Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:25, дипломная работа
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных. Фактором и последствием данного обстоятельства во многом является нарушения течения адаптации. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Введение
Глава I. Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста
1.1 Общие положения об адаптации
1.2 Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды
1.3 Основные проявления социально-психологической дезадаптации личности
1.4 Особенности интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников, обеспечивающих успешность их социально-психологической адаптации
1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
1.4.2 Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
1.4.3 Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
1.4.4 Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Результаты исследования
2.4.1 Общий интеллект как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.2 Самооценка учащихся начальных классов как структурный элемент адаптационных способностей
2.4.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников
2.4.4 Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Заключение
Литература
Заключение
Произошедшее за последние годы увеличение числа негативных социально-экономических факторов, воздействующих на человека, и их интенсивности способствовало привлечению пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей к проблеме адаптации. Многие специалисты, занимающиеся изучением данного феномена, отмечают, что нарушения приспособления организма к изменяющимся условиям социальной среды имеют место не только у значительного числа взрослых, но и у детей. Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в том числе и формирование адаптационных способностей, является одной из главных задач, стоящих перед современной школой. Следует отметить, что младший школьный возраст заключает в себе широкие возможности для развития адаптационных способностей. Как отмечают многие исследователи период начального школьного обучения является сензитивным для:
- развития рефлексивных
способностей и становления
- формирования мотивов
учения, развития устойчивых
Если на этом возрастном
этапе ребёнок не получит эти
навыки, то сделать это в дальнейшем
(за рамками сензитивного периода) будет
значительно труднее и
Развитие отдельных
Поэтому цель данного исследования заключалась в сравнительном изучение гендерных особенностей адаптационных способностей детей младшего школьного возраста
Согласно цели исследования решались задачи, направленные на: осуществление теоретического анализа механизмов школьной адаптации; нахождение и мотивирование выборку, соответствующей условиям проведенного исследования; организации эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе; определению гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших школьников к школьному обучению; построению выводов по результатам данного исследования.
Для решения поставленных
задач была обследована значительная
по объёму выборка учащихся вторых
классов средней
Понятие «адаптация» является
одним из основных в психологии,
поскольку наличие
В рамках данного эмпирического
исследования основное внимание было
уделено изучению адаптационных
возможностей организма. Селье Г. полагал,
что способность к адаптации
определяется запасами адаптационной
энергии. Маклаков А.Г. рассматривал адаптацию
как свойство личности и ввёл понятие
личностного адаптационного потенциала
– интегральную характеристику психического
развития, являющуюся показателем способности
к социально-психологической
Вместе с тем, некоторые
исследователи подчеркивали, что
значимыми для процесса адаптации
и успешного осуществления
В результате проведенного исследования, были обнаружены существенные особенности в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик), связанных со степенью успешности социально-психологической адаптации младших школьников к школьному обучению, главным образом в гендерном аспекте:
а). Интеллектуальные характеристики - мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.
Что говорит о том, мальчики
значительно лучше
б). Личностных характеристики
- девочки характеризуются более
позитивным отношением к своим реальным
особенностям, чем мальчики. Гендерные
различия в отношении к учителю
и одноклассникам мальчиков и
девочек заключается в том, что
девочки воспринимают сверстниц, как
наиболее привлекательных партнёров
по общению. Для девочек принципиальным
является отношение с учителем как
со значимым лицом, для мальчиков
же взаимоотношения с учителем не
столь значимо. Для мальчиков
характернее и значимее, в определённой
степени, взаимоотношение со сверстниками,
нежели с учителем. Значимые различия
в частоте встречаемости
Учащиеся начальных классов
обладают высоким уровнем развития
некоторых невербальных интеллектуальных
способностей, но в тоже время существенно
меньшим объёмом активного и
пассивного словарного запаса (табл. №1).
Большинство из них обладают положительной
самооценкой. Интерес к процессу
познания и желание стать образованным
человеком и хорошим
Около одной трети младших
школьников достаточно часто переживают
состояние тревоги в процессе
школьного обучения. При этом тревожность
прежде всего проявляется в ситуациях
проверки знаний и связана со страхом
не соответствовать ожиданиям
Гендерные различия в развитии
адаптационных способностей касаются
интеллектуальных способностей, соответствующих
отдельным интеллектуальным факторам
по Д.Векслеру. Мальчики практичнее, чем
девочки. Они лучше разбираются
в происходящих событиях. Кроме того,
у них лучше развито
Таким образом, в процессе написания данной работы и проведённого эмпирического исследования были выполнены цель и задачи исследования. Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению, была подтверждена.
Список литературы
1. Александровский Ю.А, Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: изд-во «Наука», 197б. - 272 с.
2. Анохин П.К Очерки по психофизиологии функциональных систем .- М.: Медицина, 1975. - 447 с.
3. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации [Текст]/С.Д. Артемов. – М., 1990.- 180с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. - 160 с.
5. Батуев А.С. Идея гуманизации российской школы // Школа-семинар «Специализация школы. Нервно-психическая адаптация». Сборник материалов. СПб.: СПБГУ, 1998. - С. 10-12.
6. Беличева С.А.Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков [Текст]/С.А. Беличева//Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. - 1995. -№ 1. - С. 3-17
7. Большой психологический словарь/Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 440 с.
8. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников.//Вопросы психологии. - 2001. - №4.- С. 31-38.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное [текст]/Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,1999.- 321с.
10. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров [Текст]/Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 1979.- 354с.
11. Битянова М.Р., Азарова Л.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 352 с.
12. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения//Вопросы психологии. - 1976. -№- 4.- С. 55-68.
13. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости//Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М.: Наука, 1983. - С. 542-543.
14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов/Под. Ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. - .т. 3. - 367 с.
16. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989. - 79 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 368 с.
18. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. - Казань: Издательство Казанского университета, 1991. - 255 с.
19. Жукова НЛ., Усанова Е.П. и др. Изменения физиологических функций организма школьников в период адаптации их в динамике первого учебного года и при переходе на предметное обучение. Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. Тезисы конференции. В 2 т. - Т. 2. - М.: АПН СССР, 1974. - С. 91-93.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов.- М.: Логос, 2001. - 384 с.
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПБ.: Издательство «Питер», 2000.-С. 253-264.
22. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб.: «Питер», 2000. - 512 с.
23. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации 11 Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.
24. Казначеев ВЛ. Современные аспекты адаптации - Новосибирск: Haука. Сиб. отд-ние, 1980. - 191 с.
25. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам [Текст]/Д.В. Колесов. – М.,1987. – 176с.
26. Коротаев А.А. Влияние эмоционального стресса на трудовую деятельность в зависимости от типологических свойств нервной системы//Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1986. Вып. 5.-420 с.
27. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. у-щ. - М.: Просвещение, 1996. - 336 с.
28. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - Л.: Гос. изд., 1924. – 290с.
29. Лейтес Н.С. Младшие школьники//Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. средн. пед. учеб. заведений/Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999. С. 34-42.
30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.: Смысл, 2000. - 511с.
31. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
32. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М,: Просвещение, 1983, - 96 с.
33. Маркова О.Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. СПб.: ИЗД-ВО СПБГЭТУ «ЛЭТИ», 2000, - 166 с.
34. Матюхина МВ. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984, - 144 с.
35. Махнач А.В., Бушов Ю.В, Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности 11 Вопросы психологии. - 1988. - N26. - С 130-133.
36. Милославова И.А. Роль социальной адаптации [Текст]/И.А. Милославова. - Л.,1984.- 284с.
37. Младший школьник, его развитие и воспитание/Под общ. ред. Сироткина П.Ю., Хузиахметова А.Н. - Казань: изд-во Дом печати, 1998. - 211 с.
38. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. - Ереван: Изд-во АН АрмССр, 1988. - 262 с.
39. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов в высш. Пед. учеб. завед. / Р.С.Немов.- М.,1994.- 576с.
40. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] / И.Н. Никитина. – М., 1980. – 85с.
41. Никольская И.М, Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб,: Речь, 2000. - 507 с.
42. Ньюкомб Н., 2002. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002.- 640 с.
43. Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.
44. Общая психология [текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.- 383с.
45. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.Л.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - С.389-411, 442-444.
46. Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике / Сост. Константинов В.В., Ситников в.л., Шилов И.Ю. - СПб.: ЛГОУ, 2002. – С.136-148.
Информация о работе Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников