Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 17:31, реферат
Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.
Категория гендера в современной науке
Проблемы гендерной поэтики
Гендерные стереотипы и их роль в обществе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих современных социальных психологов, таких как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, О.А. Воронина, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.
Гендерный
подход в науке основан на идее
о том, что важны не биологические
различия между мужчинами и женщинами,
а то культурное и социальное значение,
которое этим различиям придает
общество. Основой гендерных исследований
стало выявление разницы в
статусах, ролях и иных аспектах
жизни мужчин и женщин и, главное,
анализ феноменов власти и доминирования,
утверждаемых в обществе через гендерные
роли и отношения. Теория гендера
позволяет по-новому интерпретировать
и произведения художественной литературы,
где наглядно и глубоко воплощаются
мужской и женский взгляд на мир
(гендерная картина мира), на взаимоотношения
полов, а также осветить проблему
женского творчества, которая и по
сей день считается значимой и
обретает новые перспективы в
связи с успехами гендерологии.
КАТЕГОРИЯ
ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОЙ
НАУКЕ
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).
Несмотря
на то, что существует огромное количество
определений гендера, каждый исследователь
вкладывает в это понятие свой,
порой субъективный смысл. Приведем
одно из наиболее продуктивных определений:
«Гендер — это определенность
человека, возникающая в результате
социокультурного наполнения полового
диморфизма, имеющая систему
Финская исследовательница М. Рюткенен пишет: «Гендер создается в отношении к социокультурной ситуации в обществе, определяющей одни черты как женственные, а другие как маскулинные: мы социализируемся в женщин и мужчин. Это очень сложный процесс развития человека в члена общества и социокультурной среды, где важную роль играет усвоение ребенком языка». [12]
Адекватного
перевода на русский язык слово «гендер»
не имеет, это калька с английского.
В английском языке слово «gender»
представлено в нескольких значениях:
во-первых, как морфологическая
«Словоупотребление
Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.
В общественных науках и, особенно, в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.
Слово «гендер» в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии. [6]
В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.
Современная
социальная наука различает понятия
пол и гендер (gender). Традиционно
первое из них использовалось для
обозначения тех анатомо-
Помимо
биологических отличий между
людьми существуют разделение их социальных
ролей, форм деятельности, различия в
поведении и эмоциональных
Гендерные
роли – один из видов социальных ролей,
набор ожидаемых образцов поведения (или
норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной
психологии определяется как набор норм,
определяющих, как должны вести себя люди
в данной социальной позиции. Первым представителем
ролевой теории по праву может считаться
Шекспир, написавший:
Весь
мир – театр,
В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы; И каждый не одну играет роль. [16,592] |
В
настоящее время не существует единой
теории социальных ролей как таковой.
Гендерные роли, их характеристики,
происхождение и развитие рассматриваются
в рамках различных социологических,
психологических и
Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. [17] В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) – имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.
Гендерные
роли зависят не только от культуры,
но и от исторической эпохи. И. С. Кон
отметил, что традиционная система
дифференциации половых ролей и
связанных с ними стереотипов
фемининности-маскулинности
1) женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными;
2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми;
3) женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль. [8]
Сейчас
практически во всех культурах в
отношении гендерных ролей
Гендер
создается обществом как
Информация о работе Гендер как научная категория и проблемы гендерной поэтики в литературоведении