современные аспекты адаптации - Новосибирск: Haука. Сиб. отд-ние, 1980. - 191 с.

25.  Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам [Текст]/Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.

26.  Коротаев А.А. Влияние эмоционального стресса на трудовую деятельность в зависимости от типологических свойств нервной системы//Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1986. Вып. 5.-420 с.

27.  Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. у-щ. - М.: Просвещение, 1996. - 336 с.

28.  Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - Л.: Гос. изд., 1924. – 290с.

29.  Лейтес Н.С. Младшие школьники//Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999. С. 34-42.

30.  Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.: Смысл, 2000. - 511с.

31.  Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

32.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М,: Просвещение, 1983, - 96 с.

33.  Маркова О.Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. СПб.: ИЗД-ВО СПБГЭТУ «ЛЭТИ», 2000, - 166 с.

34.  Матюхина МВ. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984, - 144 с.

35.  Махнач А.В., Бушов Ю.В, Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности 11 Вопросы психологии. - 1988. - N26. - С 130-133.

36.  Милославова И.А. Роль социальной адаптации [Текст]/И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.

37.  Младший школьник, его развитие и воспитание/Под общ. ред. Сироткина П.Ю., Хузиахметова А.Н. - Казань: изд-во Дом печати, 1998. - 211 с.

38.  Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. - Ереван: Изд-во АН АрмССр, 1988. - 262 с.

39.  Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.

40.  Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] / И.Н. Никитина. – М., 1980. – 85с.

41.  Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб,: Речь, 2000. - 507 с.

42.  Ньюкомб Н., 2002. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002.- 640 с.

43.  Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.

44.  Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.

45.  Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.Л.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - С.389-411, 442-444.

46.  Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике / Сост. Константинов В.В., Ситников в.л., Шилов И.Ю. - СПб.: ЛГОУ, 2002. – С.136-148.

Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников