Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Оглавление

Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе

Файлы: 1 файл

Гендер.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

     Е. Трофимова в статье «К вопросу  о гендерной терминологии» подчеркнула, что гендерное «измерение» дает зачастую возможность по-иному взглянуть  на хорошо известные факты или  произведения, интерпретировать их с  учетом гендерной дифференциации, выявлять субтексты, отражающие символы женского опыта, а также и деконструировать, казалось бы, незыблемые понятия. [16] Ведь новое прочтение текстов дает возможность отойти от традиционных – и литературоведческих, и социально-политических – трактовок, проанализировать произведения с точки зрения представлений о «мужественности» и «женственности», которые, в свою очередь, являются конструктами культуры и подвергаются постоянной эволюции в исторической перспективе. Исследователи вслед за Э. Шоре показывают особую роль в гендерном литературоведении междисциплинарных связей. [16] Действительно, литературная критика и литературоведение стали опираться на результаты исследований в области психологии, антропологии, лингвистики, которые позволили делать более обоснованные выводы и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 

     На  протяжении многих веков у людей  складывались стереотипные представления  об образе мужчины и женщины. Эти  стереотипы и в наше время распространяются на всех представителей того или иного  пола, независимо от индивидуальных особенностей и возраста (даже на младенцев, которые  ещё не успели обзавестись мужскими или женскими чертами характера). Устойчивые представления касаются также личностных черт людей разных полов и особенностей их поведения.

     Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. [13] Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «… по своей природе, как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины». (Платон, «Республика»). [13]

     В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные  стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой». [1] Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как инициативное, деятельное, динамическое, женское – рецептивное, страдательное, статическое.

     Можно выделить следующие бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине.

     1) «Логичность – интуитивность», «абстрактность – конкретность». Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность – с интуитивностью (Булгаков, Флоренский, Розанов, Логинов, Хрипкова, Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов) «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков). В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. «Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки» (Логинов). Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины – и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

     2) «Инструментальность – экспрессивность», «сознательность – бессознательность». Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

     3) «Власть – подчинение». Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях «власть – подчинение». «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, быть покровителем и вождем, право женщины – в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя» (Розанов). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой». Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики.

     4) «Порядок – хаос». Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало – проявление порядка, а женское – хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Так, Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия. У. Штейнберг считает, что в современной культуре часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, то в силу устоявшихся традиций они не считаются мужскими. «И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой» (Штейнберг). Как женщина способна развивать своё мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина, в свою очередь, может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение культурных стереотипов поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

     5) «Независимость, индивидуальность – близость, коллективность». Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).

     6) «Сила Я – слабость Я». Считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине». К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины – в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я». П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское – с горизонталью. Кроме того, подобный взгляд Н. Бердяева на пол прослеживается в его произведении «О назначении человека», где он утверждает, что «женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный».

     7) «Импульсивность, активность –  статичность, пассивность». В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении Средних веков, вплоть до современной эпохи. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один – активным, другой – пассивным. Пассивность – это качество женщины. «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина – принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве». Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

     8) «Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм». В культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность – неверность».

     Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и  женщины. Но в реальной жизни часто встречаются логичные женщины и чувственные мужчины; активные, властные, доминантные, женщины и пассивные, подчиняющихся мужчины Социологическое значение понятия «мужской» и «женский» получают благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается сочетание биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.

     Современные исследователи И. Броверман с соавторами на основе социологических опросов составили портрет типичного мужчины и типичной женщины. [4]  

Таблица № 1

Стереотипы  типичных черт мужчин и женщин 

Типичный  мужчина Типичная женщина
Агрессивный  
Предприимчивый  
Доминирующий  
Независимый  
Скрывающий эмоции  
Любит математику и науку  
Обладает деловыми навыками  
Знает, как осваивать мир  
Легко принимает решения  
Самодостаточен  
Свободно говорит о сексе с другими мужчинами
Тактичная  
Проявляет расположение  
Нежная  
Не использует грубых выражений  
Понимает чувства других  
Разговорчивая  
Религиозная  
Интересуется собственной внешностью  
Ценит искусство и литературу  
Сильно нуждается в защите  
Аккуратная в привычках  
Спокойная
 

      

     Учёные  Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ – это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин – формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п. [4]

     Ряд подобных исследований выполнен и российскими учеными. Как и в зарубежных работах, одни авторы основное внимание при изучении образа мужчин и женщин уделили их личностным особенностям, другие – поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе общения. К последнему направлению можно отнести работы Т. И. Юферевой, Т. А. Арканцевой и Е. М. Дубовской.

     Е. В. Каган и И. С. Клецина работали над выяснением стереотипных представлений о личностных особенностях мужчин и женщин. В. Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается  как носитель эстетической функции:  красивая, обаятельная, женственная.  Об этом заявили 60 % женщин и  68 % мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным,  надежным. Так считают  69 % женщин и 61 % мужчин. [4]

Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении